06:33, 3 августа 2016 года

Итоги работы Думы Ставропольского края V созыва c её председателем Юрием Белым

- Пять лет, которые вы возглавляете Думу Ставропольского края, - серьезный срок. Как считаете, Юрий Васильевич, оглядываясь назад сегодня, «под занавес» работы пятого созыва, чем особенным запомнится нынешний состав Думы парламентариям и ставропольцам?

- Пять лет - это маленькая жизнь в человеческом измерении. За это время родившийся малыш достигает возраста почти дошколенка. В жизни главного законодательного органа края произошло немало разных, рядовых и знаковых, событий, о которых вспоминается уже через призму прошедшего времени. Многое видится сегодня яснее, понятным становится, насколько правильное решение в свое время было принято и что еще необходимо сделать, чтобы жизнь ставропольцев стала лучше, благополучнее, с прицелом на перспективу и развитие. Жизнь постоянно ставит как перед законодательной, так и перед исполнительной властью интересные и сложные задачи. Среди проблем, с которыми мы столкнулись, прежде всего значится мировой кризис, который постиг в том числе и Россию. Необходимо было удержать регион на определенных позициях, чтобы не допустить скатывания в яму экономической катастрофы, помочь ставропольцам, которые попали в трудную жизненную ситуацию. И мы старались сделать для этого все необходимое, как нам виделось в тот отрезок времени. Зачастую наши законопроекты рождались в жарких спорах. В краевом парламенте четыре партийные фракции, 50 депутатов. Необходимо было в каждом случае прийти к единому мнению, которое устраивало бы всех и, прежде всего, соответствовало экономическим реалиям. Каждый понимал, что необходимо учитывать интересы и маленького хутора, и большого города.

Среди безусловных задач, которые были поставлены перед Ставропольем, исполнение майских указов Президента РФ. Чтобы увеличить заработную плату работникам бюджетной сферы, необходимо было изыскать дополнительные средства в краевом бюджете. Именно по этой причине пришлось брать кредиты в коммерческих банках. Сегодня благодаря помощи федерального центра примерно треть госдолга краевой казны замещена на бюджетные кредиты, проценты по которым на порядок меньше, чем в банке. Были периоды, когда выплата по процентам составляла около миллиарда рублей. Что делать? Надо было помочь нашим учителям, воспитателям дошкольных учреждений, врачам, зарплата которых была неадекватна задачам, которые те решали. Да, сегодня госдолг по объему равен почти половине краевого бюджета. Однако нельзя не признать, что это мера, без которой просто невозможно было на тот момент обойтись. Принятое, пусть и непопулярное, решение помогло помочь конкретным людям, от которых многое зависит в жизни Ставропольского края. Выплата процентов идет по утвержденному финансовому плану, размер госдолга постепенно тает. Особенно сложными были последние два-три года. На фоне кризиса – обострение международной обстановки, западные санкции, необходимость мобильно развивать импортозамещение. Приходилось держать удар и принимать ассиметричные ситуации решения. Считаю, что, по большому счету, мы с этим справились.

– А что, Юрий Васильевич, на ваш взгляд, не удалось? Какую работу над ошибками хотелось бы проделать, если бы у истории все-таки было сослагательное наклонение?

– Мы все это время неплохо поддерживали незащищенные слои населения. 80 процентов бюджетных средств шло на эти цели. Считаю нашим серьезным достижением, что за прошедшую пятилетку Думой было принято более 50 законов в области социальной защиты. Базовый Закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей» дополнен перечнем актуальных мер помощи данной категории населения. В Закон края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» внесены изменения с целью оказания помощи в приобретении жилого помещения лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов» позволяет дополнительно гарантировать более трех тысяч рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Предусмотрены ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда РФ и ветеранам труда СК, труженикам тыла, реабилитированным гражданам, пострадавшим от политических репрессий, ежегодные социальные пособия на проезд студентам из малоимущих семей. В два-три раза увеличилась заработная плата работников учреждений социального обслуживания населения, в полтора и более раз – медиков. Список длинный, всего не перечислишь.

Но... Некий осадок на душе все же остается: ни законодательной, ни исполнительной власти не удалось найти достаточно эффективных решений для увеличения налоговых поступлений в краевой бюджет. В результате не было возможности в большей степени поддержать нашу промышленность, малый и средний бизнес. С удовлетворением могу отметить, что региональные индустриальные парки постепенно развиваются. Но объективно полной отдачи от них следует ждать через пять-шесть лет. Следует больше выделять средств на поддержку малых и средних предприятий, которые дают около 30 процентов валового регионального продукта. Для них краевым законодательством мы предусмотрели немало преференций, которые многим помогли встать на ноги. Однако надо признать, что нам не удалось полностью вывести из тени этот сектор экономики, который по-прежнему остается серым: часть заработной платы работникам выплачивается в конвертах. Считаю очень свое-временным недавно принятое краевым парламентом обращение к Госдуме с просьбой упорядочить налогообложение вертикально интегрированных структур в пользу региона, на территории которого находятся их производственные мощности. Все налоги холдинги платят исправно. Но есть один налог, который всерьез беспокоит власть, это налог на прибыль организаций. Объем его уменьшается. Головные офисы находятся, как правило, в столице, Санкт-Петербурге или других крупных городах РФ. Прибыль есть, а налог тем не менее уменьшается. Сидят в головной конторе топ-менеджеры и определяют по своему усмотрению, какому региону, где есть их филиалы, отдать больше, а какому меньше. Справедливо было бы, чтобы весь налог, заработанный на нашей территории, поступал в нашу казну. Размер налога не должен зависеть от того, как складываются взаимоотношения руководства этих структур с местной властью. Есть еще один момент. Фигурально говоря, в прошлом году в бюджет поступил от компании миллиард рублей, а в нынешнем заплатили на 500 миллионов меньше. И начинаются на этой почве, как я их называю, манипуляции. Надо эту разницу возвращать. Причем невозможно проверить, на самом ли деле все обстоит именно так. Необходимо установить такие правила игры, чтобы не было «ножниц», возможности лавировать, придумывать разного рода ходы в свою пользу. Есть ли реакция? Да. Совет Федерации поддержал нашу позицию. Надеюсь, что будет сделан и следующий шаг в пользу регионов. Ведь не только у нас существует такая проблема. Надо также серьезно подумать, как поддержать промышленность в регионе. Но это уже задача шестого созыва. Ситуация в экономике улучшается: им, как говорится, и карты в руки.

– Вы говорите, что не удалось как должно помочь товаропроизводителям. А вместе с тем в этом году на поддержку сельского хозяйства края предусмотрена астрономическая по сравнению с предыдущими периодами сумма в 6 миллиардов рублей.

– В 2016-м на поддержку аграрного сектора предусмотрены большие деньги на условии софинансирования: из федерального бюджета – 4,8 миллиарда рублей, из краевого – 1,2 миллиарда. Депутаты не могли не поддержать такое решение. АПК – профильная отрасль Ставрополья, за которой большое будущее. Самое главное, что такая позиция приносит свои плоды. По информации Ставропольстата, за пять месяцев этого года сельскохозяйственные организации произвели продукции на 11,2 млрд рублей, что в сопоставимой оценке на 5,4 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Но ведь это еще не окончательные итоги. Реальную картину мы увидим в начале 2017-го. В общей сумме расходов бюджета-2016 расходы на сельское хозяйство составляют 7 процентов. Конечно, объем вложений в агропромышленный комплекс мог бы быть больше, но таковы сегодня наши реальные возможности. Для того чтобы повысить конкурентоспособность производства продовольствия, необходим больший объем инвестиций. Но тем не менее мы решаем проблему роста отдельных видов сельскохозяйственного производства, вопросы импортозамещения. Растениеводство развивается более высокими темпами по сравнению с другими отраслями. Наша приоритетная задача сегодня – вернуть былую славу мясному и молочному скотоводству. Это сложно, потому что в свое время было потеряно основное стадо. Его вырезали в силу особых экономических условий в 90-е годы прошлого века. Возрождать всегда сложно. Но этим надо заниматься. Особенно в свете поставленных перед краем задач по импортозамещению. Прирост есть. Но пока не так велик, чтобы строить большие планы на будущее. Надо думать, что еще можно сделать.

– Дума пятого созыва так и не приняла решения о минимальном размере земельного участка, необходимого для выдела из крупного хозяйства. Предлагалось предусмотренную действующим законодательством эту площадь увеличить до 2,5 тысячи га. Однако начались, образно говоря, народные волнения по этому поводу, да и у самих депутатов разошлись мнения на сей предмет. Что вы думаете об этом? Сколько же земли достаточно, чтобы выделиться?

– Да, что касается этого вопроса, то на заседании Думы чубы трещали, так жарко спорили. Мне как председателю краевого парламента приходилось утихомиривать самых активных, призывать к порядку. И это несмотря на то, что вопрос тщательно готовился к рассмотрению, до заседания Думы много раз обсуждался в комитетах. Думаю, надо искать некую золотую середину. Должны быть учтены интересы как фермеров, так и крупных хозяйств. Надо помнить о мировой тенденции: мелкотоварное производство сокращается и в Америке, и в Европе, фермеры разоряются тысячами. Чтобы разобраться в этом вопросе, «зри в корень», как сказано у Козьмы Пруткова. В свое время наш край выбрал классический вариант земельной реформы. Часть земли стала собственностью крестьян, получивших свои земельные доли, часть осталась в федеральной собственности, часть – в краевой. В результате мы получили «перевернутую пирамиду». Выходит, что можно зарабатывать на земле, не работая на ней, просто отдавая в аренду и получая за это плату. Земля есть наша мать-кормилица, а отец богатства – труд. Появились в крае «латифундисты», которые, ничего не вкладывая, стали стричь купоны, получая арендную плату за пользование своей землей. Приватизация произошла и в промышленности, но там как-то по-другому сложилось, более благополучно. В конце концов мелкие владельцы продали свои акции, и собственность сосредоточилась в одних руках. Хозяин получил в итоге возможность строить производственную политику по своему усмотрению, развивать мощности, приращивать прибыль, увеличивая при этом и налоговые выплаты в государственную казну. Земля – это товар, который должен работать. Вот только регулировать этот процесс стало сложно. Потому что все бросились в растениеводство, где можно получить скорую прибыль. Сегодня проблема заставить владельца большого земельного клина заниматься животноводством, которое не столь рентабельно и не так быстро становится прибыльным. Надо думать, как нам убедить людей, которые готовы, допустим, взять в аренду краевую землю, развивать животноводство. В свете импортозамещения сегодня это не просто необходимость, а крайняя необходимость. И решения находятся. Прирост, как бы то ни было, есть и по этой отрасли. Но не так велик, как хотелось бы. Надо подумать, какие законодательные новации принять, чтобы заинтересовать людей инициативных заниматься скотоводством. А иначе у нас не будет своего мяса, молока. И пойдем мы на поклон в другие регионы – на Кубань, в Ростовскую область. А то еще хуже – к заграничным животноводам. Убежден, размер выдела надо увеличивать. Вопрос в том, на сколько. Но увеличивать надо. Это мое твердое убеждение. Надо обсуждать этот вопрос с фермерами, крупными хозяйствами. Мы сподвигли арендаторов на увеличение натуроплаты за пай. Эта новация, безусловно, способствует стабилизации ситуации на селе. Не дело, когда человек мечется, не зная, кому же отдать свою землю. Решение будет найдено. Не сомневаюсь в этом.

– Сегодня много говорится о целесообразности сокращения расходов на содержание органов власти.

– Начали мы с себя. Результатом принятого парламентариями решения о сокращении депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе, с 40 до 35 человек стало снижение бюджетных ассигнований на содержание Думы на 13,5 миллиона рублей. И на этом не остановились. Недавно внесены очередные изменения в Закон «О Думе Ставропольского края», которыми число депутатов, получающих заработную плату, уменьшилось до 18 человек. Кроме того, сокращена и численность аппарата краевого парламента на 10 процентов, значительно уменьшены затраты на материально-техническое обеспечение. Принято также решение о приостановке финансирования ряда расходов на содержание органов государственной власти, что позволило сэкономить еще 162 миллиона рублей.

– Юрий Васильевич, в одном из интервью мы уже обсуждали с вами преобразования муниципальных районов в городские округа. Минеральные Воды работают в новом формате уже почти год. Нефтекумский и Ипатовский районы недавно приняли такое решение и находятся в стадии преобразования. Вы анализировали эффективность принятого Думой решения?

– Безусловно, анализируем. Правда, полного расклада по всем направлениям пока нет. Федеральное законодательство предусматривает как выборы, так и назначение главы поселения. И в первом случае он становится практически неприкасаемым. По действующей процедуре очень сложно лишить его полномочий. А ведь есть такие случаи, я о них хорошо знаю, когда руководитель манкирует своими обязанностями, по году на работе не появляется. Задача начатой реформы – убрать многоступенчатость властных структур. Зачем, например, в городе Минводы нужны были два органа социальной защиты, городской и районный? Структуры, оказывающие госуслуги населению, объединили, и порядка стало больше, нет прежней неразберихи, куда человеку идти за нужным документом. Было на первых порах непонимание, например, кто в поселении будет регистрировать браки. Да кто это делал раньше, тот и будет. Разобрались. Вы знаете, к нам из Минераловодского округа за прошедшее с момента реорганизации время не поступило ни одной жалобы. Правда, и ни одного письма с одобрением новации не пришло. Но это так уж у нас принято. Скоры мы на расправу, а не на похвалу.

– А Георгиевский район? Насколько я знаю, там многие против объединения.

– Действительно, часть местной элиты и некоторые поселения выступают против реорганизации. Ломать через колено никто не собирается. Надо будет, проведем социологический опрос, организуем референдум, как в свое время было в Буденновске. Как люди решат, так и будет. Что касается Георгиевска, я лично, взвесив все «за» и «против», за объединение. Вокруг Георгиевска сосредоточился целый конгломерат поселений, которые практически слились с районным центром не только географически. Многие проживающие в станицах Незлобной, Подгорной, селе Краснокумском, поселке Новом каждый день ездят на работу в Георгиевск. Зачем, например, строить районную больницу, когда есть городская, которая способна удовлетворить потребности в медицинской помощи. И еще. Те, кто работает в Георгиевске, платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по месту работы. В результате та же Краснокумка недополучает доходов в местную казну. В связи с этим как-то даже возникал вопрос, не надо ли переориентировать этот налог по месту жительства. Ведь надо же поселению развиваться.

– В федеральном законодательстве появились новации, упрощающие для жителей многоквартирных домов уход от регионального оператора и открытие собственного спецсчета для перечисления на него взносов на капремонт. И очень многие на местах занялись процедурой оформления необходимых для этого документов. Является ли это свидетельством растущего недоверия к работе Фонда капитального ремонта на Ставрополье?

– Начнем с того, что изменения в Жилищный кодекс позволяют размещать временно свободные средства фонда, собираемые на спецсчетах, на специальных депозитах. Эта норма позволит защитить средства от инфляции. И полученный в результате доход может быть направлен исключительно по своему целевому предназначению. Решение об открытии такого депозита принимается на собрании жильцов: за это должны проголосовать не менее половины собственников. Также закон усиливает контроль за эффективностью расходования накопленных сумм. Статья ЖК требует использовать по назначению остатки средств на счетах и прогнозируемый объем взносов текущего года. Жилищный кодекс позволяет субъектам Федерации сокращать срок перехода на самостоятельное накопление. Так, в Ставропольском крае решение о переходе на использование жильцами спецсчета вступает в силу через шесть месяцев после направления регоператору соответствующего решения общего собрания жильцов многоквартирного дома.

Надо иметь в виду, что на спецсчете, открытом жильцами, будут аккумулироваться только их денежные средства. Никакой поддержки извне не предусмотрено. Вопрос: сумеют ли люди накопить достаточно средств для решения своих проблем? Если учесть, что некоторые дома имеют такую степень износа, что ремонт им требуется немедленно. Выходит, придется ждать, пока «накапает» на счет необходимая сумма. С другой стороны, жильцы вольны сами распоряжаться своими деньгами. Пока нет соответствующей правоприменительной практики, по которой можно было бы судить, как пойдут дела у тех, кто выбрал самостоятельность.

А что касается регионального оператора, претензий к его работе достаточно. Думаю, не случайно многие многоквартирные дома начали процедуру перехода к спец-счету. У края объективно очень неплохие показатели собираемости средств на капремонт: в 2015 году Ставрополье достигло 70-процентной отметки. А вот выполнение работ отстает от графика на многих объектах. Неоднократно ситуация с капремонтом обсуждалась в стенах Думы. По итогам прошлого года депутаты признали работу фонда неудовлетворительной. Вопрос реализации краткосрочного плана региональной программы капремонта находится на постоянном контроле в думском комитете по промышленности, энергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

– Принятие закона – процедура достаточно сложная. Законопроект обязательно проверяется надзорным органом – прокуратурой края – на предмет соответствия федеральному и краевому законодательству. Кроме того, разные позиции могут быть у субъектов законодательной инициативы, представителей думских фракций. Исполнительная власть также нередко имеет свою особую точку зрения. Как сделать так, чтобы на выходе был полноценный рабочий документ?

– Я, как председатель Думы, никому не могу приказать. У меня так же, как и у других депутатов, один голос. Иногда, особенно если вопрос касается интересов разных групп населения, приходится вести долгие дискуссии и обсуждения, убеждать, пере-убеждать, приводить доказательства. Очень важно, что мои коллеги – люди высокопрофессиональные. И какие бы жаркие споры ни разгорались на заседаниях Думы, так называемых непарламентских выражений никогда не звучало. Я ценю депутатский корпус за интеллигентность, выдержку, умение сохранять лицо.

Надо понимать, что рецептов на все случаи жизни не бывает. Случается, что депутаты предлагают закон важный и нужный, безусловно, в интересах людей, но принимать его все же нецелесообразно, потому что нет соответствующего финансового обеспечения. Бюджет этого года весьма напряженный, экономить приходится на всем. А без финансового обеспечения самый хороший закон – пустышка. Так было, например, при обсуждении закона о «детях войны». Безусловно, эти люди заслужили помощи от государства, но... денег-то в казне нет на дополнительные выплаты. С этим приходится считаться. Наступят лучшие времена в экономике, я уверен, этот закон обязательно будет принят.

– Как складывались отношения с исполнительной властью? Вашему созыву посчастливилось работать с тремя губернаторами. Вначале был Валерий Гаевский, затем был назначен Валерий Зеренков. И вот наконец определились на долгую перспективу. Люди проголосовали за Владимира Владимирова.

– Частая смена власти всегда создает некое напряжение. Необходимо время, чтобы привыкнуть, наладить отношения. Но к чести всех губернаторов следует отметить, что они уважительно относились к законодательной власти. Та же позиция и у Владимира Владимировича. Совместно нам удавалось принимать решения, которые работали и работают на благо края. Помните, как говорил один из наших бывших губернаторов: нет такой законодательной власти, которая не мечтала бы стать исполнительной. То же самое могу сказать об исполнительной власти. Иногда ее представителям кажется, что было бы неплохо самим принимать законы. Но для того и существует разделение ветвей власти, чтобы каждый занимался своим делом. Принятие законодательных решений – дело коллегиальное. Только так, и никак иначе. Это гарантия, что решение будет взвешенным, апробированным практикой, рабочим. Отношения между двумя ветвями власти я бы оценил как принципиальные, основанные на взаимоуважении, эффективные.

– И все же, Юрий Васильевич, как парламентский журналист, наблюдая вас на заседаниях Думы, даже я нередко переживаю, когда ситуация особенно накаляется. Думаю, ну вот сейчас Юрий Васильевич стукнет по столу кулаком и потребует тишины. А вы, что бы ни происходило, продолжаете говорить спокойным, домашним даже, голосом.

– Не такой уж я белый и пушистый, как говорится. Характер присутствует. Не раз приходилось принимать достаточно сложные решения, за которые мог ответить головой. Я ведь много лет проработал и в исполнительной власти. Там было в каком-то смысле даже проще. Сделал – ответил. Законодательный орган – сложный механизм. Из всех предложений необходимо выбрать наилучшее, соответствующее реалиям и способствующее в конечном итоге развитию и процветанию Ставрополья. А что касается ситуаций, о которых вы упомянули, то жизненный опыт подсказывает, что только выдержка и спокойный тон способны удержать «горячие головы» и направить обсуждение в нужное русло.

– 18 сентября – выборы депутатов Думы края шестого созыва. Чего бы вы им пожелали? Будущим избранникам.

– Уверен, что жители края выберут в Думу достойных представителей своих интересов и чаяний. Будущим депутатам хотел бы пожелать прежде всего высокой степени ответственности за решения, которые им придется принимать.

«На все случаи жизни рецептов не бывает»
Газета «Ставропольская правда»
3 августа 2016 года