06:23, 11 января 2017 года

Поэзия Ивана Понятовского на страницах новой книги о нём

Волей судьбы нам довелось стать очевидцами части этой поистине подвижнической работы. С Эмилией Васильевной Ждановой мы познакомились в Ставрополе, впервые встретившись в читальном зале Государственного архива Ставропольского края. Она уже в почтенном возрасте (в декабре 2016 года Эмилии Васильевне исполнилось 87 лет) и вскоре собиралась отбыть в Саранск, город, где значительное время преподавала английский язык в Мордовском педагогическом институте имени А.И. Полежаева, сюда же ее позвали семейные обстоятельства.

Тихий, солнечный Ставрополь Эмилия Васильевна покидала с грустью: здесь она прожила без малого два десятка лет, имела друзей и знакомых в преподавательской среде.

В архиве среди исследователей образовалось небольшое сообщество: перелопачивая объемные фонды документов давних лет, мы договорились отмечать в этой бездне интересующие каждого имена и фамилии. Большинство вели поиски своих родственников.

Эмилию Васильевну интересовала судьба священника Ставропольской духовной семинарии Ивана Ивановича Понятовского (1859 - 1920), далекого родственника со стороны свекрови Лидии Ивановны Коваленко (дочери И. Понятовского), главным образом, его творческая биография. Под псевдонимом Делавар И. Понятовский публиковал стихи в дореволюционной прессе, в 1910 и 1913 годах в Ставрополе увидели свет два сборника его стихо­творений - «Думы» и «Хризантемы».

Э. Жданова, по крупицам восстанавливая биографию И. Понятовского, старалась разыскать сведения о его семье. Установила, что И. Понятовский был сыном орловского священника, в 1885 году окончил курс Киевской духовной академии и в том же году начал свою преподавательскую деятельность в небольшом городке Тифлисской губернии в должности учителя Горийского православного духовного училища. Сначала преподавал русский, затем греческий язык. В 1889 году преподавательская деятельность Понятовского продолжилась уже в городе Шацке Рязанской губернии.

Что интересно, в годы работы Понятовского в духовном училище сюда в 1886 году пытается поступить сын местной прачки Иосиф Джугашвили (будущий революционер с партийным псевдонимом Коба, в дальнейшем - Сталин). Из-за проблем с русским языком ему пришлось усиленно заниматься, чтобы в 1888 году попасть в подготовительный класс. В следующем, 1889 году его зачислили в училище.

Пока не найдено никаких свидетельств, был ли знаком молодой выпускник Киевской духовной академии И. Понятовский с этим учеником, но, по свидетельству современников, именно в те годы в Горийском училище подобрался сильный преподавательский состав: смотритель училища имел ученую степень кандидата богословия, трое учителей окончили Киевскую духовную академию.

Словесность в программе обучения имела большое место, своих воспитанников преподаватели приобщали к чтению, благо, при училище была неплохая библиотека. Выпускники училища упоминают имена классиков русской литературы – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, с удовольствием они читали «кавказские» произведения: «Мцыри» Лермонтова, «Кавказский пленник», «Обвал», «Кавказ» Пушкина.

Кроме того, городская интеллигенция нередко собиралась в доме местного издателя Каландадзе, который имел в Гори типографию, книжный магазин и библио­теку. А среди учеников Горийского училища поощрялось литературное творчество, стихотворными экспромтами отмечен сам Иосиф Джугашвили и его товарищи по учебе, между ними, по воспоминаниям, завязывалось настоящее стихотворное соперничество.

Подобная среда, безусловно, была близка И. Понятовскому.

В процессе своих поисков Э. Жданова констатировала, что первых стихотворений Понятовского (Делавара) обнаружить не удалось, и обратилась с просьбой сообщить о более ранних находках, относящихся к периоду работы их автора в Киеве, Гори, Шацке.

Преподавательская деятельность И. Понятовского продолжалась до марта 1920 года, последние 16 лет - в стенах Ставропольской духовной семинарии до момента ее закрытия.

Основной цикл стихотворений, вошедших в сборник, создан в ставропольский период творчества И. Понятовского. Их тексты Э. Жданова разыскивала в Ставропольском государственном краеведческом музее имени Г. Прозрителева и Г. Праве, краевой универсальной научной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова, пересматривала подшивки газет «Северный Кавказ», «Северокавказский край», альманах «Наш край», выходившие в 1905 – 1918 годах.

Эмилия Васильевна аккуратно и старательно переписывала поэтические строки, нередко проводила их текстологический и сравнительный анализ, выявляя ранние и последующие редакции. К 2005 году она собрала около ста стихотворений поэта, обнаруженных ею в Ставрополе. Работая в Российской национальной библиотеке г. Санкт-Петербурга, нашла еще около сорока стихотворений И. Понятовского, ранее неизвестных широкой публике. В сборнике они помещены с комментариями, и в этом особая ценность издания.

Их тематику составитель условно разделила на несколько разделов: библейские и христианские мотивы, антивоенная и гражданская поэзия, адресная поэзия (стихи, посвященные памяти Гоголя, Ломоносова, героини Первой мировой войны уроженки Ставрополя Риммы Ивановой и др.), а также лирические произведения, отражающие самые сокровенные чувства, - о первой любви, отношении к женщине. По-своему интересна так называемая событийная поэзия – отклик на те или иные знаменательные события в Ставрополе и губернии. К примеру, на появление технической новинки - «синематографа», на случившуюся в губернии небывалую засуху. Немалую долю составляют замечательные стихотворения о природе, где автор предстает тонким наблюдателем и философом, умеющим легкими мазками передать красоту майской ночи и летнего дня, журчание ручейка и весеннее пение птиц.

Поэзия И. Понятовского раскрывает нам душу человека на стыке двух эпох - XIX и XX веков: его радость и печаль, чаяния и заботы, устремления и мечты. В книге много фотографий, которые Эмилия Васильевна собирала на протяжении ряда лет. На снимках запечатлена семья И. Понятовского: его жена, дочери, сыновья, внуки. Книга сделана с большой любовью.

И. Понятовский, как установила Эмилия Васильевна, в 1920 году заболел брюшным тифом и в том же году умер. Место его упокоения – кладбище Успенского историко-церковного комплекса Ставрополя. К сожалению, могила поэта утрачена. От полного забвения его имя спасает книга, которая своим содержанием, полнотой исследований, несомненно, выходит за рамки регионального краеведения.

Николай БЛОХИН, Татьяна БЛОХИНА
«Возвращенное имя поэта»
Газета «Ставропольская правда»
11 января 2017 года