На стене моего кабинета в редакции много лет висит старая техническая заготовка к номеру газеты, посвященному Владимиру Высоцкому. На ней поэт-бард запечатлен в разных образах – и Гамлета, и арапа Петра Великого, и в современном нам облике парня в джинсах…

Эта работа известного в крае художника-графика Евгения Синчинова вполне может служить и учебным пособием по истории техники оформления газеты, и выразительным отражением целой эпохи. По ней можно судить о том, как непросто приходилось художнику, работавшему в газете лет этак двадцать назад. Чтобы соорудить такой вот коллаж, смонтировав несколько фотокадров, вписав их в очертания колокола (поэтический образ), нужно было немало постараться, сначала разыскав эти фотографии, потом обдумать идею монтажа и только потом придать ему задуманный облик… Все в натуральном виде, аккуратно склеено из бумажных элементов. Нынешним компьютерным гениям все это покажется каменным веком… А мы храним на стене, потому что это не просто дежурная заготовка-однодневка и не только газетная реликвия, а настоящее художественное произведение. Впрочем, сам автор снисходительно улыбается при взгляде на свой труд: сегодня, говорит, я все сделал бы иначе…

Художник Евгений Синчинов работал в «Ставрополке» в середине 90-х годов. Но, даже давным-давно уйдя в свободное творческое плавание, остается для нас своим парнем. Мы с интересом следим за его многогранным творчеством, а он нередко забегает к нам на огонек, узнать, как дела, как настроение… Вместе мы с ностальгией вспоминаем, какой была «Ставрополка» в былые времена, размышляем, как сильно изменилось газетное дело вообще. Когда-то в редакции был целый отдел иллюстрации, и именно художник играл в нем едва ли не главную роль наряду с замечательными нашими фотографами. Ему принадлежало решающее слово при выборе оптимального фотокадра, он частенько ретушировал снимки, поскольку и фототехника тоже была совсем иная, и снимки приходилось приспосабливать под требования печатников. Евгений называет художника той поры десятиборцем, то есть мастером на все руки – делал и коллажи, и портреты, и жанровые рисунки, и, конечно, его любимые карикатуры. Не говоря уже о такой мелочи, как рисованные рубрики, заставки и прочие детали, коих теперь компьютер способен выдать бесчисленное множество.

А жанр карикатуры, к коему Синчинов, будучи философски думающим графиком, тяготел смолоду, тогда в газете пользовался большим спросом, публиковался если не каждый день, то два-три раза в неделю точно.

– Мы организовали при газете клуб карикатуристов «Оптимист», привлекали многих талантливых внештатников, – рассказывает Евгений. – И даже провели две всесоюзные выставки. Помню, светлой памяти Сергей Белоконь придумал для одной из них название в духе того времени «Пьянство – тормоз. Трезвость – резерв». Провели свой большой экологический проект, тогда это называлось просто конкурсом, нам прислали работы из 50 городов СССР! В том числе ведущие карикатуристы страны. А ведь ни компьютеров, ни электронной почты не было в помине, все шло в натуральном виде, через отдел писем редакции. Все это было настолько интересно! А ведь присланные работы – это же готовая продукция для газеты! Помню, как фотокор Миша Колесников эти работы переснимал, чтобы поставить потом в газету.

В общем, приходим мы с Женей к единому выводу, что художник в газете был весьма важной и самостоятельной творческой личностью. В свое время известный журнал визуальной графики Международного союза журналистов «Интер-пресс-график» один из номеров посвятил специальному исследованию знаменитой «Таймс»: на первом месте в газете тогда оказалась иллюстрация, на втором – шарж, на третьем - фото и только на четвертом – текст. Правда, пишущая братия готова была с этим спорить: куда же газета без нас?! А впрочем, все в ней делают одно общее дело, все мы работаем для нашего читателя.

– Работы у нас тогда было так много, что домой уходил не раньше 9 часов вечера. К тому же все надо было готовить заранее: еще только печатается четверговый номер, а художник уже озабочен пятничным…

Но этим-то и была интересна газета! Оперативностью, напряженным ритмом, придающим всему процессу совершенно особый творческий вкус. Да, нередко требовалось оформить выпуск буквально с колес. Например, вдруг какой-то материал снимается с полосы, а типография-то ждет все в полном объеме в положенное время. Уже курьер стоит наготове, чтобы передать в печать… И нельзя никого подвести! Ведь ранним утром первые читатели должны получить свежий номер.

Синчинова знают и как одаренного оформителя книжных изданий. Евгений иллюстрировал книги целого ряда ставропольских писателей, особенно детских. Он был в числе создателей первого краевого сборника фантастики «Невероятный мир». Графические произведения художника успешно демонстрировались на многих выставках, в том числе зарубежных – в Турции, Японии, Бельгии, Италии… Кстати, в Европе, отмечает Евгений, жанр карикатуры, например, рассматривается как самостоятельное искусство графики. Там на конкурсных выставках нередки первые призы до 10 тысяч долларов, ценители-коллекционеры не жалеют денег на приобретение нашумевших работ, да и выставочные галереи охотно покупают работы графиков. В России с этим, конечно, не так замечательно, однако возможности показать себя есть. Е. Синчинов – непременный и весьма заметный участник коллективных выставок и других проектов краевого Союза художников.

Всегда привлекают широкое внимание и персональные выставки Синчинова. Большой успех имел его графический цикл, посвященный Владимиру Высоцкому, с которым автор побывал и за пределами края – в Сочи, Краснодаре, Ростове, Владикавказе. В 2013 году в Сочи, в преддверии Олимпиады, его выставку высоко оценили приезжавшие как раз в те дни актеры Театра на Таганке. Тема Высоцкого – одна из любимых для художника, он признается:

– Жизни не хватит, чтобы охватить, проиллюстрировать личность и творчество Владимира Семёновича. Хотелось бы еще многое сказать об этом удивительном человеке. Главное – выразить свой взгляд, свое понимание его масштаба…

Плод сегодняшних творческих поисков Синчинова – графический цикл «Мастер и Маргарита», иллюстрирующий роман М. Булгакова. Не один год художник его вынашивал, многое переосмыслил, так появилось несколько десятков работ. Но пока еще до выставки дело не дошло…

Была в творческой биографии Синчинова и такая необычная страница, как увлечение одной из форм авангардного искусства – боди-артом. Наш талантливый земляк даже занял престижное второе место на чемпионате мира в Санкт-Петербурге «Невские берега», опередив маститых мастеров росписи по человеческому телу – финнов, шведов, норвежцев… Сегодня это направление в Ставрополе как-то подугасло, хотя еще несколько лет назад было весьма популярным. Многие знатоки с удовольствием вспоминают работы Евгения Синчинова, отличавшиеся особенным колоритом, изяществом линий, изысканностью рисунка… В других регионах страны, в отличие от Ставрополя, старательно раскручивают боди-арт, в том же Питере графиков привлекают всюду, даже на автомобильные выставки…

Ну а что же карикатура сегодня? Она все-таки существует, хотя со страниц газет практически исчезла. Нет спроса?

– Тут я не понимаю газетчиков, – говорит Евгений. – Сколько выразительных моментов теряется… Конечно, легче и проще брать что-то готовое из Интернета, хотя за это может издание и поплатиться штрафом, поскольку нарушаются авторские права художника. Конечно, хотелось бы, чтобы карикатура чаще появлялась на страницах газеты, это привлекает внимание читателя.

А если бы вдруг вновь ожил спрос на этот жанр, какие темы волнуют в наше время? Их масса, уверен Синчинов. Взять хотя бы тему отношения человека к природе, столь актуальную нынче, в Год экологии. Ну и все остальные недостатки нашей жизни заслуживают внимания карикатуриста. Например, нестареющие проблемы ЖКХ, о которых у Евгения есть большой цикл работ. Или интересная многим болельщикам спортивная тематика... Есть ли сейчас среди молодых художников последователи Синчинова-карикатуриста? В Ставрополе он что-то таких пока не замечал. Опять же, видимо, дело в востребованности…