13:45, 10 апреля 2017 года

Как сделать Кисловодск курортом мирового уровня на средства, которых нет

На недавнем заседании Думы города-курорта Кисловодска в центре внимания оказалась финансовая ситуация в образовательных учреждениях. Директор Центра творческого развития и гуманитарного образования, депутат Фёдор Худяков остро поставил вопрос о том, что в центре, а также в других учреждениях дополнительного и общего образования нет средств на оплату коммунальных услуг, проведение противопожарных мероприятий и так далее. По сути, деньги есть только на заработную плату учителям и техперсоналу. Начальник управления образования администрации Кисловодска Юрий Бутин подтвердил, что в подведомственных ему учреждениях сложилась весьма напряженная ситуация с оплатой услуг ресурсоснабжающих организаций. В этой связи председатель городской Думы Любовь Волошина попросила объяснений от начальника финансового управления администрации Владимира Царикаева. И тот весьма обстоятельно и убедительно разъяснил депутатам, почему в нынешнем году во многих бюджетных учреждениях города-курорта федерального значения сложилась тяжелая финансовая ситуация.

В результате этих пояснений лично я «прозрел» по ряду позиций, связанных с формированием бюджета города. Например, многие думают, что Кисловодск – хронически дотационный город. Якобы он в принципе не может существовать без финансовой подпитки из федерального и регионального бюджетов. Действительно, чтобы не навредить природным лечебным факторам, в городе-курорте действуют жесткие экологические ограничения. Здесь, в отличие от большинства других городских округов и муниципальных районов, нельзя развивать многие высокодоходные виды промышленного производства. Тем не менее, как явствует из опубликованных в открытых источниках данных, Кисловодск в финансовом плане вполне самодостаточная территория. Причем динамично развивающаяся. Так, если в 2012 году во все уровни бюджета от города-курорта поступило 1 миллиард 942,8 миллиона рублей налоговых платежей, то в 2016-м – 2 миллиарда 730 миллионов рублей. То есть всего за четыре года собираемость налогов в Кисловодске выросла на 787,2 миллиона рублей! Логично было бы предположить, что соответственно рос и бюджет городского округа. Увы, получилось наоборот. В местный бюджет от указанных сумм налоговых сборов поступления сократились с 492 миллионов рублей в 2012 году до 449 миллионов в 2016-м. А все потому, что если в 2012 году в местный бюджет поступило 25 процентов от собранных на территории городского округа налогов, то в прошлом - лишь 16 процентов.

По словам экспертов, причина такого несоответствия в изменениях федеральной и региональной налоговой политики. Так, в 2014 году норматив отчислений в бюджет городского округа по налогу на доходы физических лиц сократился с 30 до 20 процентов. Это весьма сильно отразилось на бюджете Кисловодска, где данный налог – основной источник финансовых поступлений. В 2013 году отменили норматив отчислений в местный бюджет по транспортному налогу и налогу на имущество организаций. То есть оба эти налога полностью «ушли» в вышестоящие бюджеты.

Сильно подкосила местный бюджет Кисловодска и переоценка кадастровой стоимости земельных участков, которую министерство имущественных отношений Ставропольского края утвердило в ноябре 2015 года. В результате стоимость земли в городе-курорте упала в 2,8 раза. Соответственно, земельный налог, целиком поступающий в местный бюджет, сократится в 2017 году почти на 36 процентов. В натуральном выражении это порядка 108 миллионов рублей. При всем том объем обязательств муниципальных властей нисколько не уменьшился.

Особенно заметно равновесие нарушилось, после того как в прошлом году в соответствии с изменениями действующего законодательства нормативы бюджетной обеспеченности всех без исключения городских округов и муниципальных районов привели, по сути, к единому знаменателю. В результате для Кисловодска объем дотации на 2017 год сократили со 171 миллиона рублей до 78 миллионов. С учетом потерь от переоценки кадастровой стоимости земли объем собственных средств города-курорта сократился почти на 200 миллионов рублей: с 851 миллиона рублей в 2016 году до 664 миллионов в нынешнем.

Что оставалось делать в такой финансовой ситуации? Ответ очевиден: сокращать существующую бюджетную сеть. То есть урезать расходы на уборку улиц, озеленение курорта, содержание школ и детских садов; сокращать штаты муниципальных учреждений, отменять все доплаты низкооплачиваемым служащим и так далее.

Все это не только идет вразрез с теми задачами, которые ставит руководство страны по комплексному развитию Кисловодска, превращению его в курорт мирового уровня, но и может вызвать значительное напряжение в социальной сфере и городском хозяйстве. Поэтому глава города Александр Курбатов как главный распорядитель бюджета принял решение в 2017-м сохранить бюджетную сеть на уровне прошлого года.

Однако для того чтобы платить по обязательствам местного бюджета, администрация Кисловодска вынуждена была взять в банке кредит в размере 60 миллионов рублей под 11,7 процента годовых. В результате каждый месяц в счет погашения кредита приходится перечислять банку по полмиллиона рублей.

Дополнительную нагрузку для местного бюджета создает и софинансирование некоторых проектов, включенных в перечень мероприятий по комплексному развитию Кисловодска, который был утвержден в конце прошлого года постановлением Правительства РФ. Так, на строительство тренировочной базы к чемпионату мира по футболу, которая затем перейдет в собственность муниципалитета, федеральный и краевой бюджеты выделили 160 миллионов рублей. Прекрасно! Однако и из местного бюджета на софинансирование проекта пришлось выкраивать солидную сумму - 38 миллионов рублей. Нетрудно предположить, что подобные ситуации будут возникать вновь и вновь по мере реализации постановления Правительства России.

Ясно, что для успешного решения поставленной руководством страны задачи по превращению Кисловодска в курорт мирового уровня необходимо существенно укрепить бюджет городского округа. И здесь есть, как считают эксперты, два пути.

Первый – увеличить налоговую базу. Но поскольку развивать новое промышленное производство на курорте нельзя, то остается максимально использовать существующий потенциал. То есть внести в налоговую базу все неучтенные земельные участки, доходы физических лиц и так далее. Однако, даже по самым оптимистичным оценкам, все эти меры позволят увеличить поступление налогов не более чем на 50 миллионов рублей. Причем дополнительные средства поступят в местный бюджет лишь через год-два. А на что жить сегодня?

Остается второй путь – добиваться для Кисловодска, в порядке исключения, изменения нормативов отчисления налогов. Например, сейчас от собираемого в Кисловодске налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в местном бюджете остается только 20 процентов, или 220 миллионов рублей. Если же будет принято решение оставлять в местном бюджете не 20, а 40 процентов НДФЛ, то это полностью закроет образовавшиеся финансовые бреши. Другая возможность – в Кисловодске налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 500 миллионов рублей в год. Все эти деньги уходят в федеральный бюджет. Достаточно хотя бы половину НДС оставлять в городе-курорте федерального значения, и можно спокойно решать стоящие перед Кисловодском масштабные задачи.

Тем более что прецедент есть. В период подготовки к XXII зимним Олимпийским играм было принято решение, что все налоги, собираемые в Сочи, будут оставаться в местном бюджете. В значительной степени благодаря этому решению сочинцы смогли совершить грандиозный прорыв в создании современной инфраструктуры. Думается, и кисловодчане не ударят в грязь лицом, если федеральные законодатели оперативно внесут соответствующую поправку в законодательство.

«Курорт мирового уровня с нищенской сумой»
Газета «Ставропольская правда»
11 апреля 2017 года