70-е годы ХХ века. Студенческое общежитие ГИТИСа лучилось улыбками, звенело музыкой, песнями под гитары и гармошки съехавшихся едва ли не со всего Союза парней и девушек. Выделялся среди них Женя Зайцев, заводила с красивым голосом, да и сам красавец. Молоденькая первокурсница Зина, однажды встретившись взглядом с всеобщим любимцем, почему-то подумала: какие же красивые у него будут дети!

Красавица дочь Лера родилась у них, когда артист Евгений Зайцев, окончив институт раньше жены, уже играл главные роли в Театре музкомедии в Пятигорске. С красным дипломом он мог выбирать любой музыкальный театр страны. Но что-то (быть может, гены да и детские воспоминания) влекло его на Кавказ.

Родился Женя в Москве в семье военнослужащего – потомственного терского казака и москвички – учительницы русского языка. На новом месте службы, в городе Грозном, отец развивал в мальчике его увлечения. Но их было так много! В легкой атлетике он достиг 1-го разряда, преуспевал в авиамодельном кружке, в художественной школе тяготел к импрессионизму (и сейчас квартира украшена его картинами, а сколько их он раздарил!). В Грозненском химико-техническом техникуме вдруг увлекся… музыкой. Любимые песни с пластинок стал исполнять на студенческих вечерах, а затем петь в народном оперном театре, где его учителем был заслуженный артист В. Соколов, блиставший в 40-е годы как раз в Пятигорской музкомедии. Наверное, ностальгия педагога по Пятигорску и передалась Евгению.

В тот год директор театра привез из Ленинграда лучших выпускников Института театра, музыки и кино, в том числе будущего заслуженного артиста РФ Н. Смирнова. Театр переживал ренессанс, и работать в нем было удовольствием. В этот коллектив через два года и влилась окончившая ГИТИС Зинаида Зайцева, уже с дочерью Лерой. Эти два года в институте Леру коллективно воспитывали однокурсники мамы, а среди них ставшие теперь знаменитыми Владимир Винокур и Елена Степаненко. В Пятигорске ее «детским садом» было доброжелательное общежитие театра. Сколько себя помнит, Лера наблюдала из-за кулис, как играли, как красиво пели ее родители. А они и впрямь стали украшением многих спектаклей. Эту дружную пару объединяет фантастическая влюбленность в театр, стремление к большим содержательным ролям, требующим актерского мастерства. Объединяет, конечно, и крепкая любовь друг к другу. 43 года они неразлучны. Теперь особая их гордость – дочь Валерия продолжила актерскую династию. Окончив тот же ГИТИС и аспирантуру, она стала солисткой Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Но не забывает родительский Пятигорск: здесь на премьере в 2003 г. оперы Д. Верди «Травиата» она с большим успехом исполнила партию Виолетты. Запомнились пятигорчанам ее Адель в «Летучей мыши» И. Штрауса, выступления в концертах.

А ведь семейный да и творческий дуэт Зайцевых когда-то позиционировал себя как лед и пламень. Но противоположности притягиваются – и результатом становится гармония. Взрывному темпераменту Евгения Зина всегда находила мягкий, спокойный ответ. Родом с Брянщины, в окружении чистейшего воздуха и удивительной красоты природы она впитала в себя ее умиротворение и спокойствие. В семье любили мелодичные песни. Услышав однажды «Аиду» Д. Верди с Ренатой Тибальди, она твердо решила связать свою судьбу с вокалом. Педагог музыкального училища поддержал ее стремление, и Зина поехала в Москву, в ГИТИС, как оказалось, на встречу с судьбой. С тех пор они слаженным дуэтом любят свой театр, обожают свою профессию. «Часто приходится сталкиваться с обидной снисходительностью к оперетте. А ведь она дает удивительное соединение вокала с артистизмом и танцевальной пластикой, изысканный коктейль театрального искусства – вот что такое оперетта!» – считают супруги-коллеги.

Обладая классической подготовкой, артисты быстро освоили в репертуаре театра главные роли, с которыми часто выступали в одних спектаклях. Первая яркая роль Евгения Андреевича – Николка в «Бабьем бунте». Лучшими в личной галерее персонажей стали профессор Хиггинс в «Моей прекрасной леди» и мясник Лейзер в «Скрипаче на крыше», за исполнение которых артист удостоен губернаторской премии «Актер года», а его многолетний труд в театре отмечен орденом «Знак Почета». Если раннего Хиггинса он сыграл, когда приклеенная седина не работала на качество роли, то в зрелые 2000-е ему помогал опыт, и актерский, и жизненный. Образ Лейзера вылеплен им надежно и блистательно.

Зайцев – актер, который анализирует роль, доходя до самой психологической сути. Он артист режиссерского плана, умеющий отыскать не-ожиданные черты, присущие герою. В каждой роли разный и для каждой находит новые краски и новую форму выражения, свою особую интонацию. Но для того чтобы образ был органичным и ярким, нужно иметь и собственный богатый внутренний мир, талант, нужно каждодневно трудиться. Он запоминается сразу непринужденной манерой и мужским обаянием. По оценке журнала «Музыкальная жизнь», Е. Зайцев – «идеальный типаж опереточного премьера: высок, красив, эмоционален». Таким он помнится в ролях Богана в «Веселой вдове», Микича в «Хануме», Эдвина и Ферри в «Сильве», князя Орловского в «Летучей мыши», Калхаса в «Прекрасной Елене», Популеску в «Марице», Фраскатти в «Фиалке Монмартра».

Зинаида Петровна тоже с нежностью вспоминает свои первые работы в спектаклях «Донна Люция», «Летучая мышь», «Голландочка», «Веселая вдова» и других, но больше всех она гордится ролями Элизы Дулиттл ( «Моя прекрасная леди»), Галатеи ( «Прекрасная Галатея»), Памелы ( «Не пришить ли старушку?»). Губернаторская премия и почетный знак министерства культуры СК «За достижения в культуре» стали достойной оценкой ее сценического труда.

– Я всегда помню, – говорит Зинаида Петровна, – что со временем нужно переходить от знакомых до боли ролей главных героинь и субреток к возрастным персонажам. И сыграть их так же хорошо, а может, даже и лучше.

Так от главной роли в «Сильве» актриса перешла сначала к Стасси, а сегодня она уже Юлиана Воляпюк. В «Мистере Икс» последовательно была Теодорой Вердье, Мари, Каролиной. В «Цыганском бароне», сыграв Саффи и Мирабелу, стала затем Чипрой, да какой интересной, оригинальной! Не случайно она целиком захватывает внимание зала. А еще любит такие спектакли, где артисту нужно перевоплотиться, казалось бы, в совсем другого, ничем не похожего на него человека.

Кстати, в музыкальной комедии Г. Канчели «Ханума» З. Зайцева дебютировала на пятигорской сцене еще в роли юной Соны. И когда в 2004 г. этот спектакль был поставлен заново, Зинаида Петровна исполняла уже заглавную роль неугомонной пробивной свахи. А Евгения Андреевича, сыгравшего купца Микича, на этой премьере поздравили с присвоением звания заслуженного артиста России.

Этим же спектаклем-бенефисом в феврале 2017-го артисты Зайцевы отметили две серьезные даты: ее 40-летие на сцене Пятигорского театра и его 70-летие со дня рождения. За 12 лет эта музыкальная комедия, возрожденная режиссером Инной Хачатуровой, дирижером заслуженным артистом Грузии Львом Шабановым, балетмейстером почетным деятелем искусств СК Татьяной Шабановой, сценографом заслуженным артистом Кубани Владимиром Пермяковым, видела свет рампы более 200 раз, а Зинаида Зайцева выходила в роли Ханумы 99 раз! Зрители востор-женно приняли находчивую, озорную, не лишенную женского обаяния Хануму и тщеславного авлабарского купца Микича, мечтающего купить себе звучный титул. Талантливый дуэт Зайцевых прекрасно вжился в национальные характеры своих героев, с их неподражаемо сочным грузинским юмором, особым кавказским темпераментом и колоритом. Их единое актерское кредо: зритель не поверит артисту, который на сцене просто работает, он поверит тому, кто живет на ней, получает удовольствие от игры и умеет доставить его поклонникам своего таланта. Зайцевы это умеют, судя по сопровождающему их обилию оваций, цветов и подарков. Директор, художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры РФ Светлана Калинская, приветствуя юбиляров, вручила им поздравления от министерства культуры СК и Союза театральных деятелей, грамоту от главы города Льва Травнева. Было много поздравлений от общественных организаций города, коллег, поклонников.

А сами юбиляры и сегодня полны сил и желания продолжать активную творческую жизнь. Им по-прежнему аплодируют на полюбившихся публике, проверенных временем спектаклях «Фиалка Монмартра», «Филумена Мартурано», «Мадемуазель Нитуш», «Скрипач на крыше» «Сорочинская ярмарка», «Все начинается с любви». Ну а впереди, конечно, новые премьеры…