06:39, 7 апреля 2017 года

В Ставрополе оценили качество работы четырёх учреждений культуры

Среди критериев оценки целый ряд показателей – от наличия официального сайта в Интернете, его содержательности, налаженной обратной связи с пользователями до подготовки необходимых информационных стендов о деятельности учреждения, перечня предоставляемых услуг и расценок на них. Эксперты совета также обращают внимание на обеспечение телекоммуникационной связи с потребителем, внутреннее благоустройство помещений, в частности, возможность беспрепятственного перемещения для инвалидов, и ряд других показателей.

Недавно стартовала новая серия таких проверок – своего рода второй раунд, в процессе которого теперь уже появилась возможность сравнивать с ситуацией, имевшей место быть на момент предыдущих проверок. Группа членов общественного совета во главе с его председателем Владимиром Лычагиным побывала в четырех крупнейших краевых учреждениях культуры. Именно таковым по праву считается Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова. Здесь эксперты ставили своей задачей проанализировать работу «со стороны зрительного зала»: как ощущает себя человек, придя на спектакль, насколько ему комфортно, приветливо ли его встречают. Проверка показала, что все рассматриваемые параметры в театре на очень хорошем уровне. Кроме разве что оперативности размещения информации на сайте. Публика считает театр, по сути, образцовым учреждением культуры, воспринимает его как очень привлекательную интеллектуальную среду. В пользу сказанного и наполненность зрительного зала, а она здесь выше среднероссийской. Сайт театра пользователи характеризуют как вполне удобный, нашедший свои ниши в том числе и в социальных сетях, для многих ставших едва ли не самым авторитетным источником информации. Сейчас в стадии доработки версия сайта для слабовидящих. Другое хорошее новшество появится примерно через месяц: начнет работу специальная компьютерная программа электронного бронирования и продажи билетов. В качестве полезного вида живой связи со зрителем члены общественного совета рекомендовали активнее пользоваться формой анкетирования публики. Только положительных отзывов заслуживает многолетняя целенаправленная работа театра с юным зрителем, например, сохраняемая традиция недели «Театр – детям и юношеству». Наработана и система оповещения, от ярких баннеров на улицах города до регулярных публикаций в СМИ. Жаль только, посетовали сотрудники театра, что в Ставрополе всего восемь информационных театральных точек и разрешены они только в официально отведенных местах. Да и расценки на их размещение непомерно высоки – фактически государственные учреждения культуры в этом уравнены с коммерческими организациями... А еще вот уж сколько лет никак не получается решить с властями краевого центра проблему вечернего функционирования общественного транспорта: уехать после спектакля домой зрителям бывает весьма непросто. После 21 часа практически исчезают и троллейбусы, и маршрутки. Кстати, это ведь забота не одного театра, а, в общем-то, всех концертных организаций.

Также весьма привлекательным учреждением культуры можно назвать и краевую универсальную библиотеку им. М.Ю. Лермонтова. Думается, каждый посетитель, едва войдя, испытывает только позитивные ощущения от здешней атмосферы приветливости и уюта. Впрочем, и вполне современная информационная панель при входе – вещь не менее важная. Здесь вообще умело работают с посетителем, как реальным, так и виртуальным, достаточно взглянуть на красиво оформленный, насыщенный сведениями и постоянно обновляемый сайт Лермонтовки. Причем активно работающий и в соцсетях, на самых разных площадках, от ВКонтакте до Фейсбука. Спросом пользуются и оказываемые библиотекой услуги – ксерокопирование, распечатка, переплетные работы, проведение различных тематических мероприятий. Постоянная связь с читателем наглядно видна и в регулярно проводимых на сайте опросах, предлагающих посетителю оценить и качество услуг библиотеки, и работу сайта. С учетом особенностей архитектуры здания библиотеки на первом этаже отведен специальный кабинет для приема инвалидов, где дежурный сотрудник всегда готов оказать им необходимую помощь, выполнить заказ на литературу. Успешно развивается и пополняется электронная версия библиотечного каталога, значительно облегчающая книгопоиск.

Едва ли не единственной, зато поистине назревшей и массовой претензией вот уже несколько лет остается пожелание ставропольцев открыть наконец после явно затянувшейся реконструкции центральный вход в здание, в котором, как помнит читатель со стажем, имеется и удобный холл, и замечательной красоты читальный зал. Но тут от библиотекарей, конечно, ничего не зависит – денег на завершение работ по-прежнему нет… А они нужны еще и на реализацию другого пожелания (кстати, вполне современного) – ввести круглосуточный режим обслуживания. Да и средств, выделяемых из бюджета на пополнение книжных фондов, не хватает.

Гораздо менее известен широким массам расположенный на улице Комсомольской Ставропольский зооэкзотариум – пристанище действительно экзотических живых существ, представителей фауны разных уголков планеты. Здесь, как и в ходе предыдущей проверки, члены общественного совета отмечали неудовлетворительную работу сайта, так и не получившего достойного развития. Что, вообще-то, в интересах самого учреждения: как еще показать себя народу в современных условиях, если не через Интернет? К тому же и показать ведь есть что! Коллекция, собранная здесь, по-настоящему уникальна, любопытна, познавательна, но о ней просто-напросто мало известно. Несмотря на ограниченность выставочной площади старого особнячка (здание является памятником истории, и это ограничивает возможность его реконструкции), сотрудники зооэкзотариума умудрились разместить в нем более тысячи обитателей. Есть и позитивные изменения: оформлен очень уютный внутренний дворик, располагающий к приятному отдыху, растет посещаемость, зависящая, правда, от сезонного спроса, поскольку главный посетитель здесь – дети. Примечательно, что работает учреждение 365 дней в году. Это единственный музей в крае с таким графиком. Сейчас в планах работы по реконструкции системы вентиляции, поскольку наличие животных обусловливает специфический запах. И тогда в книге отзывов будут только положительные записи, хотя они и сейчас там преобладают. Словом, у экзотариума есть перспективы развития, залогом чему сама необычная экспозиция, которую можно даже назвать музейной изюминкой. Нынешний Год экологии в России – отличная возможность продвинуть себя, стоит лишь подойти к этому с желанием и творчески.

Высоко оценили члены общественного совета буквально преобразившийся сайт краевого Дома народного творчества. Это учреждение также расположено в историческом здании, что, с одной стороны, придает ему особый шарм, а с другой – ограничивает пространственные возможности. Хотя отремонтированный зрительный зал и просторное фойе неизменно привлекают в ДНТ на проводимые здесь фестивали народного творчества, регулярные выставки декоративно-прикладного искусства, встречи с талантами нашего края. А заметно оживившийся сайт словно раздвигает стены, открывая все это духовное богатство широкому кругу. И если в новостном разделе еще следует поработать над оперативностью размещения информации, то в социальных сетях специалисты ДНТ – люди вполне известные. Но и в данном случае все же имеются трудности с рекламой своей деятельности, сетовали сотрудники ДНТ: дорогое это «удовольствие», особенно если учесть широту географии, ведь им приходится проводить свои акции по всем районам и городам Ставрополья. Чем по праву гордится коллектив – своей печатной и видеопродукцией. Всевозможные красочные буклеты, альбомы, фольклорные сборники здесь выполняются на самом современном уровне. Постоянно пополняется фонд дисков, представляющих лучшие творческие коллективы, образцы самодеятельного творчества, все это истинный кладезь для поклонников. А если еще на сайте ДНТ появится регулярное анкетирование пользователей, это станет не только дополнительным каналом обратной связи, но и источником новых интересных творческих идей.

В целом, по впечатлениям как самих членов общественного совета, так и их собеседников в учреждениях культуры, такие проверки полезны уже тем, что побуждают к развитию. Собственно, это и не проверки даже, скорее, консультации на тему «как работать лучше».

«Оценка качества: второй раунд»
Газета «Ставропольская правда»
7 апреля 2017 года