06:53, 4 июля 2017 года

Реализовать печатные СМИ на Ставрополье стало большой проблемой

Эту ситуацию с реализацией печатных СМИ обсуждали члены правления Ставропольского союза журналистов на выездном заседании, которое прошло в селе Александровском. Надо отметить, что внимание местных властей издатели, распространители и журналисты пытаются привлечь не в первый раз. В первый - группа руководителей печатных СМИ отправила письмо губернатору, в котором изложили, что и как. Во второй - главный редактор газеты «Ставропольский репортер» Мария Коробко выступила на совете главных редакторов, который действует при губернаторе Ставрополья. Были и публикации на эту тему в местных газетах.

Положение не исправляется и даже становится более безысходным. С этого начал доклад Виктор Астахов, генеральный директор РИЦ «Ключ». И это несмотря на то, что в крае есть и действует система розничной торговли газетами и журналами. Сейчас ее участники - это четыре оптовые организации и 11 розничных, есть еще совсем мелкие, которые погоды в этой системе не делают. Но все они участники большого и важного дела - продажи 500 наименований печатных СМИ в более чем 200 киосках, 180 из которых принадлежат «Союзпечати». Много это или мало? Однозначно мало. Норма, определенная Правительством России, - 1 киоск на 5880 человек. И это даже не европейский стандарт. В Евросоюзе, например, за основу принят показатель - один киоск на тысячу человек (в Чехии, Польше и Германии на одну торговую точку приходится 400, 650 и 700 человек соответственно). У нас же один киоск на 9199 ставропольчан. Не утешает даже то, что нормативу обеспеченности объектами по распространению печатных изданий соответствует лишь 40 процентов субъектов РФ. Ставропольский край вошел в десятку худших из отстающих 60 процентов. Даже если прибавить к торгующим печатной продукцией магазины и лотки.

Катастрофа? А это как посмотреть. Если с точки зрения Конституции РФ и ее 29 статьи, гарантирующей право на информацию, - да. Если с точки зрения правительства страны, признавшего торговлю печатными СМИ социально значимым направлением деятельности власти, тоже да.

Убеждена, что дело здесь не в том, что издавать печатные СМИ с каждым годом становится все труднее, и не в том, что тиражи печатных изданий падают: молодежь уходит в Интернет и просто отучается читать. Власти, как мне кажется, не хотят видеть, что печатные СМИ продолжают выполнять важную социальную роль. Они работают на то, чтобы и дети, и взрослые продолжали читать. Газета или журнал - это мостик между Интернетом и книгой. И чтобы печатная продукция попала к своему читателю, она должна быть доступной.

- Особую тревогу, - подчеркнул Виктор Астахов, - вызывает сокращение количества киосков по распространению СМИ, их число уменьшается, а на смену приходят более прибыльные для хозяев территорий палатки с уличным фастфудом.

По данным председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александра Оськина, в России ежедневно закрывают 10 киосков по продаже печатной продукции.

Тут две проблемы. Первая: надо понять, что человек покупает газету по пути. И киоск должен быть попутным. Это за пивом или шаурмой он пройдет лишние 50, а то и 300 метров. Психология у нас такая. И привычки такие. Это подчеркнул, выступая при обсуждении вопроса председатель Союза журналистов Ставрополья, главный редактор газеты «Ставропольская правда» Василий Балдицын.

Вторая проблема: власть хочет видеть свои территории красивыми и решила, что городской пейзаж портят именно газетные киоски. И предложила установить новые, ценой за 400 тысяч рублей по утвержденным властью же проектам. Но в Ставрополе - один проект, в городах Кавминвод - у каждого свой. Никто не спорит, что красота спасает мир, но в предложенном ракурсе она губит печатные СМИ Ставрополья. Их распространение уже стало убыточным и непривлекательным, а эти меры погубят дело привычки к чтению газет и журналов на корню.

В докладе Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества за 2016 год наиболее значимыми для российского информационного пространства названо шесть негативных тенденций. Одна из них - постепенная деградация инфраструктуры распространения массовой информации, ухудшение качества доступа к ней.

Есть ли выход? Есть. О нем говорили и говорят с начала прошлого года: нужно принять региональные и муниципальные программы развития киосковых сетей прессы. На Ставрополье уже существует достаточная нормативно-правовая база для сохранения и развития распространения печатной продукции. Она заложена в стратегии развития края на 2017-2018 годы и на период до 2030 года. А целевая программа развития киосковых сетей прессы на Ставрополье решила бы многие проблемы. Ориентиром при ее разработке может стать «Концепция развития системы розничного распространения периодической печатной продукции в Москве на период до 2020 года». Столица-матушка сейчас передовик по числу киосков со СМИ. Правительство Москвы это дело контролирует четко.

А чем мы хуже? Ставропольчане читать еще не разучились.

*****

На заседании правления был обсужден еще ряд вопросов: об итогах работы за год, участие в работе федеральных и международных структур и о начале отчетно-выборной кампании в Союзе журналистов Ставрополья. Члены правления утвердили предложения президиума творческого союза. Отчетно-выборные собрания в территориальных организациях пройдут до 25 декабря нынешнего года, на них будут выбраны и делегаты на отчетно-выборную конференцию (квота для делегатов - один от десяти членов СЖС, для малочисленных организаций - также один делегат). Конференция состоится 28 марта 2018 года.

...И последнее, без чего не обойтись. Заседание правления проходило в Александровском на... пасеке. Между прочим, уже второй раз. Нас принимал «Пчелиный двор» семьи Крупельницких, расположенный практически на въезде в село. Доброжелательность, гостеприимство и отличный майский мед, который мы все купили, позволили работать творчески и плодотворно.

«Не путайте газеты с пивом!»
Газета «Ставропольская правда»
4 июля 2017 года