В краевом музее изобразительных искусств начала работу отчетная выставка Ставропольского регионального союза дизайнеров, посвященная 20-летию организации и 240-летию г. Ставрополя

Созданное в 1997 году региональное структурное подразделение Союза дизайнеров России – одна из самых молодых творческих организаций на Ставрополье. Инициаторами ее выступили член Союза архитекторов России Сергей Солдатов и доцент кафедры дизайна СевКавГТУ Юрий Бударин. С той поры бессменно у руля легендарный, как его называют, Юрий Бударин, поднявший союз до уровня весьма солидной и авторитетной организации. Выросли и численно, и профессионально, и творчески. Чему ярким свидетельством и стала выставка с говорящим названием «Двадцать лет спустя», разместившаяся в самом большом экспозиционном зале изомузея.

Сегодня 65 членов регионального Союза дизайнеров работают по самым разным направлениям: индустриальной, графический, ландшафтный дизайн, дизайн среды, дизайн одежды, интерьера, плакат, реклама, декоративно-прикладное искусство, сценография, костюм и аксессуары, арт-дизайн... Словом, творческие устремления и масштабны, и интересны, и привлекают все большее внимание общества. Недаром стало нормой практическое внедрение новых разработок дизайна в промышленной, социально-куль-тур-ной и иных сферах жизни. И даже само некогда экзотичное слово «дизайн» прочно вошло в обиход, заняло свое место в восприятии современников. Которые уже много раз имели возможность оценить оригинальные творческие акции неутомимых на выдумки дизайнеров. Ставшие традиционными выставки «Бумажная пластика», «Инсталляция», межрегиональный конкурс знаков и логотипов «Знак», регулярные персональные выставки, ежегодный Международный фестиваль «Феродиз» неизменно вызывают широчайший отклик у знатоков и ценителей жанра. А еще многие дизайнеры совмещают работу по специальности с педагогической деятельностью в сфере дизайна, готовя новые поколения творцов.

Многолетняя дружба связывает союз с изомузеем: совместно проводимые семинары, регулярные выставки позволяют шире популяризировать искусство дизайна, а теперь уже никто не сомневается, что это не просто «художественное конструирование», как его когда-то трактовали, а именно самостоятельное искусство. Своими средствами отражающее эстетику нашего времени.

Дизайнеры уже приучили нас к тому, что их творческие работы требуют внимательного и вдумчивого к себе отношения. Приходя на очередную выставку, мы рассчитываем увидеть нечто новое, удивительное, и, к счастью, наши ожидания никогда не бывают обмануты. Разумеется, каждое направление при этом рассматриваешь по-своему. Например, меня всякий раз очаровывает бесхитростная и одновременно загадочная бумажная пластика с ее причудливыми силуэтами и скромной цветовой гаммой. Поистине сногсшибательны порой композиции в жанре инсталляции, смелость и философский юмор их авторов нередко вызывают восхищенные улыбки. А теперь вот приживается на нашей земле невиданное декоративное искусство японского происхождения – кинусайга. Словом, с дизайнерами не соскучишься!

Проходя по залу музея, то и дело замедляешь шаг, чтобы остановиться, всмотреться, попытаться понять увиденное. Разработки промышленного назначения неискушенным зрителем воспринимаются как некие едва ли не фантастические взлеты творческой мысли, хотя и призваны они выполнять вполне конкретные функции. Как, к примеру, проект мобильной солнечной установки, основанной на принципе дирижабля, сфера применения – медицина, армия, МЧС, археология…

Более понятны, но оттого не менее выразительны эскизы костюмов к спектаклям театра драмы, музыкальным программам филармонии, макеты к спектаклю муниципального литературного театра «Гармония»… Особой эстетикой и изысканным шармом наполнены проекты дизайна одежды и аксессуаров. Лаконичны и элегантны разработки интерьера в ресторане. А проекты интерьера жилого помещения удачно сочетают натуральные материалы, функциональность, экологичность… Наконец, просто красивы работы мастеров ландшафтного проектирования, будь то проект благоустройства частного домовладения, городской улицы или реконструкция зеленых насаждений в курортной зоне КМВ. В пояснениях авторских концепций мне импонирует благородная цель – создание комфортного, безопасного городского пространства, гармоничное сочетание современного функционального разнообразия и уникальных исторических характеристик.

Как заметила, открывая экспозицию, директор изомузея Зоя Белая, она для себя эту выставку назвала шоу-выставкой, которая будет интересна гостям музея всех возрастов. Соглашаясь, хочется уточнить: приставка «шоу» в данном случае несет исключительно позитивный характер! Думаю, именно из этого исходил готовивший экспозицию сотрудник музея Александр Колбасников, кстати, член Союза дизайнеров, лауреат премии губернатора в области дизайна по итогам 2016 года. Ему вместе с коллегами удалось действительно сделать выставку этаким умным, позитивным, многослойным перфомансом.

– Сама жизнь продиктовала необходимость появления такого творческого союза, – подчеркнул на открытии выставки культуролог Владимир Лычагин. – За 20 лет союз немало сделал! Дорогого стоит уже одно только появление на Ставрополье высокоорганизованного серьезного среднего и высшего специального образования по направлению дизайна. Неоценим вклад в создание должного облика и облагораживание среды городов края. Хотелось бы еще большего вхождения высокого дизайна в нашу повседневность, выхода искусства на улицы городов…

А известный мастер декоративно-прикладного искусства Ольга Черничкина пожелала товарищам по творчеству востребованности обществом. Для каждого художника это чрезвычайно важно – быть по достоинству оцененным современниками. Мне кажется, у ставропольских дизайнеров с этим все в порядке. Опираясь на четкие профессиональные устои предшественников в искусстве, они живут настроениями своего времени, работают для своего времени и даже, я бы сказала, в чем-то изменяют время, наделяя его и выстраданными смыслами, и радостным ощущением бытия.