Сто лет назад рухнула самодержавная Россия. И хотя много уже написано и сказано о том периоде, все очевиднее: предпосылки и последствия революционных преобразований требуют дальнейшего осмысления. Кстати, помочь в этом могут не только архивные документы, но и прекрасное, всем доступное искусство. И, как показала практика, более наглядного материала, пожалуй, не придумать.

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств в один день, в одно время открыли две великолепнейшие выставки: «Взгляд через столетие» и «Марш энтузиастов», посвященные 100-летию революции 1917 года и удивительным образом передающие атмосферу ушедшего прошлого.

Буквально с порога у автора этих строк возникла немного сумасшедшая мысль: время повернулось вспять. Сознание легко поддалось созданной атмосфере: из колонок звучали песни советского периода, показывали кинохронику, которая запечатлела основателя государства Владимира Ленина, да и разговоры у присутствующих гостей были исключительно о жизни в Советском Союзе. Заслуженный работник культуры РФ, ветеран Великой Отечественной войны Вениамин Госданкер трогательно вспоминал о минувших временах, выступая на открытии, он призвал публику не судить историю:

– Важно осмысливать прошлое спокойно, с добрым сердцем, может, даже немного возвышенно, но ни в коем случае нельзя осуждать. В то время нас не занимали вопросы обогащения, мы радовались малому, да, за столами не было обильной пищи, зато какие задушевные исполнялись песни... На выставке чувствуется удивительный дух времени. Я заметил, сегодня художники с удовольствием достают из своих архивов картины 50-х, 60-х, 70-х годов. Они воскрешают чувство уважения к прошлому, вот с этим чувством я и пришел на выставку.

Так совпало исторически, что в этом году и газета «Ставропольская правда» отмечает свое столетие. Первый заместитель главного редактора газеты Андрей Володченко отметил: «Ставрополка» всегда оставалась рупором времени, меняя названия, она не меняла своей главной цели – доносить актуальную информацию до жителей края. И те события, которые отразили художники в своих полотнах, находили отражение на страницах газеты.

Меньше всего музейное мероприятие несло политический контекст, больше говорили об искусстве, о том, как превосходно советские мастера кисти передали не только визуальное содержание эпохи, но и внесли в работы идеологическую составляющую. И так живо представлялась повседневная трудовая жизнь советского человека, искренне верящего в благополучное будущее и стремящегося внести свой вклад в процветание страны. Есть в этом что-то великое, настоящее...

Экспозиция «Взгляд через столетие» заняла большой выставочный зал. Здесь на метровых полотнах запечатлены сюжеты из жизни. Созданные в духе соцреализма жанровые картины, композиционные портреты не лишены романтизма и дают возможность проникнуться эстетикой искусства советского периода. Интересна буквально каждая работа! Между прочим, принадлежат они кисти признанных российских мастеров Б. Ставицкого, В. Малевского, С. Гончарова, И. Табенкина, Н. Шаулова, К. Казанчана, В. Чемсо, Г. Киракозова, В. Арзуманова, Н. Рыбнова, В.  Леонтовича. Поэтому и сомневаться в качестве исполнения не приходится.

На выставке можно познакомиться с героями Гражданской войны – мужественными людьми, беззаветно преданными революции. Не оставит равнодушным картина В. Чемсо «Боевая молодость»: на фоне стены, пестрящей декретами революционного правительства, афишами о концертах Шаляпина, изображены два человека – женщина в красной косынке и мужчина с винтовкой за плечами. Кисти Л. Петровой принадлежит замечательная работа, выполненная в красных тонах, «Писатели революции», на ней всем известные Н. Островский, Д. Фурманов, Л. Рейснер, В. Вишневский, И. Бабель.

Немалую часть выставочного пространства заняли картины с главной фигурой того времени – Владимиром Лениным. Последовательно и плодотворно обращался к образу вождя ставропольский художник К. Казанчан. Невозможно не впечатлиться его картиной «В.И. Ленин», где мастер зафиксировал динамичную, выразительную фигуру Ильича. Всеобщую грусть народа, когда страна прощалась с вождем, отразил в картине «Великая скорбь» Г. Киракозов. Автор поместил в интерьер цеха группу рабочих, наделив их черты подчеркнутой монументальностью. Услышав весть о смерти вождя, они буквально застыли за работой. Директор изомузея Зоя Белая, рассказывая о выставке, поделилась своими наблюдениями:

«Взгляд через столетие» открывает образы Ленина полно и разно-образно. На всех картинах, там, где он отдыхает, пишет свои труды, беседует с людьми, он очень душевный, словом, такой, каким его редко представляют в последние годы. Думается, эта выставка сегодня поможет вновь переосмыслить образ этого человека.

Сотрудники музея предоставили посетителям возможность увидеть монументальные работы известнейших советских скульпторов – народных художников СССР Л. Кербеля и П. Бондаренко, народного художника РСФСР О. Кирюхина, заслуженного художника РСФСР А. Новикова.

Не менее богатая и содержательная выставка «Марш энтузиастов» привела к мысли: в изомузее в честь большой даты решили показать все лучшее. Здесь собраны чуть ли не главные атрибуты времени – уникальные экземпляры советского плаката, произведения известнейших карикатуристов, театральные и киноафиши, предметы декоративно-прикладного искусства, агитационного фарфора из собраний музея, Благодарненского районного историко-краеведческого музея им. П.Ф. Грибцова, а также из частных коллекций жителей края. К последним принадлежит известный художник и, как оказалось, коллекционер плакатов Василий Чуйков. В пояснительной записке к собранным им богатствам сказано: «На сегодняшний день я превратился в коллекционера этой продукции. Что повлияло на мое отношение к плакату? Случайно увидел несколько отпечатанных литографическим способом плакатов 1940-х годов. После этого прошло несколько дней, а забыть их не мог. Более того, появилась навязчивая мысль приобрести их во что бы то ни стало. И когда они оказались у меня, в моей собственности, только тогда понял, что это начало новой увлеченности... Современный плакат уже абсолютно другой по технике исполнения. Если раньше каждая деталь изображения делалась вручную, то сейчас компьютерные технологии изменили весь процесс создания. Конечно, и темы плакатов уже другие, но, по-моему, востребованность плаката не утеряна».

Понять любовь Чуйкова к плакатному искусству очень легко. Их называют своеобразным явлением советского времени, ярчайшими документами ушедшей эпохи, занявшими, пожалуй, первое место среди искусств как наиболее активно и быстро реагирующие на все события. Печатались они миллионными тиражами. Посетители выставки увидят агитационные и политические плакаты с пролетарской тематикой и персонажами: рабочий, работница, пионер, мировой пролетариат, мировая буржуазия... Плакаты рассказывают о советских военнослужащих, достижениях в сельском хозяйстве и промышленном производстве, о театральных и кинорепертуарах. Вы только послушайте их «голоса»: «Быстро и хорошо убрать урожай, полностью выполнить план хлебозаготовок к 15 октября!», «Паши в глубь пласта – будет нива густа!», «Да здравствует первый кандидат в депутаты Верховного Совета РСФСР Великий Сталин!», «Да здравствует великое и непобедимое знамя Маркса-Энгельса-Ленина! (И. Сталин)», «Званье рабочее мы получили, будем трудиться, как Вы учили!».

Особого внимания, конечно, заслуживают сохранившиеся до наших дней подлинные работы советских карикатуристов М. Куприянова, П. Крылова, Н. Соколова, объединенных знаменитым псевдонимом Кукрыниксы, и М. Абрамова на темы революции, Гражданской войны.

Большой интерес в этой экспозиции вызывают и редкие экземпляры агитационного фарфора, в частности посуда 20 – 30-х годов с изображениями революционных лозунгов, изготовленная ведущими советскими заводами. Не многим известно, что впервые эмблемы Советского государства в изобразительном искусстве появились прежде всего на фарфоре. В те годы такая посуда имела огромное политическое значение. Советский фарфор, словно летопись, отражал основные вехи истории страны: индустриализация, коллективизация, культурная революция... И, между прочим, такой вид агитации оказывал на народное сознание не меньший эффект, нежели традиционный плакат. Позже фарфор стал предметом коллекционирования.

Обе выставки прекрасны, но в то же время сложны. Обе затрагивают непростую тему революции. Думается, пытливому, образованному человеку, потребителю искусства полезно задаться сложными вопросами...