13:05, 15 мая 2017 года

Языком тела в совершенстве владеют артисты театра оперетты в Пятигорске

С момента создания Театра музыкальной комедии на Кавминводах его непременным атрибутом всегда была балетная труппа, помогавшая превратить каждый спектакль в зрелищный праздник, а его украшением был, конечно, дивертисмент – массовый танец, вплетенный в сюжет. Однако к концу двадцатого века балет Пятигорской оперетты, не пополняемый молодежью, становился, увы, все менее зрелищным...

И вот уже 20 лет танцы в театре оперетты создает Татьяна Шабанова, его главный балетмейстер, воспитанница народных артистов СССР Вахтанга Чабукиани в Тбилисском хореографическом училище, затем Марины Семеновой в ГИТИСе. Она долго лелеяла мечту поднять на новую высоту балет, а чтобы мечта из грез превратилась в реальность, Татьяна Борисовна, используя накопленные знания и опыт, последовательно и упорно готовила на базе Ставропольского, а затем Минераловодского музыкального колледжа им. В.  Сафонова молодых артистов балета, создавая специальные курсы. И в новых спектаклях балет стал красочным, эффектным, сопровождаемым овациями зрителей. Надолго запомнятся, к примеру, «Восточная сюита» в «Баядере», «Праздник Диониса» в «Прекрасной Елене», грузинские танцы «Багдадури» и девичья «Самайя» в «Хануме». Но непроходящей мечтой Татьяны Шабановой был настоящий балет. Начинать надо было с малого.

Она поставила детские балетные сказки «Щелкунчик» на музыку П. Чайковского и «Снежная королева» В. Белица. Затем классические «Вальс» Ф. Шопена, «На прекрасном голубом Дунае» И. Штрауса. Большим сценическим событием стала постановка к 70-летию театра балетных сцен «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст». Уже тогда зрители гадали: не приезжая ли это труппа выступает? Таким крутым стал подъем хореографического искусства в театре.

И настал черед поставить полноценный балет. Татьяна Борисовна еще помнила свое участие в Тбилиси в классическом балете П. Гертеля «Тщетная предосторожность», оценила силы балетной труппы. Сможем, решила она. В 2012 году состоялась премьера этого балета в Пятигорской оперетте. «Есть балет на Ставрополье!», «Балет – любовь моя!» – вслед за зрителями оценила его пресса. Но лучшие артисты стали уезжать в поисках новых высот, а ведь балетмейстер готовила их, не считаясь со временем. Расчет был на новый выпуск студентов.

И через пять лет, к Дню танца 2017 года, почетный деятель искусств Ставропольского края Татьяна Шабанова показала новый вариант балета, дав спектаклю его второе название, наполненное интригующим юмором, – «Уж замуж невтерпеж». Располагая теперь двумя хорошо подготовленными составами, она смогла сделать его еще ярче, профессиональнее, вызывая восхищение и недоумение: и это возможно в театре оперетты ?!

– Чем балетный спектакль отличается от традиционных танцевальных сцен в спектакле-оперетте? – размышляет Татьяна Борисовна. – В оперетте он лишь дополняет действие, его отдельные номера призваны передавать настроение героев спектакля. Большой самостоятельный балет предполагает раскрытие всего содержания спектакля, создание образов героев только средствами хореографии. Как для артистов балета, так, кстати, и для оркестра дополнительная сложность – непрерывная работа от первых секунд до финала.

Сюжет спектакля прост. Зажиточная фермерша Марцелина старается выдать замуж дочь Лизу за глуповатого Никеза, сына богатого мельника Мишо. А сердце Лизы давно завоевал Колен, молодой симпатичный крестьянин. На стороне влюбленных их друзья, даже сама природа, поэтому благополучный исход комических коллизий предрешен, как и удовольствие, получаемое зрителями.

Высокий уровень спектакля сразу в значительной степени обеспечил оркестр театра, руководимый главным дирижером заслуженным артистом Грузии Львом Шабановым. А главные танцевальные партии на премьере исполнили Анастасия Брылькова (Лиза) и Константин Огай (Колен), и исполнили великолепно. Природным изяществом Насти, грациозностью и отточенностью ее движений не перестаешь восхищаться. А Костя покоряет красотой танца и размахом прыжков. И сколько чувственной нежности в этом дуэте, сколько эмоций!

Роль Марцелины, матери Лизы, стала такой же главной, во всяком случае, не менее привлекательной. Традиционно ее исполняет... актер-мужчина. Удивительно, но Дмитрий Патров, не пройдя школу балета, с блеском справился с задачей! Темпераментной игрой, каскадом остроумных танцевальных реприз, движением рук, глазами да и своим обаянием он захватил внимание и любовь публики. Артисту удалось показать женщину властную, требовательную и в то же время желанную, кокетливую, не лишенную обаяния.

В роли мельника Мишо выступил вокалист Николай Бондарев, которого Т. Шабанова научила танцевать то, что артист привык напевать и наговаривать. А как убедительно изображает глупость недалекого Никеза артист балета Степан Лысенко! Артист готовил роль самозабвенно, с удовольствием, его фарсовые прыжки явно отличаются от лирического полета главных героев.

Особенностью постановки стало то, что в слаженных эмоциональных композициях (оригинальный танец саботьеров – друзей Колена, танцевальная картинка подруг Лизы, танец цыганок), украшающих основную сюжетную линию, каждому артисту дана возможность показать свое соло, вплетенное в общий хореографический сюжет. Балет насыщен множеством бытовых танцевальных картинок: забавно непослушны в руках Лизы веретено и прялка (кстати, настоящие, не декоративные), юмористически-кокетливы героиня с матерью, наперебой любующиеся собой перед зеркалом.

Очень эффектными получились сцены грозы с дождем и появившейся на небе радугой (художник по свету Антон Васютин), да и костюмы, и декорации, изображающие сельскую идиллию (сценограф почетный работник культуры СК Инна Августинович, художник по костюмам Юлия Трунова), успешно сделали свое дело. Большую работу на репетициях с артистами провела концертмейстер Марина Быкова, часами не отходившая от фортепиано.

Под звуки этой великой музыки «Тщетную предосторожность» танцуют в России несколько поколений артистов уже почти два столетия. Возможно, именно в образе Лизы увидев в 1820 году на петербургской сцене блистательную Авдотью Истомину, А.С. Пушкин написал бессмертные строки:

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух из уст Эола…

Своя воздушная Лиза есть теперь и на пятигорской сцене.

Нелли ВАГНЕР. Заведующая литературной частью театра оперетты. Пятигорск.
««Блистательна, полувоздушна...»»
Газета «Ставропольская правда»
19 мая 2017 года