06:48, 18 апреля 2017 года

Быть ли мороженому ОАО «Иней» в Ставрополе?

- ОАО «Иней» - один из крупных производителей мороженого в Ставропольском крае, которое имеет дочернее предприятие — ООО «Мороженое», специализирующееся на розничной продаже нашего мороженого в Ставрополе через нестационарные торговые киоски. Предприятие «Мороженое» имеет торговую сеть из 38 киосков, однако в последние годы работают 21-22 ларька. Остальные закрыты, так как находятся в неблагоприятных для торговли местах и являются убыточными. Начиная с 2012-2013 гг. мы неоднократно обращались к городским властям с просьбой о выделении других торговых мест взамен нерентабельных. Однако понимания не нашли и вынуждены были обратиться за поддержкой к губернатору Ставропольского края В. Зеренкову, который настоятельно попросил главу Ставрополя А. Джатдоева помочь нам с выделением новых торговых мест.

В результате А. Джатдоев дал необходимые указания специалистам комитета муниципального заказа, и мы совместно с ними провели работу по нахождению выгодных и удобных мест установки киосков. Было предложено и рассмотрено более 35 вариантов, из которых работниками комитета муниципального заказа выбрано 13 новых мест, которые предварительно были согласованы с главами администраций районов Ставрополя, с депутатами городской Думы и градостроительным комитетом. Следующий этап - внесение изменения в схему размещения киосков, чтобы выставить их для участия на конкурсе. Однако, несмотря на уверения работников комитета муниципального заказа, что новые места будут включены в схему и выставлены на конкурс, данная работа была заволокичена и не доведена до конца. В схеме размещения нестационарных киосков приведены только 38 старых мест, на которых в настоящее время расположены принадлежащие ООО «Мороженое» киоски. Данные места и были выставлены для участия в конкурсе на право размещения нестационарных торговых киосков, проводимого 7 апреля 2017 г. Из всех представленных на конкурс торговых точек нас устраивало не более 20. Остальные не представляют интереса, так как из-за их неудачного месторасположения, значительного уменьшения объема продаж и убытков мы их закрыли.

Года три назад администрацией города поднимался вопрос о внешнем виде наших киосков, якобы он не соответствует современным стандартам. Мы провели ребрендирование киосков, окрасили их в желто-белый цвет и затем неоднократно выходили с ходатайством к руководству города об утверждении эскиза киоска по продаже мороженого. Мы считаем, что наш эскиз смотрится гораздо лучше утвержденных для конкурса. И это мнение разделяют многие архитекторы Ставрополя. Кроме того, замена действующих киосков на новые в условиях продолжающегося кризиса экономически не выгодна. Ведь стоимость изготовления одного киоска составляет 400-500 тыс. рублей, между тем как розничная торговля мороженым является делом малоприбыльным (по результатам 2016 г. доходность одного киоска составляла 43000 руб.). В таких условиях изготовление новых киосков не окупится даже за 4 года.

Несмотря на то, что обращения ООО «Мороженое» начали поступать задолго до проведения конкурса, наш эскиз был утвержден только 5 апреля 2017 года. Опубликовали данное распоряжение 6 апреля, а вступило в силу оно 7 апреля, то есть в день проведения конкурса. В связи с таким затягиванием решения вопроса комитет по муниципальному заказу не успел внести в техническую документацию по проведению конкурса эскиз нашего киоска.

Учитывая такой странный подход к организации конкурса, наше предприятие до последнего дня не собиралось в нем участвовать. И лишь после личной просьбы главы города мы подали заявки, хотя были уверены, что проведение конкурса в предлагаемом виде поломает для нас возможность торговли мороженым. Мы подали заявки на 22 лота, хотя реально если бы мы выиграли 19 лотов, а 3 ключевых места проиграли, то деятельность всей сети становилась убыточной и нецелесообразной.

Теперь о проведении самого конкурса. Считаем, что комитет по муниципальному заказу однобоко и крайне некачественно провел подготовительную работу. Город мог, не нарушая законодательства о проведении конкурса, учесть интересы местных производителей и представителей торговли именно мороженым. Если бы организация конкурса была проведена более грамотно, с учетом экспертного мнения предпринимателей, работающих в данной сфере, то результат был бы совсем иным. Никто из работников комитета муниципального заказа не поинтересовался мнением производителей и представителей торговли о местах размещения объектов, о том, как лучше сформировать лоты, об утвержденных эскизах киосков, о стоимости минимальной платы за право размещения и прочих вопросах проведения конкурса. Также не было обращено внимания на наши неоднократные обращения по поводу экономической нецелесообразности изготовления новых киосков.

Так, мы считаем, что более разумно объединить в одном лоте несколько мест под размещение киосков, можно было предусмотреть введение депозита для участников, что свело бы на нет появление «случайных» участников конкурса.

В конкурсе участвовали несколько предпринимателей (в том числе те, что были недовольны результатом проведенного ранее конкурса на право размещения торговых точек с печатными изданиями), а также производители мороженого – ОАО «Иней» (посредством участия ООО «Мороженое») и ООО «Холод» (участник ООО «Пингвин»). ООО «Холод» подал заявки на свои места и выиграл их, 13 лотов не разыгрывались вообще, из-за того что не были востребованы. По результатам конкурса победителями стали участники, никогда не занимавшиеся продажей мороженого и, следовательно, не знающие тонкости данной торговли. Их победа стала возможной в результате заявления нереальной стоимости на право размещения торговой точки.

Один из них специализируется на продаже хлеба и хлебобулочных изделий, и логично предположить, что в его киосках будет сделан упор на реализацию именно хлебобулочных изделий. Скорее всего, мороженого там не будет вообще или же его представят в малом объеме и ассортименте. Два других предпринимателя, выигравших конкурс, вообще не имеют опыта розничной торговли.

Так как ООО «Мороженое» не выиграло большинство из заявленных мест, нам будет предложено убрать наши киоски по продаже мороженого. Таким образом, в результате конкурса в городе ликвидируют развитую сеть розничной продажи мороженого местного производителя, который специализируется на данном виде торговли многие годы. Нам придется закрыть фирму ООО «Мороженое», порядка 40 человек лишатся работы и вряд ли найдут новую, так как в основном это пенсионеры. В связи с ликвидацией нашего предприятия в бюджет не будут поступать немалые налоги от его деятельности, а также снизятся налоги производителя мороженого – ОАО «Иней», так как уменьшится реализация этой продукции и соответственно выпуск (розничная продажа мороженого составляет 0,7% в годовом обороте ОАО «Иней»).

Кроме того, мы не уверены, что победители конкурса, когда подойдет время, внесут заявленную плату и установят киоски, которые еще надо изготовить за очень немаленькие деньги - 400-500 тыс. рублей за один объект. А ведь доходность одного ларька всего лишь 43000 рублей в год. То есть его стоимость не окупится и за 10 лет на выигранных местах. Поэтому сомневаемся, что новые киоски будут установлены в полном объеме. Вместо 22 киосков, работающих на сегодняшний день, реально будут работать 5-6 в наиболее выгодных местах. То есть 40 человек потеряют работу, а 10 найдут.

После проведения конкурса мы считаем себя стороной, интересы которой ущемлены. В настоящее время ОАО «Иней» решает вопрос о переводе юридического адреса в близлежащие от Ставрополя города. И, соответственно, налоги в этом случае будут поступать не в бюджет Ставрополя, а в другие населенные пункты, по новому юридическому адресу. Предварительно уже проведены переговоры по данному вопросу с администрацией Михайловска и Невинномысска. Администрации этих городов уже дали свое предварительное согласие на размещение на своей территории торговой сети по розничной продаже мороженого с установкой киосков в интересующих нас местах.

Кроме того, в настоящее время ОАО «Иней» ведет переговоры с одной из ведущих федеральных торговых сетей о поставке в ее магазины мороженого нашего производства. В результате заключения данного договора существующая фабрика не будет справляться с необходимым объемом выпуска мороженого. Нам необходимо строить новую фабрику мороженого, которая могла бы дать краевому центру много рабочих мест и значительное пополнение бюджета. Однако после негативного отношения местных властей к своему производителю, мы не связываем себя обязательством постройки новой фабрики в пределах Ставрополя. Не исключено, что рассмотрим ее строительство в Краснодарском крае или Ростовской области.

А.Н. БАГАЕВ. Председатель Совета директоров ОАО «Иней».
««Нет» своему мороженому»
Газета «Ставропольская правда»
18 апреля 2017 года