Рубрика «Наедине со всеми» предполагает личное отношение автора к какому-то явлению. А что может быть более личным, чем взаимодействие гражданина с системой жилищно-коммунального хозяйства?

Правда, до 23 ноября 2013 года автор этих строк особо не вникал в графы платежек за коммунальные и жилищные услуги. Нужно заплатить за содержание жилья, а кроме того за уборку лестничных клеток, работу лифта и вывоз мусора? Ну, значит, так оно и есть. Не будет же родная управляющая компания обманывать! И невдомек мне было, что все вышеперечисленные услуги и так уже входят в графу «содержание жилья».

Ну а 23 ноября 2013 года, этот холодный осенний день, мне навсегда запомнился вот по какой причине. На стене дома по-явилось извещение о проведении общего собрания жильцов. Пунктов в повестке дня было много, взгляд зацепился за такой: «О выборе управления в многоквартирном доме».

Вот я и задумался, какой способ управления более эффективно и оперативно поможет в нашем доме починить протекающие трубы, заменить старенький лифт, подлатать осыпающиеся отмостки… И вооружился я Жилищным кодексом, а также зашел в Интернет, чтобы освоить азы коммунальной грамоты. Эх… Тут-то на себе прочувствовал впервые в жизни правоту давнего изречения: «От многих знаний многие печали».

Законы, постановления, распоряжения гласили: мы должны жить в коммунальном раю! УК обязаны отчитываться о своей работе регулярно, согласовывать с жильцами графики ремонтов, чисто убирать в доме и рядом с ним. И так далее, и тому подобное. Дней десять в свободное время – с вечера до двух ночи – я изучал в просторах Сети коммунальные премудрости. Старенький компьютер обиженно, почти предсмертно подвывал. Глаза предательски слипались, но дело все же было сделано: из коммунального «чайника» я превратился в знатока, уверенно употребляющего в разговоре с представителями ЖКХ понятные им термины и ссылки на регламентирующие их работу постановления.

К чему все это рассказываю? Плохая работа коммунального комплекса много лет неизменно входит в топ-10 проблем, волнующих россиян. И чем большее число граждан будет ориентироваться в коммунальных премудростях, тем меньше простор для подозрительных маневров у, скажем так, не совсем добросовестных коммунальщиков.

Позвольте, возразите вы. Зачем нам эта морока? Есть специальные контролирующие комитеты и отделы. Да, обращаться туда можно и нужно, хотя на стопроцентно положительный результат рассчитывать не стоит. Но до этого дело зачастую можно не доводить, если вы дадите понять представителю той же УК, что вас, так сказать, на мякине не проведешь. Сейчас продается много книг, справочников, доступно раскрывающих для обычных граждан тайны коммунальной кухни. Обязательно под рукой нужно иметь свежий выпуск Жилищного кодекса. Интернет даст вам также кладезь полезной, актуальной информации по теме.

Также во многих городах и районах сейчас действуют общественные организации, контролирующие отрасль ЖКХ. Держите и с ними связь. Вообще, жизнь показала: если в многоэтажке есть хотя бы три-четыре человека, разбирающихся в проблематике ЖКХ, коммунальщики редко рискуют жильцам таких домов делать «предложения, от которых трудно отказаться». Ну и, конечно, важна сплоченность жильцов.

Если же последние пассивны, картина выходит примерно следующая. Приходит к жильцам лукавый представитель ЖЭКа и говорит: согласно такому-то постановлению вы должны сдать деньги на то-то. Мой совет: не спешите! Вообще, общайтесь с коммунальщиками преимущественно в письменном виде. Пусть подготовят официальное письмо: что за постановление, его номер, когда вышло и так далее. Зачастую по изучению первоисточника, то бишь того же закона, распоряжения, выясняется, что никаких денег никуда отдавать не надо.

Предвижу еще одно возражение. Почему не должны защищать права жильцов старшие домов? Если коротко, представьте, что учителя русского языка поставили на руководство довольно крупным предприятием (а с ним можно смело сравнивать любой многоквартирный дом). Нужно разбираться в электрике, теплотехнике, строительстве, ремонте, сметах, знать кучу нормативных актов. И все это за более чем скромную плату. Давно говорится о необходимости введения специальной профессии – управдом. Чтобы ее получить, надо будет пройти соответствующее обучение. Да, платить такому специалисту придется больше, но в конечном итоге жильцы, чьим домом управляет квалифицированный специалист, выиграют в материальном плане.

Пока же нередко приходится наблюдать такую картину. В старшие домов идут люди лояльные к управляющей компании или зависящие от неё. Проблемы дома, жильцов таких председателей не волнуют. Главное – чтобы была довольна их деятельностью УК.

Ну а теперь о том, почему этот материал носит заголовок «ЖКХ и «Магнолия». Несколько лет назад волей случая занесло меня на знаменитый сочинский рынок кожаных изделий «Магнолия». Как заманивают на этом рынке продавцы доверчивых покупателей? Они сначала завышают цену куртки или плаща раза в три. И зловещим шепотом сообщают ее гражданину. Когда тот готов упасть в обморок от непомерной цены, негоциант резко снижает цену, и дело сделано! Это потом счастливый обладатель кожанки замечает, что здесь у нее потертость, а тут и вовсе дырка…

Подобным образом действуют многие директора управляющих компаний. На общем собрании сначала озвучивают непомерную цену за то же содержание жилья, а потом милостиво ее сбавляют в разы. Польщенный такой заботой клиент, то бишь собственник квартиры, тут же соглашается. И мысли нет потребовать у директора калькуляцию грядущих затрат, график и периодичность тех или иных работ.

Закончить наш разговор хотелось бы на реалистично-оптимистичной ноте. Практика доказала: грамотные, инициативные, сплоченные собственники жилья способны преодолеть многие коммунальные проблемы. Ну а вообще-то, в коммунальной сфере присутствует даже юмор, правда, весьма специфичный. Я однажды сам был свидетелем рождения очередного «ЖКХшного» анекдота. Представьте, идет общее собрание собственников в актовом зале управляющей компании (она обслуживает дом уже более 30 лет). Принимается тариф на содержание многоэтажки. Директор управляйки, предложившей заоблачный тариф, милостиво согласился убрать по согласованию с жильцами ряд пунктов из графика работ, чтобы снизить цену. Громким голосом вопрошает собравшихся: «А вот мы всегда у вас делали влажную протирку подоконников в подъездах – оставляем, убираем?». Немая сцена, всеобщий шок и недоуменный голос из зала: «А в нашем доме в подъездах подоконников отродясь не бывало…»