Валидация – термин, который используется в области менеджмента качества. Также его применяют по отношению к технике. Это процесс или комплекс действий для подтверждения соблюдения требований. На предприятии валидация процесса производства помогает определить несоответствия.

Цели и основная информация

Если организация изготавливает продукцию, то этот процесс позволяет узнать, насколько она отвечает внешним требованиям. Например, ожиданиям потребителя или регламентам. В системе менеджмента качества есть уточнение, что для валидации необходимы заранее подготовленные критерии.

При определении несоответствий в процессах можно узнать их слабые места, которые являются критическими в производстве. Для каждой продукции они могут быть различными. В фармацевтике – гранулирование, таблетирование, в пищевой промышленности – обработка продуктов, упаковка, хранение. Результаты валидации фиксируют в отчетах. Полученные данные анализируют и по возможности оптимизируют процессы.

Придерживаясь основных принципов менеджмента качества, предприятие получает следующие преимущества:

1. Повышение доверия потребителей.

2. Улучшение производственных процессов.

3. Сокращение расходов в связи с уменьшением брака и дефектов.

Кроме того, валидация затрагивает требования нормативных и законодательных актов в конкретной области. В этом случае есть вероятность уменьшения претензий со стороны контролирующих органов.

Подобные действия с процессами в рамках управления качеством необходимо проводить:

1. Перед запуском производства.

2. Во время его работы.

3. При введении новых процессов или их изменения.

Валидацию можно проводить собственными силами либо обратиться к специализированным компаниям с опытом работы для консультирования.