06:18, 25 мая 2016 года

В СКСИ прошла научная конференция о теории и практике гуманизма

Конференция была традиционно посвящена памяти Евгения Шиянова – доктора педагогических наук, профессора, лауреата премии Правительства РФ в области образования, автора научной школы «Гуманизация и личностно развивающие технологии образования» и основателя СКСИ.

В мероприятии приняли участие преподаватели, аспиранты, магистранты, молодые ученые, научно-исследовательские коллективы российских и зарубежных университетов и институтов. Вузом выпущен сборник научно-практических материалов, куда вошли статьи 89 авторов, представляющих 13 регионов Российской Федерации, Республики Молдова, Республики Беларусь, Украины и Республики Казахстан.

В коротком предисловии к сборнику статей говорится: «Модернизация современного общества представляет собой одно из наиболее сложных явлений. С одной стороны, обнаруживается востребованность целостности и устойчивости базовых сфер и практик, а с другой – прорыв к новым, передовым и перспективным моделям общественного бытия. Разновекторный социум рождает все новые модели жизненного устройства, которые несут как развитие и прогресс, так и конфликты и разрушение традиций. В этих условиях актуализируется научно-практический анализ представлений о гуманизме в контексте современной действительности. При этом не вызывает сомнения то, что фундаментальными измерениями человеческого бытия выступают личность и культура...».

В русле этих мыслей прошло пленарное заседание конференции, которое открыл ректор Северо-Кавказского социального института Сергей Шиянов, напомнивший собравшимся, что вуз стоит на пороге своего 25-летия. Фундаментом его создания явилась гуманистическая научная школа Е. Шиянова, которая объединила более 150 ученых, представлявших различные области знания, научные направления. Тему нынешней конференции ректор назвал весьма актуальной.

Доклады, прозвучавшие на пленарном заседании, были разнообразны по тематике и подходам. Доктор философских наук профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин СКСИ Александр Федоровский рассматривал проблемы гуманизма в метафизическом, философском измерении. Гуманистические идеи по-разному формулировались и реализовывались в разные эпохи – от античности до современности, понятие гуманизма претерпевало изменения. Нет однозначной трактовки и сегодня. Вывод: решать проблемы гуманизма «с наскока» в современном мире нельзя.

Доклад Натальи Ромаевой, доктора педагогических наук профессора кафедры педагогики и образовательных технологий института образования и социальных наук СКФУ (в отличие от выступления философа Федоровского), носил характер практический, прикладной, что она сразу подчеркнула. Н. Ромаева обозначила тему доклада как «Гуманистический вектор современного образования: миф или реальность?». Проблема гуманизации образования рассматривалась в контексте введения в начальном и основном школьном образовании России Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Главный их принцип: ребенок рассматривается как субъект деятельности, а не как объект, задачей образования является личностный рост обучающегося, ему предоставляется свобода выбора образовательной модели. Эти положения закреплены в нормативных документах, что очень важно. Но как проходит гуманизация школьного образования в реальности, не миф ли это? По мнению докладчика, не все так гладко, есть сопротивление новым подходам среди учителей, но процесс, как говорится, пошел.

Выступление Н. Ромаевой вызвало в аудитории дискуссию (что является традицией на конференциях в СКСИ). Говорили, что современные образовательные стандарты привели к большим перегрузкам детей в начальной школе и это никак не вяжется с гуманистическим подходом. Что свобода выбора учащихся весьма условна: при сдаче выпускных экзаменов остается все меньше предметов, которые ребенок может выбрать, и вводится все больше обязательных. Гуманизация школы «на марше», но явно путь предстоит неблизкий...

С интересом выслушали участники конференции доклад кандидата юридических наук доцента кафедры Ставропольского филиала Московского технологического университета Владимира Максимова «Развитие российской национальной идеи в современных условиях». Докладчик рассмотрел, проанализировал сложности данной проблемы, но сделал вывод: именно сейчас национальная идея может быть сформулирована. Этому способствуют геополитические успехи России, подъем патриотизма в стране. По его мнению, выработка идеи – задача для ученых, а не для «простых людей»... Обсуждение вопроса продолжилось на секции «Жизненный мир сегодня: правовые и экономические аспекты» (модераторы – доктор экономических наук профессор

В. Ткаченко и кандидат юридических наук доцент И. Петрова) и было очень оживленным.

«Этнополитическая стабильность в Северо-Кавказском регионе: взгляд экспертов» – так озаглавила свой доклад на пленарном заседании доктор философских наук профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин Ставропольского государственного медуниверситета Галина Гриценко. Это было, на мой взгляд, одно из наиболее актуальных выступлений.

В ходе исследований, сообщила Г. Гриценко, свою оценку положения на Северном Кавказе предложили дать ряду экспертов. В частности, им задавали вопрос: достигнуты ли существенные результаты в установлении политической стабильности в регионе? Основными критериями отбора экспертов были активность научно-исследовательской или публицистической деятельности в сфере региональной конфликтологии и этнополитики; опыт аналитической, экспертной или практико-управленческой работы; принадлежность к народам, населяющим регион; проживание в одном из субъектов СКФО.

По мнению экспертов, положение сегодня относительно стабильно. Тем не менее они назвали факторы, которые могут обострить в будущем этнополитическую ситуацию на Северном Кавказе. Наиболее разрушительным из них была признана коррупция. «Живучесть» ее вызвана тем, что «российское общество не имеет эффективного опыта общественного контроля над властью, не применяет практику осуждения коррупции на местном уровне, лояльно относится к ее начальным проявлениям (взяточничеству, вымогательству, мздоимству и др.)». Среди факторов, вызывающих тревогу, были названы также социально-экономические проблемы населения, безработица, особенно среди молодежи.

В исследовании подчеркивается, что гуманистическая составляющая коррелирует с уровнем конфликтов в обществе. Чем глубже она проникает в жизнь людей, тем меньше конфликтов, кризисов, войн. И наоборот, чем больше конфликтов, столкновений в обществе, тем менее оно гуманно.

Прозвучало также сообщение доктора психологических наук, зав. кафедрой СГМУ профессора Марии Плугиной о формировании культуры здорового образа жизни у молодежи.

На конференции работали секции. Помимо вышеназванной «Жизненный мир сегодня: правовые и экономические аспекты» – также секции «Проблемы трансформации сферы сервиса в условиях активного внедрения информационных технологий (модераторы – кандидаты наук декан социально-психологического факультета СКСИ Ирина Холковская и декан факультета информационных систем и технологий вуза Жанна Игнатенко) и «Общество и личность в XXI веке: научный дебют» (модераторы – Татьяна Маслова, доктор социологических наук, доцент, и студентка 3-го курса СКСИ Ксения Черкашина).

«Гуманизм: теория и практика»
Газета «Ставропольская правда»
25 мая 2016 года