Пожалуй, долго еще не будут утихать разговоры о новом спектакле-эксперименте «Непрошенная», которым завершили нынешний творческий сезон актеры театра-студии «Слово» им. В. Гурьева Ставропольского Дворца детского творчества.

Сплоченной командой за годы существования творческой площадки было создано немало интереснейших громких проектов, вспомнить хотя бы недавно представленный и нашумевший «Ревизор» с участием видных деятелей края. «Непрошенная» поставлена в лучших традициях театра-студии, однако много в ней того, что отличает от общего репертуара – в деталях и в самой сути.

Морис Метерлинк – лауреат Нобелевской премии 1911 года, присужденной «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией», один из самых непростых авторов. Почти все помнят созданную им в 1905 году «Синюю птицу», которую впервые поставил в Москве Станиславский, и, кстати, скоро она будет сыграна в «Слове».

Нынешний спектакль «Непрошенная» состоит из трех одноактных пьес Метерлинка – «Там, внутри», «Непрошенная» и «Слепые», в Ставрополе они ни разу не звучали. Даже видавший виды рецензент опешил бы, доведись ему попасть в условия, которые создали актеры, оставившие место уже не столько разуму и визуализации, сколько внутренним рефлексам человеческой души, затронув, возможно, самую сложную тему – конечность бытия. Я не стану пересказывать сюжет. Я не стану раскрывать символику. Скажу лишь, что спектакль удался, ведь главной задачей современного исполнителя видится способность донести до зрителя глубину материала. Пусть на рефлекторном уровне, но сидящий в зале должен ощутить шаткость и зыбкость мира. Режиссер-постановщик Денис Цопарь подвел всех к невидимой границе и позволил заглянуть внутрь, а Метерлинк, по-видимому, хорошо знал, что в каждой душе закодирована вся жизнь, с ее прошлым, настоящим и будущим, с ее жаждой знать, откуда мы взялись, куда идем и куда придем. «У каждого человека есть немало поводов, чтобы не жить... В душу не заглянешь, как в эту комнату. Скрытные натуры все таковы... Они говорят о самых обыкновенных вещах, и никому ничего не приходит в голову... Месяцами живешь рядом с тем, кто уже не принадлежит этому миру и чья душа не в силах более покоряться; ему отвечают, не подумав, а видите, к чему это ведет... У них вид неподвижных кукол, а между тем сколько событий совершается в их душах!», – говорит принесший весть о смерти персонаж, глядя через окно на мирный и спокойный вечер семьи умершей.

Выбрал для постановки такой сложный материал давний актер театра, а теперь с полным правом отстоявший новую «должность» режиссера «Слова» Денис Цопарь: «Непрошенная» стала его дебютным спектаклем. После премьерного показа Денис делился своим видением постановки, делая акцент на том, что, конечно, театр должен учитывать вкусы зрителей, идти в ногу со временем, а, как мы знаем, большинство сегодня предпочитает легкие, ненавязчивые постановки. Но в то же время ему было важно поразмышлять вместе со зрителем о значении человеческой жизни, о бессилии людей перед лицом судьбы.

– Пьесы Метерлинка нравятся мне не только по форме и идее, но и по стилистике, здесь много мистицизма, глубинных вопросов познания жизни и смерти, – говорит Денис Цопарь. – Ведь каждый из нас в той или иной степени задумывается о том, что конец неизбежен, и Метерлинк через своих героев очень тонко и глубоко рассуждает на эту непростую тему. Режиссерская работа далась мне нелегко, и не только потому что материал неоднозначный. Каждый актер индивидуален по-своему, а значит, к каждому нужно подобрать отдельный ключик. Приходилось многому учиться, прочитать кучу полезной литературы и овладеть режиссерскими приемами, да и на актерское мастерство взглянул с абсолютно другой стороны. Сам же решил не брать себе даже эпизодической роли, а смотреть на весь процесс со стороны, воспринимая его как зритель.

В новом спектакле заняты как опытные актеры театра «Слово» Вячеслав Савин, Евгений Нетудыхата, Виталий Егоров, Денис Белов, Юлия Лазарева, Анастасия Тищенко, так и «новобранцы» Марина Мальченко, Екатерина Мальцева, Александра Козлова, Александра Ковальчук, Джульетта Агамирян, Наталья Блинова, Степан Устинов, Дмитрий Филатов, Евгений Попов, а также актер театральной студии «Мы» Олег Короткий.

Художественный руководитель театра-студии Евгений Пересыпкин, который и предложил Денису Цопарю попробовать себя в режиссуре и на полном доверии передал в его руки творческую бригаду (о чем, кстати сказать, не пожалел), рассказывает:

– В нашем театре-студии давно сложилась добрая традиция, когда актеры пробуют себя в качестве режиссеров, предлагая новый материал, свое видение мира. Я всегда готов поддержать эти начинания, это всегда интересно. «Непрошенная» – хорошая работа, грамотная, содержательная, в меру интеллектуальная и философская. На мой взгляд, Денису вполне удалось передать мировоззренческую составляющую произведений Метерлинка, подать материал, совершенно не развлекательный, в нужном ключе. Тут есть о чем подумать. Сами ситуации, когда человек осознал свое существование в мире перед неизбежным – смертью, гнетущей неизвестностью, будут интересны каждой думающей личности.

Как я уже упоминала, спектакль получил немало откликов. После премьерного показа заслуженный работник культуры РФ Владимир Лычагин заявил: «Авторский текст в театре, как известно, определяет все его режиссерское и актерское содержание, смысл их существования вместе на сцене. В театре-студии «Слово» к тексту автора всегда относятся требовательно, не банально, не поверхностно. Не только как к поводу для постановщика раскрасить его красивой сценической картинкой, но дать актерам возможность самовыразиться не затертым от частого употребления словом. Метерлинк в композиции драматических миниатюр «Непрошенной» такую возможность ощутить символическую суть слова дает в полной мере. Режиссер-постановщик Денис Цопарь создал на сцене сложную полифоническую хоровую партитуру молодых голосов вокруг евангельской мысли «слепые ведут слепых», приближенной к эстетике известных фильмов Ларса фон Триера. В репертуарном «меню» театра-студии этот спектакль можно отнести к разряду «не для всех», так как он требует определенной сосредоточенности зрителя на глубинных проблемах бытия человека, а это не всем по зубам.

А вот другой авторитетный зритель, кстати, не раз выступавший в театре-студии «Слово» и в роли режиссера, доктор филологических наук Вячеслав Ходус как раз настаивает: именно для всех. В своей рецензии он отозвался так: «Он (спектакль) для всех и обо всех. Такая позиция огораживания только навредит. Цопарю, несомненно, удалось поговорить со зрителем, достучаться до него. План такой четкий и осознанный, как у Метерлинка в «Сокровище смиренных».

…Театр-студия «Слово» вновь удивил зрителей, совершил еще один шаг вперед в выборе материала, в его подаче, в том, что открыл нового талантливого режиссера. Как рассказал худрук Евгений Пересыпкин, в следующем сезоне они продолжат будоражить, удивлять зрителей. Завершается работа над новой постановкой классической драмы Бертольда Брехта «Мамаша Кураж», готовятся два спектакля для школьников по творчеству Лермонтова и произведениям Чехова, в новом учебном году студийцы планируют выступать не только на своей главной площадке – в Ставропольском Дворце детского творчества, но и выезжать со спектаклями в районы края, тем более что потребность в этом у зрителей большая. 12 октября театр будет отмечать 75-летие со дня рождения основателя – заслуженного артиста России Владимира Гурьева. К этой дате будет выпущена книга, куда войдут воспоминания его коллег и учеников, а также история театра.