06:47, 21 июля 2017 года

Из истории фельетона в краевой газете «Ставропольская правда»

Известный ставропольский писатель Илья Сургучёв в своем «Парижском дневнике», размышляя о сути фельетона, высказывал мысль о том, что газете фельетон просто необходим. Кстати, И. Сургучёв сам владел острым пером и, оттачивая его в ставропольской газете «Северо-Кавказский край», написал сатирическую заметку «Говорят». Задетые за живое «герои» фельетона даже подали на него в суд, к счастью, все обошлось...

В «Ставропольской правде» в разные периоды фельетон занимал важное место. Листаем чудом сохранившиеся подшивки газеты первых лет ее существования (она тогда называлась «Власть Советов», а ответственным редактором был М. Морозов, сыгравший заметную роль в установлении Советской власти на Ставрополье). Внимание привлекает номер от 5 мая (22 апреля) 1918 года - этакий причудливый симбиоз старого и нового. Открывается он православным приветствием: «Христос воскресе!». И сразу после радостного возвещения о воскресении Христа идут корреспонденции, заметки о партийной дисциплине, праздновании 1 Мая, о прибытии в Ставрополь боевого отряда (занимался огонь Гражданской войны)… Нашлось место и фельетону, который посвящен... Пасхе. В фельетоне И. Соколовского «Бывало», разговляясь, участники застолья условились не говорить ни о политике, ни о дороговизне. Удалось ли им не коснуться запретных тем? Конечно же, нет. До рассвета вспоминали, «как бывало прежде: выйдешь на базар с тремя рублями, накупишь – домой не унесешь…».

А вот «Власть Советов» за 1921 год. По публикуемым материалам видим, как политика военного коммунизма сменилась переходом к НЭПу. На страницах газеты встречаются рубрики «Красный фельетон», «Красные царапинки», представлявшие собой, часто в стихотворной форме, отклики на политические события. Здесь можно увидеть, как фельетон приобретает более выраженную социальную, политическую направленность. «Красный фельетон» Шатова «Братская помощь», проникнутый горькой, даже злой иронией, предваряет справка: «В Париже учредиловцы собираются помочь голодающим. Выбрано бюро для выяснения вопроса»:

- Братцы, слышали? В России

В помощь нам пришла стихия –

Бог засухой наградил.

В этом надо разобраться…

Соберемте дружно, братцы,

Весь наш опыт, весь наш пыл.

Русь убита карой Божьей,

Прогонять господ вольно ж ей…

Просят хлеба хоть краюшку,

Ну а мы дадим им пушки,

С динамитом бутерброд…

Мы поможем не на шутку:

Штык для тощего желудка

Слаще, чем Советов власть.

Все на голод! На разруху!

Мужичку распорем брюхо,

Отведем мы душу всласть…

Авторов, чаще всего прятавшихся в те годы за псевдонимами (Холодный, Агитатор и т. п.), сегодня почти невозможно определить. Но Агитатора все же удалось вычислить. Это не кто иной, как один из бывших ответственных редакторов (за 1921 год их сменилось три) Николай Анапский. О нем рассказала «Ставропольская правда» 31 июля 2007 года в статье «Отстранить немедленно!». Н. Анапский был снят с должности за статью «Кое-что о браке», хотя при нем газета была интереснее, живее. По материалам, автором которых он был, можно судить о нем как о человеке эрудированном, умело использующем литературные образы. Владел он и жанром фельетона. Прочитав в номере газеты от 4 июня 1921 года фельетон Агитатора «Жилищная трагедия», невозможно не рассмеяться. Вспоминая Булгакова, видишь, что квартирный вопрос испортил не только москвичей, но и ставропольцев.

Аршинные заголовки газеты «Власть Советов» за 1930 год носят призывный, директивный характер. Дня не обходилось без постановлений и инструкций: «Превратим наш край в сплошной колхоз!», «Организовать человека, лошадь, плуг, землю!»… Таким стало издание, когда его возглавил А. Красных. Разрасталась антирелигиозная пропаганда, освещались судебные процессы над участниками заговоров, раскрытых ОГПУ. На этом фоне классовой борьбы газета оживлялась карикатурами на кулаков, оппортунистов, бюрократов, пьяниц, спекулянтов, рвачей. Появилась «Сатирическая рубрика» с постоянным персонажем Дедом Панкратом-фотографом, в объектив которого попали недостатки в колхозе «Хлебороб» в селе Татарка.

В тот период изредка мелькали лишь маленькие фельетоны Л. Гиссара о борьбе за настоящую советскую литературу для детей и И. Кавычки о политической безграмотности работников культуры.

Интересно было перелистать номера краевой газеты за 1937 год, когда страну словно накрыла черная туча подозрительности и страха. До фельетонов ли? В связи с переименованием края в Орджоникидзевский газета стала называться «Орджоникидзевская правда». Ее страницы пестрят разоблачительными материалами, призывающими к беспощадной борьбе с врагами. И все же фельетоны были. В газете появился автор, обладающий великолепным чувством русского языка и юмора, - Иван Яковлевич Егоров. Родился он в 1900 году в Астраханской губернии. Творческий путь начал в 1920 году со стихов и рисунков в армейских газетах. После демобилизации много лет работал в областных газетах. С 1937 года его деятельность связана со «Ставропольской правдой». Свои очерки и фельетоны журналист часто подписывал псевдонимом И. Чилим, и старожилы вспоминали, как даже далекие от литературы и общественной жизни люди старались приобрести краевую газету только ради публикаций Чилима.

В 40-х - начале 50-х годов И. Егоров – специальный корреспондент «Литературной газеты», ответственный секретарь Ставропольского отделения Союза писателей СССР. Более 30 лет жил и работал на Ставрополье рядом с теми, кто стал героями его романов «Буйные травы» (1940), «Третий эшелон» (1948), повестей. В последние годы жизни И. Егоров жил в Волгограде, умер в 1971 году.

Но вернемся в 1937-й. Тогда И. Чилим опубликовал в газете несколько фельетонов. Один из них «Взыскательная графа». Его «герой» заведующий Наурским райвнуторгом тов. Жихарев, взяв на вооружение решение Пленума ЦК партии, касающееся вопросов партийной и советской демократии, поспешил отрапортовать: «Самокритика развернута. Начисто закритиковано и репрессировано 65 процентов, к концу квартала надеемся охватить 100 процентов». Так этот деятельный товарищ понял задачи, поставленные свыше, «циклоном пронесшись над кооперативными равнинами района, сокрушая все попадающееся на пути». Эти строки невольно вызывают в памяти пословицу «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». К сожалению, таких представителей стопроцентного «охвата» было на местах немало.

Продолжая следить за творчеством И. Чилима, заглянем в предвоенный 1940 год. Журналисты освещают достижения промышленности, сельского хозяйства Ставрополья, трудовой энтузиазм на строительстве Невинномысского канала. Критикуется медленная газификация краевого центра, спекуляция на колхозных рынках… А темы рубрики «Маленький фельетон» связаны с повседневной жизнью края: о нарушениях в работе гастрономов города Ворошиловска (так тогда назывался Ставрополь), о спорах между лесхозами края, об использовании в личных целях сотрудниками некоторых учреждений казенной мебели и других вещей… Умело обыгрывает И. Чилим в фельетоне «Игра природы» («Орджоникидзевская правда» от 13 января 1937 года) образ Собакевича из «Мертвых душ» Н. Гоголя, критикуя грубость и дерзость начальника Спицевского отделения связи...

Главным историческим событием 1945 года, конечно же, стала победа советского народа в Великой Отечественной войне. На страницах «Ставропольской правды» начали печататься главы из романа И. Егорова «Третий эшелон» о трудовом подвиге в годы военных испытаний. На острие же пера фельетонистов - недостатки в работе коммунального хозяйства Ставрополя, воровство сотрудниками крайсобеса денежных средств и вещей, предназначенных для инвалидов войны, нарушения в хранении зерна нового урожая в Григорополисском пункте Заготзерно...

В послевоенные годы появление фельетона, указывающего на те или иные недостатки, не оставалось без последствий. Так, в марте 1945 года был опубликован фельетон И. Чилима «Конные и пешие», в котором автор с горькой иронией рассказал о гибели от истощения и болезней на предприятиях и в учреждениях 63 лошадей из 80, подаренных Красной армией городу Ставрополю. Позже в рубрике «По следам наших выступлений» сообщалось, что бюро горкома ВКП(б) признало факты, изложенные в фельетоне, имевшими место и постановило «привлекать к суровой ответственности хозяйственников, нерадиво относящихся к рабочему тяглу».

В 60-е, а еще более в 70-80-е годы фельетон в «Ставропольской правде» (как и в центральной периодической печати) переживал своего рода бум, расцвет жанра. В это время, именуемое «хрущевской оттепелью», потом «брежневским застоем», далее - «горбачевской перестройкой», фельетоны печатались в газете почти каждую неделю. Среди авторов имена Н. Баладжанца, В. Белоусова, В. Вардзелова, Т. Войновой, А. Гущина, А. Емцова, Г. Калмыкова, В. Кудинова, А. Куликова, Д. Савченко, Ю. Христинина и других. В газете даже был такой отдел «ПИФ» - «публицистика, информация, фельетоны». Вот темы, которые затрагивались авторами фельетонов, а значит, волновали общественность: финансово-экономические нарушения, хищения на предприятиях, незаконное строительство и низкое качество строительных объектов, борьба с нарушителями трудовой дисциплины, нехватка в магазинах необходимых товаров, злоупотребления служебным положением, подпольное производство водки и многое другое. Основные «герои» - мошенники, проходимцы, дебоширы, стяжатели, кляузники, пьяницы…

Газета публиковала фельетоны и по фактам из редакционной почты, при этом официальные ответы руководителей партийных и советских органов на критические выступления считались обязательными.

Особым даром фельетониста выделялся Александр Иосифович Маяцкий. Читатели «Ставропольской правды» ждали его публикаций, как когда-то фельетоны И. Чилима. За сорокачетырехлетний журналистский стаж им написано несколько сотен фельетонов, из которых более трехсот пришло к читателям со страниц «Ставрополки».

А. Маяцкий - уроженец Одесской области, участник Великой Отечественной войны, после Одесского университета работал в «Придунайской правде» города Измаила, где в 1952 году и был напечатан его первый фельетон. Потом были пять лет в украиноязычной газете Николаевской области. С 1960 года он в Ставрополе. До пенсии место работы никогда не менял: двадцать лет в должности ответственного секретаря «Ставропольской правды». Коллеги отмечали его профессионализм, энциклопедические знания, блестящую память. Фельетоны А. Маяцкого были всегда злободневны и остры, словно он, как в годы войны, шел в атаку, но уже против чиновничьей глупости, бюрократизма, головотяпства, обмана…

В материале «Как писать фельетон» («Ставропольская правда» от 27 апреля 1976 года), предназначенном для рабселькоров, Александр Иосифович приводит образное выражение известного фельетониста Михаила Кольцова: «Надо нюхать жизнь, слушать её, нащупывать в ней важные узлы и явления, находить больные места и эти места оздоровлять». Примером могут служить фельетоны самого А. Маяцкого.

Думается, и в наши дни фельетон по-прежнему может быть действенным оружием прессы. Ни один публицистический жанр не сравнится с ним по эффективности. Ведь еще Н. Гоголь писал: «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете». И тем непонятнее, почему сейчас журналисты почти не используют его. Чем это объяснить? Не осталось «фельетонных» тем? Казалось бы, при нынешнем обилии заслуживающих внимание фельетониста проблем этот жанр мог бы переживать подъем. Но этого не происходит, хотя профессионализм журналистов, к примеру, «Ставропольской правды», говорит о том, что они в состоянии овладеть искусством фельетона. В чем же дело? Для меня загадка.

Елена ГРОМОВА
««Надо нюхать жизнь, слушать её...»!»
Газета «Ставропольская правда»
21 июля 2017 года