16:26, 28 марта 2016 года

Русский балет вдохновил художницу Натан на создание выставки, представленной в Ставрополе

Работы гостьи - это ее личный отклик на волшебный мир высокого искусства. Целая плеяда знакомых имен-образов вдохновила художницу на создание этой серии. Среди них величайшие балерины разных времен Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Ильзе Лиепа, Ульяна Лопаткина, Ольга Спесивцева… Героини Натальи, воплощенные на холстах, кажутся недосягаемыми. Они точно сошли с небес, готовые поделиться сокровенным…

На полотне они застыли в моменты страстного танца и умиротворенного служения зрителю, во время репетиций и в минуты триумфа. Когда любуешься их божественной пластикой, грацией и одухотворенностью, не возникает никаких сомнений по поводу того, какой балет самый лучший в мире. Вдруг отчетливо осознаешь правоту фразы: чтобы понимать балет, нужно верить в бессмертие души…

То, что балет - особая вселенная, знает каждый. Наталья мастерски смогла это передать, запечатлев безупречные черты балерин, их врожденное благородство, словом, то, что приковывает к ним взор. Ей удалось удержать кистью неординарные динамичные сложные позы, чистый язык пластики. От этого каждая картина прекрасна: вот в крепких объятиях партнера на мгновение застыла Кармен, вот решительная Маргарита (из «Мастера и Маргариты»), грациозная и трогательная «Белая лебедь». Автор постаралась сохранить и передать самые яркие и ключевые моменты в выступлениях балерин. Художник застает танцовщиц не только на сцене, но и во время репетиций: вот в сложной позе, прислонившись губами к коленям, замерла в раздумьях прекрасная девушка, на следующей картине, прикрыв глаза, стоит еще одна изящная незнакомка, кажется, ею овладел сон, и только руки противоречат этому ощущению, которые рисуют в воздухе неведомые миры...

На выставке мне бросилась в глаза работа «Плисецкая» - она не столь масштабна и место ей музейщики выбрали укромное. Балерина, известие о смерти которой переживал весь мир, изображена с грустным, напряженным взглядом. Наталья Шевченко рассказала почти мистическую историю создания этой картины.

- Рисовала картину, абсолютно светлую, солнечную, а перед глазами стоял образ Майи Плисецкой именно с таким лицом, какое оно теперь на холсте. Я перенесла идею, и меня отпустило, а через девять дней в новостях сообщили, что балерина умерла… Самое интересное, что в музее Тулы, где проходила выставка, «Плисецкую» не приняли - испугались, зато в Казахстане она возглавила экспозицию.

Взгляд Натальи внимателен к деталям быта, движениям тел и мимике танцовщиц. Ее больше волнует выражение чувств, и не столько проза труда или, напротив, шквал оваций, сколько еле уловимые движения души, которые ведут к созданию балетного образа.

Почему тема балета так глубоко проникла в творчество мастера? Детство художницы проходило в Ленинграде, где она постигала азы балета в качестве ученицы, позже, уже как зритель, с большим увлечением посещала лучшие в стране театры: Мариинский, Малый театр оперы и балета. Это позволило на долгие годы сохранить яркие впечатления, любовь к искусству.

На открытии выставки в изомузее она делилась, что рисовать начала с малых лет, но намеренно не пошла в искусство - успешно окончила в родном городе медицинский институт, а затем Кубанский государственный университет по специальности «психология». После начала строить карьеру в области психологии управления, создав один из первых успешных образовательных центров в столице Кубани. А в свободное время с удовольствием погружалась в творчество, которое стало для нее хобби и одновременно хорошим способом самопознания.

- В один момент что-то в душе перевернулось, - рассказывала она. - Я стала рисовать все больше и больше: в голове постоянно кружили образы, сюжеты, казалось, что если не выплесну их на холст, то заболею или сойду с ума. Постепенно изобразительное искусство стало основным занятием.

В 2014 году в Сочи в период зимней Олимпиады прошла первая крупная выставка Натальи, а вскоре с ее творчеством познакомились во многих городах России... Так и сформировалась новая творческая единица с именем Натан. Сегодня Наталью Шевченко называют одной из интересных фигур художественного искусства Кубани. Ее картины «живут» в частных коллекциях России и за ее пределами. График выставок расписан до 2018 года!

Художница прошла все стадии творческих поисков: от пейзажей в духе дилетантизма, обнаженной натуры, лубочных портретов домашних животных, женских портретов с элементами поп-арта до самостоятельных композиций. Ее картины отличает видение мира, не ограниченное правилами и канонами, поскольку главным остается сам процесс творчества.

Кстати, чтобы лучше познакомить ставропольскую публику с творчеством гостьи, выставку дополнили картинами из двух других серий - «Пушкин и балет» и «Русский фольклор». Здесь можно увидеть иллюстрации Н. Шевченко к знаменитым произведениям А. Пушкина «Египетские ночи», «Моцарт и Сальери», «Тазит», «Евгений Онегин», «Бахчисарайский фонтан».

- Я много читаю, а потом выплескиваю эмоции, вызванные прочитанным, на холст, - рассказала Н. Шевченко. - А недавно меня увлекли древнеславянские сказки - готовлю большую серию работ на эту тему.

…Внутри выставочного пространства, наполненного работами художницы, находиться интересно и познавательно. Ее самобытность, личное понимание мира обязательно вызовут отклик у зрителей разных возрастов.

«Русский балет как особая вселенная»
Газета «Ставропольская правда»
5 апреля 2016 года