06:46, 28 апреля 2017 года

От сырьевого экспорта – к промышленному

– АПК Ставрополья хорошо выглядит в структуре внутреннего регионального продукта, у нас позитивная динамика, мы укрепляем свои позиции – прибавили 2,2 процента к прошлому году. Доля аграриев сегодня – более семнадцати процентов, – рассказывает Владимир Ситников. – Валовое производство продукции сельского хозяйства за четыре года удвоилось – до 211 млрд рублей. Рентабельность – почти до 28 процентов. Максимальные показатели в этом направлении достигнуты в Георгиевском, Новоселицком, Труновском, Апанасенковском, Арзгирском районах.

В целом минувший год для отрасли был достаточно успешным. В активе края более 10 млн тонн зерна,

2,6 млн тонн сахарной свеклы, 480 тыс. тонн мяса и около 690 тыс. тонн молока. В нынешнем году думаем как минимум удержать эту планку. По крайней мере, ставропольские крестьяне еще осенью минувшего года сделали неплохой задел для этого, продолжается весенний сев, полным ходом идут другие полевые работы. Словом, все нацелено на получение максимального результата.

Замечу, что рост объемов производства отражается не только на увеличении налоговых отчислений, но и на заработной плате. В среднем по краю крестьянское жалование -

25 тысяч рублей. Да, не спорю, оно еще ниже краевого уровня (27 тысяч рублей), тем не менее темпы его роста в два раза выше, чем по другим отраслям. И это обнадеживает.

– Владимир Николаевич, какова отдача агропрома от государственной поддержки?

– Каждый рубль краевого бюджета, вложенный в АПК, сегодня привлекает пять рублей из федерального. И в результате неплохая отдача: аграриями выплачено 14 млрд рублей налогов и сборов.

– Экономика края и каждого района в отдельности сегодня в значительной степени предопределена эффективностью производства зерновых. А каковы перспективы по другим подотраслям растениеводства?

– Думаю, нам нужно сокращать свой зерновой клин и увеличивать площади технических и масличных культур, кукурузы. Особо хочу подчеркнуть, мы должны наращивать не только объем производства, но и получать качественную, конкурентоспособную адресно-ориентированную продукцию, внедряя современные мировые технологии. Только в этом случае мы станем менее чувствительны к колебаниям рынка.

По другим направлениям растениеводства мы сейчас идем уверенно. Предприятия края по сравнению с 2012 годом нарастили площади овощей закрытого грунта в три раза. По темпам прироста мы занимаем одну из ведущих позиций в стране. В планах на 2020 год, с учетом завершения уже начатых проектов, выход на триста гектаров. В этой нише страны Ставрополье занимает семь процентов. Наша задача – занять в ближайшие годы 20 – 25 процентов, в итоге край станет крупнейшим игроком на этом рынке.

Конечно же, нельзя не сказать и о плодово-ягодном направлении. Смотрите сами: 49 тысяч тонн в 2014 году, 68,5 – в 2016-м. Но и это не предел, еще есть проблемы с обеспечением населения, исходя из медицинских норм потребления. Сегодня край только на 35 процентов закрывает свои потребности в этой витаминной продукции. Решить эту важнейшую задачу могут 30 тысяч гектаров садов, которые необходимо заложить. Приятно отметить, что Ставрополье выполняет целевые индикаторы, обозначенные Минсельхозом России в рамках госпрограммы развития АПК. Ежегодно мы прирастаем на 500 гектаров садов и 250 гектаров виноградников, в основном интенсивного типа.

Мы готовы выйти с предложением о грантовой поддержке малых форм хозяйствования, занятых в производстве винограда и плодов, которые на своих 20-30 сотках будут иметь возможность финансово обеспечить две-три семьи. Все необходимые предложения мы направили в правительство края и Министерство сельского хозяйства России. Замечу, что гранты, выдаваемые в рамках краевых программ по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных ферм на базе КФХ, уже принесли свои плоды, в том числе и в сфере животноводства. Это очевидно.

– В рамках программы импортозамещения животноводству отводится особое место, к тому же для Ставрополья это одна из социально значимых подотраслей сельского хозяйства.

– Действительно, эта подотрасль важна как для экономики, так и для социальной сферы села. Хотя животноводство традиционно считается непростым фронтом работы в сельском хозяйстве. Если в растениеводстве в области применения новых технологий мы идем семимильными шагами, используя эффективные средства защиты растений, минеральные удобрения, обработку почв, мелиорацию, программы капельного орошения, то в животноводстве все идет, к сожалению, по остаточному принципу.

Тем не менее если говорить о производстве животноводческой продукции, прежде всего о формировании мясной корзины, то в целом она потяжелела (по сравнению с 2015 годом) на 15 процентов. По этому показателю мы занимаем одну из лидирующих позиций в стране. Собственно, рост произошел за счет птицеводства и свиноводства. На мясо кур приходится две трети общего объема производства, мясо крупного рогатого скота занимает 12 процентов, свиней – 14, овец и коз – 8 процентов.

Не скрою, есть и проблемы, связанные с недостаточным уровнем государственной поддержки. Тем не менее министерство сельского хозяйства Ставрополья предпринимает ряд мер: вводятся новые виды грантовой поддержки, увеличивается субсидирование литра молока. Всем нужно равняться на таких отраслевых флагманов, как ООО «Агрофирма «Село Ворошилова» Предгорного района, ООО «АПХ Лесная дача» Ипатовского, СПК колхоз-племзавод «Казьминский», ООО СП «Чапаевское» Кочубеевского, СПХ «Колхоз «Россия» Новоалександровского района. Эти пять хозяйств заполняют половину всей молочной реки региона. Именно здесь применяются новейшие технологии – соответственно, и результаты самые высокие: в среднем годовой надой от каждой коровы – 7647 килограммов, что в полтора раза выше, нежели по краю.

Выйти на уровень самообеспеченности по молоку – одна из стратегических задач, стоящих перед Ставропольем в ближайшее время. Ее невозможно выполнить без использования современных агротехнологических решений и улучшения генетического потенциала животных. В этом году по инициативе губернатора Владимира Владимирова в бюджете края предусмотрено около 70 миллионов рублей, которые в виде грантов пойдут на приобретение технологического оборудования или племенного скота молочных пород для молочно-товарных ферм. Кроме того наше ведомство внесло предложение Минсельхозу России о компенсации затрат не только на строительство молочно-товарных ферм, но и на реконструкцию МТФ, другие цели. Надеемся, это будет отражено в системе мер государственной поддержки в ближайшее время.

– По производству молока наш регион немного недотягивает до медицинских норм потребления в расчете на одного жителя края, хотя в целом дефицита этой продукции на прилавках магазинов мы не ощущаем – прежде всего за счет ее завоза из других территорий страны.

– Да, потребительский рынок региона сегодня перенасыщен различными продуктами питания, и не только краевых производителей. В то же время мощности мясо- и молокоперерабатывающих предприятий края загружены в лучшем случае наполовину. Все это говорит о том, что нам необходимо более активно инвестировать в переработку, по максимуму наполняя прилавки собственными продуктами питания. В крае сегодня реализуется несколько крупных инвестиционных проектов в этом направлении.

В целом, говоря об этой теме, напомню, что мы сегодня перерабатываем 8 процентов всего выращенного зерна, почти половину мяса, треть молока, 39 процентов свеклы. Зерновая переработка сегодня буксует. Россия является мировым лидером по экспорту зерна, 25 процентов которого обеспечивает Ставрополье. При этом по экспорту товаров переработки наша страна находится лишь на 17-м месте.

– Владимир Николаевич, выходит, что в основном вывозим сырье, а не промышленную продукцию, которая стоит на порядок дороже?

– Да, ситуация, к сожалению, пока складывается именно таким образом. Многие страны по производству продукции глубокой переработки шагнули дальше нас. К примеру, в Индии из проса производят 150 видов продукции, из сои – 300, кукурузы – 1000. По большому счету, мы полностью отсутствуем на этом рынке. Да, сегодня реализуется крупнейший проект в Левокумском районе: объем предполагаемых инвестиций -

8,5 млрд рублей, проектная мощность – 125 тыс. тонн в год. Производить там будут муку, глютен, лизин. Сейчас готовится проектно-сметная документация. Есть намерения освоить производство глубокой переработки и у руководителей крупных сельхозорганизаций, в частности, Новоселицкого района. Производство возобновляемого сырья – один из важнейших сегодняшних векторов. Я говорю о кислотах, ферментах и прочих биополимерах, которые мы можем производить из зерна.

Экспорт готовых продуктов позволит региону получать добавленную стоимость. Пока же основным экспортным товаром остается зерно. Вместе с тем, уверен, потенциала Ставрополья хватит, чтобы занять весомую нишу в российской, а возможно, и в мировой доле этого рынка. Это новое безграничное поле, на которое нужно быстрее заходить. Наш регион готов сегодня переверстывать свою производственную карту с учетом запросов потребителей как в стране, так и за ее пределами.

Совершенно противоположная ситуация у нас с виноградом. В крае есть мощности по переработке, но сырьем мы обеспечены только на четверть. В прошлом году произведено 5,9 тыс. декалитров винно-коньячной продукции, при этом использовано 181,6 тыс. тонн винограда технических сортов, а собственное производство винограда составило лишь 41,6 тыс. тонн. То есть 140 тысяч тонн – это «чужие» виноград и виноматериалы, ввезенные из Краснодарского края, Дагестана, Чили, Аргентины и других стран. Сейчас в крае предпринимается ряд беспрецедентных мер государственной поддержки по увеличению посадок лозы, в том числе и в рамках регионального закона по поддержке виноградарства и виноделия.

В этом году мы ожидаем, что будет реализовано не менее семи крупных инвестпроектов. В числе ключевых направлений – мелиорация, переработка, виноградарство и садоводство. Крупные инвестиционные проекты – это, безусловно, точки роста регионального АПК. Но для нас важны и рядовые сельхозпредприятия. Не так давно заработал новый инструмент господдержки – механизм льготного кредитования, разработанный федеральным Минсельхозом. В Министерство сельского хозяйства РФ от Ставрополья отправлено более 250 заявок на выделение квот под льготные займы, 132 из них уже одобрены, а это более 6 миллиардов рублей. В ближайшее время ожидается дополнительное выделение средств. Все они идут на текущие нужды хозяйств, вкладываются в развитие.

Нам обязательно сегодня нужно вкладывать деньги в реальный сектор аграрной экономики, пока действуют различные меры государственной поддержки, которые, напомню, не вечны. Убежден, что это хорошая возможность поправить положение дел в той или иной сфере, обновить технику, расширить производство, освоить новые технологии, словом, эффективно сработать на завтрашний день.

* * *

В рамках государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства» поддержка отрасли идет более чем по 30 направлениям. Действует пять ее подпрограмм:

Главные цели программы:

* * *

В прошлом году в Ставропольском крае реализовано 10 крупных инвестиционных проектов на общую сумму 18 млрд рублей, создано более 1000 рабочих мест. Половина из них – в животноводстве:

ООО «Агро-плюс», ООО «Кочубеевская птицефабрика», ЗАО «Ставропольский бройлер», ООО СП «Чапаевское» Шпаковского района и ООО «Гвардия» Красногвардейского района. Еще одно направление – тепличное: ООО «Овощи Ставрополья» Кировского района завершило строительство третьей очереди тепличного комплекса площадью около 22 гектаров. В рамках реализации местной продукции в период межсезонья осуществлено четыре проекта по строительству и реконструкции плодо- и овощехранилищ, рассчитанных на 29 тысяч тонн. В их числе ООО «А.К. «Сады Ставрополья», ООО «СтавАгроКом» Курского района, ООО «Новозаведенное» Георгиевского и ООО «Добровольное» Ипатовского. На все эти десять объектов привлечено почти 19 миллиардов рублей, благодаря новым производствам трудоустроено более тысячи человек. Для сравнения: в 2015 году завершено восемь инвестиционных проектов в сфере АПК общей финансовой емкостью пять с небольшим миллиардов рублей, создано 539 рабочих мест.

«От сырьевого экспорта – к промышленному»
Газета «Ставропольская правда»
28 апреля 2017 года