08:07, 30 августа 2017 года

Невинномысские музейщики хранят память о казачьем прошлом города

Взять, к примеру, Невинномысский историко-краеведческий музей, который недавно отметил свое 60-летие. Жизнь здесь буквально кипит! В прошлом году в учреждении побывало 17257 человек (то есть каждый седьмой житель города). Научные сотрудники провели 400 интересных экскурсий, прочитали 112 лекций. Сегодня музейное собрание насчитывает 12640 предметов и представляет этнографию, историю Невинномысска, традиционную культуру казачества и т. д.

И такой еще факт: активно внедряют музейщики интерактивные формы работы. Это значит, что некоторые экспонаты посетители могут не только осмотреть, но и использовать по прямому назначению. Также интерактивность предусматривает прямое вовлечение гостя в то или иное действо (праздник, инсценировку народных обрядов).

Но обо всем по порядку. Ознакомление с экспозицией музея всегда начинается с макета построенного в 1787 году Невинномысского редута. Он представлял собой замкнутый многоугольник, приспособленный для обороны, и служил опорным пунктом для двух-трех рот казаков. На вооружении редута была одна пушка.

Кстати, многие слышали, что казаки в качестве сигнала опасности поджигали веху - шест, обмотанный паклей или соломой. Но это ночью или в пасмурную погоду. А днем? Оказывается, служивые поднимали высоко над наблюдательной вышкой большие шары, сплетенные из ивовых прутьев.

До 1825 года немногочисленный гарнизон Невинномысского укрепления стерег участок пограничной полосы по Кубани. Лишь осенью 1825 года сюда переселяются еще 200 казачих семей из станиц Московской и Донской. И на день Покрова возникла казачья станица Невинномысская. В православный праздник состоялся обряд освящения места поселения, его земля была опахана плугом и обнесена терновым плетнем.

Огромной популярностью у посетителей (особенно школьников) пользуется представление «Казачья горница». Оно позволяет на время перенестись в далекий девятнадцатый век. Сама атмосфера музейного зала этому способствует. Вот уголок старой казачьей хаты, одежда казаков и казачек, предметы быта. А вот тронутый временем ствол старинной пушки. Еще один уникальный экспонат - угольный утюг с изображением… домового. Кстати сказать, с этим мифологическим персонажем у казаков было связано немало поверий. Например, еду, оставшуюся после ужина на столе, надо было обязательно перекрестить, чтобы домовой не нюхал оставленное.

Но вернемся в «Горницу». Ее участники активно вовлечены в разворачивающееся действо. Хочет девчушка пройтись с коромыслом, как это делала ее прапрабабушка? Пожалуйста! Желаешь помолоть зерно на специальной ручной крупорушке? Попробуй! А можно взять ухватом тяжелый чугунок? Конечно! Даже импровизированные мастер-классы по старинной казачьей кухне проводят сотрудники музея.

У последних, кстати, есть давняя мечта. В Невинномысске еще можно найти старинную казачью хату. Такую, как на картине невинномысской художницы Раисы Крапивиной. Сделать бы на подобном подворье небольшой этнографический музей. Он выступал бы как своеобразная «машина времени». Все, о чем рассказывают экскурсоводы, можно было бы увидеть своими глазами.

А уникальных подзабытых фактов о жизни казаков немало. Например, знаете ли вы такую пословицу: «Каждый казак - государь в своем дворе»? Оказывается, даже атаман не мог войти во двор станичника без его разрешения. В то же время и обязанностей, общих для всех, было в станице немало. Например, в этнографическом музее-подворье, будь он создан, внимание посетителей обязательно привлекла бы… опечатанная русская печь. В чем тут дело? В теплое время года готовить казачкам можно было только в землянках или летницах (летних кухнях). Это уберегало курень от пожаров. Кстати, ныне названия предметов казачьей кухонной утвари нуждаются в переводе. Что такое, например, ваганы? Это долбленые корыта. Дежи - кадки для заквашивания теста. Мисник - шкафчик для посуды, чавуны - чугунные котлы.

А о чем может рассказать, например, обыкновенный колодец? Отношение к нему, говорят музейщики, у казаков было особое. Ближе ста сажень (около 200 метров) от колодца запрещалось поить коней и прогонять скотину. Работа же нанимаемого копателя колодцев у казаков пользовалась особым уважением. Труд ведь этот был невероятно тяжелым и опасным.

Потому часто колодцы копались «по обету» - людьми, замаливавшими какой-либо грех. Во время рытья работник не прикасался ни к вину, ни к деньгам, а некоторые и вовсе давали обет молчания. Часто станичники вскладчину нанимали музыкантов, которые играли постоянно, пока шла копка. А иногда колодезник требовал, чтобы во время работы непрерывно читался Псалтырь…

Сбудется ли мечта невинномысских музейщиков о казачьем подворье, покажет время. Но уже сегодня сотрудники Невинномысского музея делают все, чтобы мы не росли Иванами, не знающими родства…

«Интерактив с коромыслом»
Газета «Ставропольская правда»
8 сентября 2017 года