17:49, 10 августа 2017 года

Кто такие «Русские витязи» и как они живут на Ставрополье

Клубу уже 22 года, расположен он неподалеку от краевого центра в селе Сенгилеевском. За его большим забором течет необычная жизнь.

Мы приехали ближе к обеду. Ребятня, а их на территории сейчас проживает тридцать, была полностью погружена в процесс: первая группа под присмотром наставников отрабатывала навыки выживания в экстремальных условиях, вторая на другом отрезке земли собирала и разбирала оружие, на третьем с помощью специальных тренажеров готовились к прыжкам с парашютом. Тут же неподалеку взрослые, в том числе мамы, которые пожелали приехать вместе со своими детьми, под большим навесом готовили вкусный обед. Пока выдался небольшой перерыв, Николай Жмайло скомандовал покормить ребят арбузом. Прежде чем приступить к трапезе, дети выстроились в шеренгу, помолились и дружно сели за длинный стол под навесом.

Потом продолжились занятия, а мы с Николаем Фёдоровичем разговорились о житье-бытье. Он провел экскурсию по территории, показал небольшое подворье, где проживают куры, гуси, поросята... За хозяйством тоже ухаживают все вместе. Детям, большинство из которых проживает в городе, такая трудовая терапия в удовольствие. Живет среди прочих обитателей и пес Огонек - всеобщий любимец, которого привел сюда случай.

- Как-то вышли мы с ребятней пострелять, - рассказывает Николай Фёдорович. - И вдруг неподалеку слышим визжание, смотрим, в кустах лежит напуганный пушистый комок. Забрали в лагерь, назвали Огоньком.

Пока мы общались, Огонек кружил рядом, выпрашивая очередную порцию внимания.

На огороженной территории стоит небольшой домик, построенный уж точно не в этом веке. Здесь по типу казармы в два ряда стоят двухярусные кровати для юных новобранцев, но и их не хватает, поэтому за стенкой на улице оборудованы дополнительные койко-места, вместо матрасов постелена солома. В общем, все прелести деревенской, ну или суровой армейской, жизни налицо. Вернемся внутрь. Большую часть комнат старой постройки занимают музеи: например, уникальный, возможно даже, единственный в России (!) музей парашютов.

- Сегодня у нас представлено 13 типов парашютов, - рассказывает Н. Жмайло. - Это старые добрые Д-5 и Д-6, основные парашюты ВДВ, ВВС и морской пехоты. Имеется и парашют, позволяющий совершать прыжки с малых высот.

Есть в коллекции и уникальный экспонат – парашют морских спецназовцев, позволяющий прыгать с аквалангом. Есть два вида запасных парашютов.

По соседству в комнате за стенкой другой музей. Он каким-то чудом вместил военные экспонаты, привезенные из разных горячих точек - Сирии, Афганистана, Ливии, Чечни, последние из Донбасса. В отличие от обычных музейных экспозиций, историю можно потрогать руками – вот тебе разорванные куски брони, гильзы и пробитая солдатская каска.

- Места для экспонатов, к сожалению, мало. Нужно в три, а то и в четыре раза больше, - продолжает Николай Жмайло. - Вот, кстати, из Донбасса исковерканные части машин, оружия, бронежилеты, удостоверения военнослужащих, фотографии, флаг батальона «Айдар»... Есть и экспонаты времен Великой Отечественной войны. Все это нужно аккуратно расставить, но некуда.

- А детям все это сейчас интересно?

- Есть дети, у которых глаза горят, когда проводишь экскурсию по музею, а некоторые абсолютно равнодушны.

На территории клуба также стоит небольшая часовня, вокруг нее памятные плиты с именами тех, кто защищал Родину. В 2013 году на базе «Русских витязей» торжественно открыли единственный в России мемориал-памятник, посвященный советским солдатам, погибшим во время восстания в пакистанском лагере Бадабер.

Это были 12 пленных воинов нашей армии, захваченных неприятелем в Афганистане и перенаправленных в соседнюю, нейтральную в то время страну Пакистан, по сути, являвшуюся американским военным плацдармом. Руководителем восстания был уроженец Запорожья Виктор Духовченко. 26 апреля 1985 года они захватили крепость Бадабер и отчаянно сражались больше десяти часов с полуторатысячной группировкой, имевшей вертолеты и артиллерию. Массированный огонь с обеих сторон привел к детонации крупного арсенала, находившегося в Бадабере, и все восставшие вместе с сотней моджахедов взлетели на воздух.

Памятник в Сенгилеевском построен на народные деньги. Николай Жмайло поведал, почему он появился именно на ставропольской земле:

- В 1984 году в афганском Баграме мы с Духовченко вместе служили. Долгое время я ничего не знал о его судьбе. И только через 26 лет случайно попался диск документально-публицистического фильма «Мятеж в преисподней», из которого узнал подробности. Конечно, нашим долгом перед павшими ребятами было увековечить их память и рассказать об этой малоизвестной странице истории...

А еще благодаря бескорыстной людской помощи и инициативе клуба стоят вокруг Ставрополя поклонные кресты памяти героически павшей шестой роты псковских десантников, пограничнику Евгению Родионову, а на территории базы «Русских витязей» памятник ставропольцам, павшим в боях на Смоленщине в 1941-м. И на месте тех боев, под Ельней, тоже установлены памятники героям-доваторцам и воинам 102-й (Минераловодской) и 103-й (сформированной в Ставрополе) дивизий, практически полностью полегших в этих боях.

Николай Жмайло притягивает как магнит, потому что делает свое дело честно, бескорыстно и самоотверженно. Из клуба «Русские витязи» вышло немало настоящих патриотов, которые делом своей жизни выбрали своей профессией Родину защищать. А не встреться на их пути Николай Жмайло – бог весть, как сложилась бы судьба этих парней.

По словам Н. Жмайло, ребята с удовольствием приобщаются к жизни по армейским законам: строевая подготовка, полоса выживания, разборка и сборка оружия, стрельбы... И это далеко не полный список занятий в военно-патриотическом клубе. Неделя пролетает как один миг.

Конечно, далеко не все воспитанники клуба выбирают военную службу. Это не самоцель. Главное, что «Русские витязи» помогают ребятам вырасти в мужчин. Они ведь тут не только учатся азам военного искусства, приемам русского рукопашного боя, основам школы выживания.

В день, который мы провели в лагере, там гостили 17 воспитанников из Крыма и 13 из Ставропольского края. Это был их третий день пребывания в «Русских витязях». Не сразу мальчишки оценили прелести жизни по расписанию, к тому же дома ждут компьютер, друзья, а тут все строго: в шесть утра подъем, 15 минут на то, чтобы одеться-умыться, потом в часовню - и дружными рядами купаться на озеро.

- Далее развод в наряд: кого отправляем подметать территорию, кого на кухню помогать накрывать на стол и мыть посуду. Обязательна зарядка, есть личное время и, конечно, занятия, - рассказал Николай Жмайло. - Сегодня мы их разделили по трем учебным точкам. Первая - огневая подготовка: по плану разборка-сборка автомата Калашникова, снаряжение магазина и изучение тактико-технических характеристик оружия. Вторая учебная точка помогает понять, как выживать в суровых условиях. Сейчас мальчишки учатся колоть дрова. Третья - парашютный городок, где ребята на снарядах тренируют вестибулярный аппарат, развивают двигательные реакции, укрепляют психоэмоциональное состояние. Бывает с виду крепкий здоровый ребенок, а на тренажере ничего не получается, потому что боится. Все страхи мы вместе перебарываем.

За лето в лагере бывает 500 - 600 человек, а в год более 1,5 тысячи. Кто на пару дней приезжает, кто на все лето.

- Мама одна вот, к примеру, говорит: «Отца нет, поэтому мне дома нужен мужчина». Иной раз отъявленных разгильдяев привозят или любителей компьютерных игр. Ну ничего, мы и их приводим в порядок. Слава богу, каждому находится место. Вот Максимка сейчас у нас живет, идем на зарядку - плачет.

- Отчего?

- Тяжело ему тут. А через годы приходят мамы, говорят: не уберегли, погиб в горячей точке. А что ж вы не научили, не воспитали? Вот и воспитываем.

Елена Литвиненко и Татьяна Никитина приехали в Сенгилеевское из Кисловодска. Обе многодетные мамы. Елена воспитывает пять детей (в лагерь привезла трех), Татьяна - трех (двое гостят в «Русских витязях»). Пока на плите томился обед, мы разговорились.

- Я уверена, что свободное время дети должны проводить в труде, - заметила Елена. - С раннего возраста нужно многому учиться, чтобы в жизни быть уверенными, умелыми, определенными в приоритетах. Мальчики должны уметь построить дом, девочки - создавать уют в семье. В лагерь приехали впервые и сразу поняли: наш вариант. До этого момента много ездили по монастырям, потому что придерживаемся идеи, что дети должны расти в православной вере, как наши отцы и деды. Помимо военного дела здесь детей учат вникать во все, что их окружает. Больше всего мне нравится, что в лагере с детьми обращаются ласково, но в то же время строго.

- Дети наверняка делятся впечатлениями. Что говорят?

- В первые дни они, конечно, взвыли, потом привыкли.

- Елена, сложно быть мамой пятерых детей?

- Очень приятно. Хочется, чтобы они выросли хорошими людьми, получили профессию. Мальчишек я бы отдала в технический вуз, девочку - в педагогический, чтобы знала, как воспитывать собственных детей.

Другая мама, Татьяна Никитина, тоже подтвердила: за несколько дней на базе «Русские витязи» дети многому научились, стали дисциплинированными, послушными, перестали друг с другом ссориться.

- Здесь настоящее мужское патриотичное общество, - делилась она. - Я в восторге. Буквально за несколько дней дети изменились: стали собранными, дисциплинированными, помогают друг другу, слушаются взрослых. Теперь я понимаю, у нас в семье завелась новая традиция каждый год приезжать в клуб «Русские витязи». Я благодарна организаторам за то, что они все делают от души.

Позже мы поговорили с руководителем Крымского военно-спортивного патриотического клуба «Патриот» и, кстати, тоже многодетным отцом (воспитывает троих мальчишек) Дмитрием Пикинером. Он рассказал, что в его клубе занимаются 50 детей, большой упор сделан на рукопашный бой и самозащиту, «ведь сам в таких структурах служил, где самозащита - это самое важное для выживания». Дмитрий, как и две мамы, в полном восторге от того, как организована работа клуба, и теперь мечтает только об одном – в Евпатории, где он живет, создать нечто подобное.

- Я вернусь в город и буду требовать от нашего главы выделить территорию для занятий. Признаться, я в восторге от того, как на Ставрополье все организовано, молодец Николай Фёдорович! О такой базе я мечтаю всю жизнь. Очень рады, что попали сюда: посмотрели, как все организовано, многому научились, переняли опыт.

*****

…Когда уже солнце ушло за горизонт, обитатели лагеря дружно разожгли костер, чтобы поговорить по душам, подвести итоги дня. А после, заняв спальные места, заснули крепким сном.

«Везде нужны мужчины»
Газета «Ставропольская правда»
11 августа 2017 года