07:03, 8 июля 2016 года

Декабрист Демьян Искрицкий, офицер генерального штаба

Среди присутствующих был и Демьян Искрицкий, молодой подпоручик Главного генерального штаба. Это ему Рылеев поручил 14 декабря наблюдать за движениями полков, расположенных вдоль Фонтанки. Войска, как известно, должны были в этот день присягать на верность новому царю - Николаю l, а декабристы стремились не допустить его на трон, упразднить самодержавие, отменить крепостное право...

Демьян Александрович Искрицкий родился 23 сентября 1803 года в Черниговской губернии. До вступления в военную службу готовился к экзаменам дома. В декабре 1821 года - прапорщик, в апреле 1823-го переведен в Генеральный штаб, в декабре 1825-го назначен состоять при училище колонновожатых в Петербурге.

После подавления восстания на Сенатской площади Искрицкий, как и многие его товарищи по тайному обществу, был доставлен в Петропавловскую крепость. По решению Верховного уголовного суда 15 июня 1826 года велено, продержав еще шесть месяцев в крепости, выписать тем же чином в Оренбургский гарнизон и ежемесячно доносить о поведении. 29 июня ему было дозволено свидание с отцом.

Спустя год поступило решение «о переводе подпоручика Искрицкого в один из армейских полков, действующих против персиан».

Так Д. Искрицкий оказался в числе участников Русско-персидской войны. Следует отметить, что он числился в полку, но нес службу офицера штаба Кавказского корпуса. «В течение всей войны находился везде, где дела службы требовали…».

В письме к родителям из города Ардебиль, что на севере современного Ирана, 9 февраля 1828 года Демьян Искрицкий сообщал: «…Кажется, любезные родители, что в скором времени войска наши перейдут обратно за Аракс, принц Абасс-Мирза и генерал Паскевич должны уже съехаться в Туркманчае трактовать о мире…Будучи употреблен во все время пребывания моего в отряде как офицер Генерального штаба, я объехал почти всю восточную часть Адербиджана (провинция Персии, не относящаяся к современному Азербайджану. - В. К.), познакомился с нравами персиан, кюрдов и шахширванцев и могу даже насчет дороги объясниться с ними на турецком языке... Преданный вам сын Демьян».

Искрицкий участвовал также в турецкой кампании 1828-1829 гг. Уже в июне 1828 года он сражался под Карсом, а в августе под Ахалцихом. Командир 42-го егерского полка Реут в июле 1828 года рапортовал генералу Паскевичу, что подпоручик Искрицкий был в «сражении с неприятелем 19 и 22 числа минувшего июня и 23 при взятии города и крепости Карса оказал себя отлично храбрым». Отличился Демьян Искрицкий и в 1829 году. Летом он исполнял должность квартирмейстерского офицера при отряде генерал-майора Бурцова (в прошлом член преддекабристской организации «Священная артель», «Союза спасения» и коренного совета Союза благоденствия - В. К.) и «во всех происходивших с неприятелем делах оказывал отличное знание своего дела, храбрость и распорядительность».

Тем же летом Искрицкий вместе со своим отрядом вступил в Эрзерум. За храбрость в турецкой кампании он был произведен в поручики. Образованный и энергичный офицер, Искрицкий выполнял много специальных заданий. Например, им был снят план Боржомского и некоторых других ущелий (весьма нелегкий труд в условиях того времени!), описана дорога от Тифлиса до урочища Караагач и т. д. Искрицкий в 1828 году принимал деятельное участие в организации переселения армянского населения из Персии в пределах Закавказья. Согласно Туркманчайскому мирному договору предусматривалась возможность беспрепятственного переселения в Россию подданных Персии, проживающих в иранском Азербайджане. Тогда в Россию перебрались около ста тысяч армян, и процесс этот осложнялся многими сопутствующими проблемами.

Судьба отвела до обидного мало времени этому безусловно талантливому, умному, энергичному человеку: Демьян Искрицкий скончался от малярии совсем молодым в сентябре 1831 года в чине штабс-капитана в Царских Колодцах провинции Куба. Он даже не успел создать семью, хотя избранницу сердца, судя по некоторым свидетельствам современников, он обрел на Кавказе и мечтал соединить с ней свою жизнь... Наверняка с годами он сумел бы добиться многого в военной и политической карьере, но остался лишь скромной строчкой в истории декабристского движения.

Виктор КРАВЧЕНКО, член Союза писателей России.
«Офицер Генерального штаба»
Газета «Ставропольская правда»
8 июля 2016 года