Пожалуй, нет такого жителя края, которому не приходилось бы обращаться в органы труда и социальной защиты. Сюда спешат не только за решением проблем с трудоустройством, оформлением пособий и жилищных субсидий, но и по вопросам круглогодичного оздоровления детей, получения единовременной материальной помощи…

По статистике, мерами социальной поддержки или социальными услугами пользуется каждый третий. О том, какие меры социальной поддержки, какие социальные услуги наиболее востребованы населением края, какая ситуация складывается на краевом рынке занятости, наш разговор с министром труда и социальной защиты населения Ставропольского края И. Ульянченко.

– Иван Иванович, времена нынче экономически трудные, людям приходится, что называется, считать каждую копейку. На какую помощь от государства они могут рассчитывать?

– В настоящее время населению края предоставляется порядка 76 видов различных социальных выплат, 30 из которых краевые. Все пособия выплачиваются в срок и в полном объеме. При этом стоит сказать, что вопросы выполнения публичных обязательств по социальной поддержке населения всегда были для губернатора, правительства края, Думы в числе абсолютных приоритетов. Поэтому расходы краевого бюджета на оказание населению мер социальной поддержки ежегодно увеличиваются.

– Какие из этих мер на сегодняшний день наиболее востребованы?

– Традиционно это все виды детских пособий. Помимо федеральных выплат для семей, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, в крае предусмотрены такие меры социальной поддержки, как ежемесячное пособие на ребенка, ежегодное социальное пособие на проезд студентам, государственная социальная помощь, в том числе и на основании социального контракта. С начала года заключено 73 социальных контракта, государственную социальную помощь получили около 10 тысяч человек, а пособие на ребенка получают более 100 тысяч семей. Также в крае в соответствии с Указом Президента Российской Федерации при рождении после 31 декабря 2012 года третьего либо последующего ребенка предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для детей. В этом году эту выплату получают более 14 тысяч человек.

Востребованы и ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, ветеранам труда Ставропольского края, труженикам тыла, реабилитированным лицам и гражданам, пострадавшим от политических репрессий. Число получателей этих выплат сегодня превышает 240 тысяч. По-прежнему одной из самых проблемных для населения остается жилищно-коммунальная сфера. Именно поэтому значительная часть средств, предназначенных на социальную защиту, выделяется на поддержку населения в оплате ЖКУ.

– Для благосостояния семей с детьми важно наличие у родителей работы. Какова сегодня в крае ситуация на рынке труда?

– Последние три года уровень регистрируемой безработицы по краю не превышает одного процента. В настоящее время он составляет 0,8 процента. И на одну вакансию приходится, если можно так выразиться, 0,4 безработного. С начала текущего года в учреждения занятости за содействием в поиске подходящей работы обратились 28 тысяч 642 человека, 66,4 процента из них трудоустроены. С начала года число заявленных вакансий составляет 99039 единиц. Большинство из них заявлены работодателями для трудоустройства на постоянные рабочие места.

– Различные социологические опросы говорят о том, что в числе наиболее остро беспокоящих население вопросов – страх потерять работу. Есть у министерства данные о кризисных предприятиях?

– Нами совместно с центрами занятости населения организован еженедельный мониторинг высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников. В нем участвуют 824 организации. Для поддержки жителей края, потерявших работу, предпринимаются все меры. Предлагаются различные виды временных работ, проводится переобучение новым профессиям и специальностям, оказываются услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке, выдаются субсидии на открытие собственного дела, проводятся ярмарки вакансий.

– Помимо безработицы на рынке труда сегодня присутствует и такое негативное явление, как неформальная занятость. Что делается в крае по легализации трудовых отношений?

– Эта работа системно ведется в крае уже третий год. Благодаря реализации комплекса различных мер по выявлению работодателей, допускающих неформальную занятость и «серые» схемы оплаты труда, из «тени» уже выведено более 200 тысяч работников. Край ежегодно перевыполняет контрольные показатели, установленные соглашением с Федеральной службой по труду и занятости, и сегодня по достигнутым показателям занимает первую строчку составляемого Рострудом рейтинга субъектов Российской Федерации.

– У инвалидов и людей старшего поколения помимо материальных трудностей существуют и другие проблемы – болезни, немощь, одиночество, снижение интереса к жизни. Как социальные службы помогают их решать?

– Социальная поддержка старшего поколения, обеспечение людям преклонного возраста достойной жизни – одно из ключевых направлений деятельности нашего министерства и подведомственных ему учреждений. Ежегодно мы оказываем помощь в решении таких проблем более чем 200 тысячам граждан старшего поколения и инвалидам. Предоставляется порядка 90 наименований различных услуг с учетом потребностей населения: кому-то нужен уход и помощь по хозяйству, а кто-то нуждается в услугах, направленных на продление активного долголетия. Ведь сегодня среди пенсионеров много людей, которых ни по внешнему виду, ни по состоянию здоровья к пожилым не отнесешь. Недаром уже появился новый общемировой термин «люди третьего возраста». В этом возрасте многие из них сохранили трудовую, социальную и общественную активность. Они работают, путешествуют, занимаются спортом. Для них важно иметь возможность поддерживать здоровый образ жизни. И мы им эту возможность стараемся обеспечивать. Во всех наших центрах социального обслуживания, а они есть во всех городах и районах края, уже многие годы функционируют отделения дневного пребывания пожилых людей и инвалидов. В них работают различные кружки, клубы, университеты «третьего возраста» и так далее. У клиентов отделений есть возможность для занятий спортом, художественной самодеятельностью, творчеством.

В последние три года в рамках внедрения новых технологий мы расширяем спектр оказываемых услуг, перепрофилируем эти отделения в социально-оздоровительные. Новизна заключается в применении дополнительно к традиционным формам работы здоровьесберегающих технологий. Это группы здоровья, школы здоровья, клубы «Социальный туризм для пожилых».

Сегодня пожилые жители края имеют возможность получать в центрах социального обслуживания физио- и грязелечение, фитотерапию, массаж, сеансы лечебной физкультуры, оздоровительной ходьбы, релаксации и многое другое. Кроме того с целью оказания пожилым гражданам лечебно-профилактических и социально-оздоровительных услуг в домашних условиях внедрена услуга «Санаторий на дому». Она предоставляется всеми центрами социального обслуживания. Оздоровительные мероприятия с использованием портативной медицинской техники осуществляются непосредственно по месту проживания. Надо ли говорить о том, как это важно для пожилых людей или инвалидов. Такой услугой за последние полтора года воспользовались более двух с половиной тысяч человек.

Кроме того среди принятых министерством за два последних года мер по оказанию услуг на дому открытие отделений длительного ухода за тяжелобольными гражданами «Хоспис на дому», развитие служб сиделок и служб экстренной телефонной помощи, расширение сети мобильных бригад, предоставление на дому широкого спектра социально-медицинских услуг, консультаций врачей по вопросам диетологии, рационального питания и здорового образа жизни, развитие «Школ реабилитации и ухода в домашних условиях» и «Школ личной безопасности пожилых». В последние годы эти услуги становятся все более востребованными. Кстати, в настоящее время в крае отсутствует очередь на надомное обслуживание.

– Если одинокий пожилой человек или инвалид не в состоянии жить самостоятельно даже с помощью социальных служб, насколько доступно для него помещение в стационар?

– На сегодняшний день у нас нет очередности в стационары как общего типа, так и психоневрологического. Другое дело, если человек хочет попасть в какое-то конкретное учреждение, например в Ставропольский геронтологический центр, наше базовое учреждение. В этом случае ему придется подождать, так как оно пользуется особой популярностью. Хотя во всех учреждениях с круглосуточным пребыванием людей созданы одинаково комфортные и безопасные условия проживания, введено сбалансированное пятиразовое питание, организуется досуг, оказываются необходимые медицинские услуги. Сегодня во всех стационарах отрасли функционируют медицинские, а также стоматологические и физиотерапевтические кабинеты с разнообразным спектром оказываемых процедур, применяются элементы бальнео- , водо- и грязелечения. Как результат – увеличение средней продолжительности жизни. Так, по интернатам общего типа в 2014 году этот показатель составлял 78,8 года, а по психоневрологическим интернатам – 65,1. В 2015-м – 81,3 и 66,2 соответственно. По итогам 2016 года – 79,9 и 75 лет.

– К сожалению, сегодня не только в нашем крае, но и во всех регионах России остро стоит вопрос детской инвалидности. Какие возможности есть у социальных учреждений по реабилитации детей-инвалидов? Возможна ли она в домашних условиях?

– В нашем крае действует 17 государственных организаций социального обслуживания семьи и детей и 35 отделений по работе с семьей и детьми в структуре 23 центров социального обслуживания населения. Ежегодно широкий спектр социальных услуг получают порядка 50 тысяч семей. Особое внимание уделяется семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Только с начала текущего года в структуре 10 организаций социального обслуживания открыты новые подразделения или службы, оказывающие услуги детям с ограниченными возможностями здоровья.

Для расширения спектра социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми-инвалидами, правительством края проводится работа по привлечению внебюджетных источников финансирования. Так, помощь в виде грантов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, получили краевые программы «Право быть равным» и «Дорога в жизнь», с помощью которых удалось существенно улучшить качество обслуживания семей с детьми-инвалидами за счет приобретения различного реабилитационного, развивающего, игрового и спортивного оборудования, внедрения новых форм работы, в том числе и по оказанию реабилитационных услуг на дому.

Вопрос надомной реабилитации решается с помощью созданных в учреждениях мобильных бригад, для которых приобретены специальный транспорт и портативное оборудование. Это направление продолжает развиваться. Например, в Ставрополе на базе Ставропольского центра помощи семье и детям второй год работает новая служба «Домашнее визитирование». Она открыта по просьбам родителей детей-инвалидов и предоставляет детям с тяжелыми ограничениями в передвижении и самообслуживании социальные услуги на дому. С прошлого года на базе Апанасенковского центра социальной помощи семье и детям функционирует новая служба «Социальная няня» по оказанию услуг кратковременного присмотра за детьми-инвалидами. Также открыта группа дневного пребывания в Кисловодском комплексном центре социального обслуживания населения, утверждена программа социально-бытовой адаптации «Я все смогу». Стоит упомянуть и краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Орленок», в структуре которого работает отделение «Мать и дитя». Оно ежемесячно принимает 90 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 18 лет. Вместе с детьми реабилитационные услуги получают и их родители, преимущественно матери.

– Ваше ведомство решает множество насущных вопросов. Какие из них на сегодняшний день можно считать приоритетными?

– Я бы не стал делить нашу работу по приоритетности. Важно все, ведь наши подопечные – пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи, матери-одиночки, дети-сироты, люди, лишившиеся работы или по каким-то другим причинам попавшие в трудную жизненную ситуацию... Наша задача – защищать тех, кому трудно, обеспечить реальный доступ ко всему перечню социальных услуг каждого в них нуждающегося. И здесь главное – качество обслуживания, внимательное и заботливое отношение к тем, кто обращается к нам за помощью, создание в наших учреждениях благоприятных условий для оказания этой помощи. Поэтому мы регулярно проводим независимую оценку качества социального обслуживания во всех без исключения подведомственных министерству учреждениях.

– Кто проводит эту оценку и по каким критериям?

– Независимая оценка проводится оператором, выбранным по результатам конкурсных процедур. В этом году она проводилась ведущими учеными и специалистами Северо-Кавказского федерального университета. Исследование носило комплексный характер и включало в себя выявление объективной доступности социальных услуг населению, мнения получателей социальных услуг или их законных представителей, оценку независимых экспертов. Было изучено мнение более 6 тысяч человек. Результаты независимой оценки показали улучшение качества социального обслуживания в крае.

– За счет чего достигается улучшение качественных показателей?

– В первую очередь за счет повышения профессиональной компетенции сотрудников. Их обучение и переобучение мы проводим ежегодно. А с нынешнего года оно проходит на новом качественном уровне, так как начал свою работу специализированный Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников социальной сферы. Таких учреждений в России всего два, и в том, что оно сегодня действует в нашем регионе, огромная заслуга губернатора края.

С этого года мы приступили к обучению социальных работников языку жестов. Обучение сурдопереводу на базе Ессентукского центра реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья прошли уже 20 сотрудников центров социального обслуживания. Знания, полученные в процессе обучения, помогут им общаться с инвалидами по слуху, которых в крае более трех с половиной тысяч человек, в быту, сопровождать их в государственные учреждения, магазины, больницы.

Улучшению качественных показателей способствует и расширение спектра предоставляемых социальных услуг, применение новых методик и технологий. Только за первое полугодие этого года в практику наших учреждений внедрено 28 технологий, направленных на развитие мобильных форм социального обслуживания, организацию оздоровления и досуга пожилых людей, обеспечение доступности современных информационных ресурсов. Для повышения качества работы с пожилыми людьми в условиях стационаров мы в этом году открыли еще один геронтологический центр – на базе дома-интерната ветеранов труда «Бештау» в поселке Иноземцево.