13:04, 27 апреля 2016 года

Притча о блудном сыне: реальные истории зависимости рассказали актеры театра «Слово»

В «Блудном сыне» переплелись известный библейский сюжет и реальные истории пяти молодых людей - бывших наркоманов, а ныне волонтеров общественной организации «Здоровое Ставрополье» Сергея Фомина, Максима Иванова, Андрея Усенко, Владислава Кудрявцева и Владислава Муравского. Перед выходом на сцену ребята проделали огромную работу: вместе с основной труппой они не один месяц упорно репетировали. Привыкнуть к новой обстановке им помогали руководитель театра Евгений Пересыпкин и педагог по сценической речи Юлия Пересыпкина. В итоге совместными усилиями родилась максимально правдивая и в то же время эмоциональная постановка.

Евгений Пересыпкин рассказал: прежде чем приступить к работе, они общались с ребятами, параллельно учили их актерскому мастерству, сценической речи, словом, находили точки соприкосновения. Каждый из пяти героев написал свою «историю» зависимости. Кроме того, в процессе работы над спектаклем Евгением создана драматическая часть постановки - еще одна история. Так и возник седьмой герой - собирательный образ современного молодого человека. У него есть отец, мать, девушка, друзья и… наркотики.

Сюжет о блудном сыне, ударившемся в загул, истратившем отцовские деньги и вернувшемся под родительский кров, будоражит творческие умы не одно столетие. Что же в словосочетании «возвращение блудного сына» больше всего привлекало и продолжает привлекать к себе создателей картин и музыкальных сочинений, авторов статей, стихов и романов? Раскаяние грешного отпрыска или прощение его родителем, продиктованное великой любовью? И что мы все черпаем из этого акта человеческого и Божьего милосердия сегодня? Подобные вопросы я задала автору сценария и режиссеру театра-студии «Слово» Евгению Пересыпкину.

- Притча о блудном сыне - это история падения, осознания и возвращения человека. Эти стадии в своей жизни прошли бывшие зависимые, наши новые студийцы. Когда я прочитал их истории, то был потрясен. Кажется, что проблема наркотиков очень далеко от нас, но это заблуждение, она гораздо ближе, чем нам хочется. И, что самое страшное, поколение принимающих наркотики стремительно молодеет, один из наших участников стал принимать наркотики в 7 лет, - говорит Е. Пересыпкин. - Эти стадии - падение, осознание и возвращение - составляют структуру спектакля, в котором переплетаются три пласта - документальный, библейский и драматический, гармонично создавая единую сюжетную канву.

Так честно рассказать о зависимости могли только те, кто нашел в себе силы победить эту проблему. За несколько часов до премьеры новоиспеченные актеры заметно волновались. Делиться со зрителем самым сокровенным, рассказывать правду - задача нелегкая, заметили они. Один из участников-реабилитантов - Андрей Усенко. Его «знакомство» с губительным зельем произошло после армии.

- Я пришел из армии в 2000 году, поступил в институт. Спустя год с друзьями во дворе попробовал марихуану, а в клубах и на дискотеках пил коктейли. Многие из друзей начали употреблять мак, колоться и считали это баловством. Казалось, что вот она, настоящая жизнь, - рассказывал он со сцены. - Я работал вахтовым методом, зарабатывал хорошо. И как-то раз ко мне приехала мать. Разговор с ней стал решающим. Она сказала: «Тебе 33. Христос в это время за людей пострадал. Ты взрослый мужчина, у тебя семьи нет, ничего нет за душой». Я сначала рассмеялся, а потом вдруг стало не до смеха: стоял в коридоре и на себя в зеркало смотрел. Печальная картина: в нем отражался другой человек. Мне стало противно, понял, что живу для себя, но будущего за этим нет.

До премьеры Андрей говорил, что делиться с незнакомыми людьми прошлым страшно.

- Зрители не смогут до конца понять нас, реабилитировавшихся. Когда тонет кошка, ее жалко до слез, но понять чувств животного точно нельзя... Порой в спектакле в момент, где надо смеяться, зритель плачет, а когда нужно плакать, радуется. Есть такой эпизод: сын признается родителям в своих преступлениях - воровал, употреблял наркотики. Зрители плачут, а я радуюсь. Это лучший момент в жизни наркомана, ведь он осознал, что в одиночку не сможет справиться со своей зависимостью, - объяснял Андрей. - Когда шли первые репетиции с ребятами из студии «Слово», они не могли поверить в то, что мы употребляли наркотики. Теперь же актеры стали ближе к нашим переживаниям, и самое интересное курящие табак простились с этой привычкой. Приятно, что мы стали для них примером…

Кстати, Андрей Усенко, поборов зависимость, помогает справиться с этой проблемой другим. Как и Владислав Кудрявцев. Влад родился и рос в благополучной семье. В школе стал баловаться табаком и алкоголем, посчитав это модным. Постепенно шалость превратилась в никотиновую и алкогольную зависимость. Он тоже прошел все муки реабилитации, теперь здоров и активно пропагандирует правильный образ жизни. Молодой человек с воодушевлением рассказывал мне о жизни в театре. Оказывается, еще ребенком он мечтал быть актером, а благодаря проекту театра-студии «Слово», кажется, мечта стала реальностью.

- Я ликую в душе, - признался Владислав. - Очень рад, что попал в театр. Когда набирали актеров, я случайно узнал о такой возможности и буквально в последний момент предложил свою кандидатуру. Взяли. Очень верю, что моя история дойдет до сердец людей, многие задумаются и в ответственный момент примут правильное решение.

…Одну картинку сменяла другая: ребята рассказывали свои истории, потом разыгрывались сцены из жизни безымянного наркомана, переплетенные с библейскими сюжетами. Зрители из настоящего уходили в прошлое, а потом опять возвращались в нынешнее время.

Все люди под божьей волей и перед выбором: клубятся в полутьме, живут как хотят. Потом мучаются, страдают страшно: зачем живут? Гости спектакля видели, как младший Сын уходит от Отца: «…Отец, я чувствую, что способен на большее, чем пасти твои отары. Хочу мир посмотреть, испытать свои силы, я не могу быть рядом с тобой всю жизнь, я хочу сам ее создавать. Дай мне следующую мне часть имения». А еще видели, как отвернулся от родителей герой-наркоман, когда решил самостоятельно строить свою жизнь. Его беспечность привела к печальным последствиям. Но истории о блудном сыне - это история не только о падении, но и об исцелении и возвращении домой.

Ключевые слова в спектакле заплутавшему сыну (роль сыграл Володя Гирле) говорит мама (Юлия Пересыпкина): «Представь, что ты никогда не возьмешь на руки своего новорожденного сына, не услышишь его смех, не почувствуешь его маленькую ладошку в своей. Ведь это так страшно! А если он родится сейчас, о чем ты ему расскажешь? О том, что жил от дозы к дозе, о том, что воровал и вечно боялся быть пойманным, о страхе, о прожитых в наркотическом угаре днях, которые ты даже не помнишь!».

Мудрая евангельская притча о блудном сыне не заканчивается на счастливом возвращении, сказал Евгений Пересыпкин после спектакля, обращаясь к публике. Есть продолжение - осуждение блудного сына старшим братом, и оно имеет большое значение. Потому что принятие отцом не значит принятие обществом. Каждый из нас ежедневно выбирает, кем из героев притчи быть. Младшим братом, оступившимся и прозревшим. Отцом, всепрощающим и любящим свое чадо. Или старшим братом, толпой, осуждающей и негодующей, ведь часто по отношению к оступившимся людям мы бываем несправедливы.

«Пять реальных судеб, а история одна»
Газета «Ставропольская правда»
29 апреля 2016 года