19:09, 3 августа 2017 года

В Невинномысске 32 года работает уникальный музей хлеба

Он работает при станции юных натуралистов Дворца детского творчества Невинномысска. Здесь собраны удивительные экспонаты, за каждым из них своя история и кладезь интереснейшей информации. Например, здесь есть деревянное корытце - ночва. На Руси ночвы предназначались исключительно для работы с мукой и зерном, крупами. Делали их из осинового или липового чурбана, колотого пополам. В посудине с широким открытым верхом было удобно провеивать зерно, крупу. А вот в Белоруссии ночвы использовали более широко. В них секли капусту, мясо для колбас, в маленьких же корытцах толкли для приправ сало, мак и т. д.

Отметим, музей хлеба при Дворце детского творчества работает с 1985 года. В нем несколько отдельных мини-экспозиций: «Орудия труда», «Быт», «Хлеб революции», «Хлеб войны», «От зерна до каравая» и так далее. Экскурсоводы проводят для школьников занимательнейшие беседы, рассказывая о зарождении земледелия, видах злаков, русских хлебных обрядах... Ребятне все это очень интересно. Да и взрослым понравились бы такие экскурсии.

Ну где еще узнаешь, что всего за девять секунд современный комбайн собирает количество зерна, которого хватает на выпечку 70 буханок? Кстати, если вы решите уберечь обычную булку хлеба от быстрого черствения, положив ее в холодильник, то ошибетесь. При температуре плюс два градуса, вот парадокс, хлеб станет черствым в считанные часы.

А сколько вредителей злаковых культур вы можете назвать? В музее вас просветят, что есть и гессенская муха, и пшеничный трипс, и злаковая листовертка, и хлебная жужелица, и полосатая хлебная блошка... А вот названия совсем экзотические: маврская черепашка, восклицательная совка, пьявица красногрудая и даже… жук-кузька. Кстати, в музее хлеба имеется коллекция основных насекомых-вредителей.

За тридцать два года существования музея преподаватели и воспитанники станции юных натуралистов собрали более 70 раритетных экспонатов! Среди них старинный плуг, борона, молотилка для зерна, конная упряжь, подковы, деревянное колесо от телеги, коромысло, прялки, ухват, рубель (приспособление для разглаживания одежды). А вот сита, деревянные вилки, черпак, кринки, макитры (большие глиняные горшки с широким горлом), рушники, самовар, старинный утюг и многое другое.

Главный экспонат музея хлеба – кирпичная копия настоящей русской печи. Печь сама достойна отдельного музея. Без нее, как и без хлеба, быт крестьян на протяжении многих веков представить невозможно. Она и согреет, и пищу приготовит, и осветит жилище, и даст приют для сна - тепло на печке спать! Даже в качестве мини-бани печка часто выступала... Но это еще не все. По печи предсказывали погоду, на ней сушили травы, грибы и ягоды, с печными кочергой и помелом сваты за невестой ходили... Существовали специальные заговоры - обращения к печи, а рядом с ее устьем вмазывали небольшую иконку с образом Христа или Пресвятой Богородицы.

Хлеб, испеченный в русской печи, особенно вкусен. Кстати, не забыть бы рассказать вам о том, кто же такие каравайницы. Это женщины, изготовлявшие караваи к свадьбе. Абы кому важное дело не доверялось. Во-первых, крестьянка должна была быть замужней, имеющей детей. Еще одно непременное условие - чтобы семейные узы каравайницы были очень крепкими.

А вот у немцев, к примеру, есть пумперникель - плотный хлеб, содержащий части непромолотого зерна. Гордость финнов - рейкялейпя: ржаной хлеб с дыркой. В Индии едят наан: особые пшеничные лепешки. Многие слышали о мексиканской тортилье - тонкой лепешке из кукурузной муки. В Турции популярен симит - круглый бублик с кунжутом. В Венгрии и Словакии любят лангош - лепешку из дрожжевого теста, обсыпанную чесноком. Мсеммен - это марокканский плоский хлеб. Фокачча - итальянская пшеничная лепешка с добавлением оливкового масла. Даже в холодном высокогорном Тибете есть свой хлеб, правда, совсем необычный. Это цампа - мука из поджаренных зерен ячменя.

Автор этих строк не отказался бы попробовать и цампу, и пумперникель, и симит, и фокаччу... Но заранее знаю: вкуснее румяного, душистого, свежего русского каравая на свете ничего нет!

«Каравайница и пумперникель»
Газета «Ставропольская правда»
8 августа 2017 года