06:34, 18 марта 2016 года

Министр ЖКХ Роман Марченко: ремонт жилого фонда должен проводиться комплексно

Тем не менее нельзя отрицать, что реформирование ЖКХ, продолжающееся уже не первый год, дает зримые плоды. В сфере ужесточается контроль, становится меньше пятен в нормативной базе. К примеру, уже не так вольготно и безнаказанно чувствуют себя управляющие компании и ресурсники, а собственников жилья власть пытается наделить возможностью влияния на цифры в коммунальных платежках и качество получаемых услуг и т.д.

О том, как ключевые новации реализуются в крае, и в целом о «самочувствии» регионального жилищно-коммунального комплекса мы беседуем с министром ЖКХ Ставропольского края Р. МАРЧЕНКО.

– Роман Алексеевич, должность главы министерства вы заняли недавно, и в ваших первых публичных выступлениях прозвучали слова о том, что одной из ключевых задач для себя и возглавляемого ведомства вы видите повышение прозрачности сферы ЖКХ. Потому задам, может, несколько философский вопрос. А можно ли этого вообще добиться? Учитывая состояние дел в отрасли да и ментальность россиян, в памяти которых еще живы советские реалии, когда, как говорится, «все было по-другому»…

– На мой взгляд, вопрос прозрачности и понятности для населения того, что сегодня происходит в ЖКХ, является крайне важным. Было бы утопией верить, что завтра вдруг решатся все проблемы, копившиеся десятилетиями. «Тромбов» в отрасли очень много, и ликвидировать их быстро по разным причинам не получится. Но люди должны получать ответы на вопросы, которые их волнуют, видеть адекватную реакцию на свои запросы. Только при наличии такой обратной связи и полноценного диалога каждый из нас на себе ощутит реальные результаты той масштабной работы, которая ведется в рамках реформирования отечественного жилищно-коммунального хозяйства.

Потому министерство ЖКХ по максимуму задействует все каналы взаимодействия со ставропольцами. Уверяю, что на особый контроль поставлена работа по рассмотрению обращений и жалоб. За год свою эффективность доказал проект «Школа грамотного потребителя»: на местах люди не только знакомятся с азами жилищной и коммунальной грамоты. К работе наряду с чиновниками подключаются управляющие компании и ресурсоснабжающие организации, таким образом собственники жилья получают возможность разрешить личные проблемные ситуации и найти ответы на бытовые вопросы.

К тому, чтобы активнее велась адресная работа с населением, мы призываем как органы местного самоуправления, так и все предприятия жилищно-коммунального комплекса. Это поможет оперативно разбираться с неизбежно возникающими трудностями, не доводя их до открытых конфликтов. И знаете, эффект есть. К примеру, в целом снижается число жалоб, но что самое ценное – от ставропольцев стали чаще поступать грамотные и дельные предложения по решению наболевших вопросов.

– Соглашусь: достучаться до чиновников сейчас зачастую проще, чем до соседа по лестничной клетке или управляющих компаний. Работая в свое время в комитете городского хозяйства Ставрополя, вы застали, скажем так, время становления рынка управления многоквартирным жилищным фондом. В краевом центре тогда кипели нешуточные страсти, чему «Ставрополка» посвятила множество публикаций. Как вы оцениваете этот рынок сейчас, уже в масштабах региона?

– Однозначно, что тот хаос, который царил после принятия нового Жилищного кодекса в 2007 году, остался позади. Взаимоотношения собственников квадратных метров с управленцами приобрели относительно цивилизованные очертания. И сейчас управляющие компании, желающие работать и, соответственно, зарабатывать (а такова, понятное дело, цель любого бизнеса), четко понимают, какие функции они должны выполнять и за что именно они в ответе перед собственниками. Все ключевые требования к деятельности УК прописаны, нормативная база, в которой долгое время сохранялось много белых пятен, сформирована. В частности, наконец появились реальные рычаги для контроля и воздействия на управляющие компании: они теперь могут лишиться самого главного – права управления тем или иным многоквартирным домом.

Но опять же, мигом все измениться не может, и нужно некоторое время, чтобы рынок почувствовал перемены, отреагировал на них и в итоге очистился, как принято говорить, от недобросовестных игроков. А такая тенденция уже наметилась.

– Нельзя обойти такую наболевшую тему, как финансирование ЖКХ. В кризис она звучит еще острее: бюджетные вливания в отрасль минимизированы, и темпы модернизации далеко не те, что хотелось бы, а тем временем инфраструктура продолжает ветшать…

– Действительно, это реалии текущего времени, влиять на которые очень сложно. Продолжают работать федеральные программы, в рамках которых на условиях софинансирования регионы могут рассчитывать на какие-то объемы денежных средств. И Ставрополье по максимуму старается участвовать в них. Однако общая задача налицо: власти в регионах и на местах должны работать над привлечением в отрасль бизнеса.

Но вместе с тем, не скрою, в условиях кризиса трудно рассчитывать, что инвесторы встанут в очередь и будут гореть желанием вкладываться в обновление коммунальной инфраструктуры. Потому сейчас большая ставка делается на ГУПы Ставрополья, которые в силах за счет собственных инвестиционных и производственных программ развивать сети.

Кроме того, успех в привлечении властями внешних инвестиций неразрывно связан с оформлением инфраструктуры, остающейся до сих пор бесхозной. Ситуация на Ставрополье такова, что пока далеко не все «ничейные» сети удалось принять в муниципальную и государственную собственность. Но здесь мы опять возвращаемся к вопросу дефицита финансов…

– Роман Алексеевич, продолжим разговор о деньгах. Точнее, о платежах населения. В актуальную повестку вернулся вопрос возобновления работы регионального расчетного центра. Насколько я понимаю, в перспективе РРЦ должен облегчить быт жителей прежде всего ставропольской глубинки, так? Ведь, например, в Ставрополе работа по начислению платежей за жилищно-коммунальные услуги и доставка самих платежек ведется давно и достаточно успешно.

– Совершенно верно, сельскому населению нужно в этом плане дать возможности, аналогичные тем, что есть у горожан. Так, жители краевого центра, погашая коммунальные счета, если и несут, то минимальную финансовую нагрузку. Совсем иначе сейчас обстоят дела в большинстве сельских территорий Ставрополья. Например, взносы на капитальный ремонт люди оплачивают там в почтовых отделениях, и у владельцев небольшой по размеру жилплощади ежемесячно получаются почти одинаковые суммы взносов и комиссионных. Согласитесь, это неправильно. И региональный расчетный центр должен в корне изменить ситуацию.

Тем более что помимо бытового удобства и комфорта в оплате РРЦ решит вопрос доставки единых платежек и прозрачности начислений. Получая одну, но правильно и грамотно составленную квитанцию, люди будут видеть, куда и сколько они платят, а также быть уверенными, что их деньги доходят до получателей.

Пилотной площадкой для реализации проекта выбран Нефтекумск, оргработа по подготовке к запуску филиала РРЦ вышла уже на финишную прямую. Потом будем смотреть, какими темпами нужно наращивать мощности центра. Подчеркну, что никаких шаблонных подходов по обязательному и срочному «насаждению» расчетных центров не будет. Открытие любого офиса будет напрямую зависеть от особенностей конкретной территории. От того, как там работают управляющие компании и ТСЖ, насколько они готовы к переходу на новый уровень учета платежей и управления ими, каких правил выставления платежных поручений придерживаются ресурсоснабжающие организации и т.д.

– Кампания по капремонту многоквартирных домов – не менее насущный вопрос. Газета следит за развитием ситуации, мы не раз анализировали итоги прошлого года. Пока никто не ставит диагнозы и не делает однозначных выводов – на начальном этапе практически все регионы сталкиваются с определенными трудностями… Но время раскачки уже позади. Что можно сказать о перспективах этого года?

– Глупо отрицать, что в 2015 году край не справился с поставленными задачами, как говорится, первый блин вышел комом. Из двухсот с лишним домов было отремонтировано около половины. Тому есть объективные причины, но ссылаться на них бессмысленно, надо анализировать ошибки и думать о том, как войти в колею и вернуться в рамки программы. Почти восемь сотен домов, которые предстоит отремонтировать в этом году, – огромная нагрузка, однако выполнимая при правильном подходе и своевременном проведении подготовительных работ.

Сейчас краевой фонд капремонта «закрывает» долги по плану прошлого года, параллельно подходит к стадии торгов и выбора подрядчиков на новые адреса. Уверен, что Ставрополью удастся показать нормальный результат и поставить процесс на системную основу. Иной вариант развития событий, на мой взгляд, недопустим. Еще годом ранее мы убеждали людей в необходимости новых платежей, мотивируя тем, что другого шанса привести в порядок жилой фонд не будет. Теперь, когда в стране впервые запущена самая глобальная программа реновации жилого фонда, мы должны показать ставропольцам и на деле доказать, что она работает. Не должно наступить разочарования. Тем более что край остается на хороших позициях по сбору платежей – на уровне 70 процентов.

– Вы регулярно выезжаете на места, оценивая итоги ремонтов и осматривая дома, которые сейчас приводятся в порядок. Не все увиденное вас устроило. Почему?

– Не буду скрывать, что, во-первых, остается множество вопросов – не только у меня, но и у собственников – к качеству выполненных работ. К сожалению, есть примеры, как НЕ надо делать капитальный ремонт. И это поле для скрупулезной работы надзорных органов, а также самого краевого фонда капремонта, который обязан проследить за тем, чтобы подрядчики в рамках гарантийных обязательств устранили собственные недоработки. Более того, допустившим серьезный брак компаниям мы не позволим и дальше безнаказанно халтурить. Такие подрядчики к выполнению работ в рамках программы просто не будут допускаться.

Во-вторых, я твердо убежден, что «реанимация» жилья требует исключительно комплексного подхода. Ведь задача не разочаровать собственников что означает? По сути, постараться обеспечить безупречное качество. То есть заходить на объект должны не только подрядчики, обновляющие инженерную инфраструктуру и меняющие кровлю, но и обязательно управляющие компании с текущим ремонтом. Иначе, признаюсь, не всегда верится, что посещаешь отремонтированный дом. Да, заменена кровля, наведен порядок в подвале, но все впечатление от большой и серьезной работы портят обшарпанные подъезды, разваливающиеся электрощитки на лестничных площадках и хаотично висящие провода...

Чтобы такие картины больше не встречались, мы в корне изменили стратегию выполнения капремонта. Потому что некачественные работы – это просто следствие несогласованных действий. Как показал опыт 2015 года, местные администрации зачастую не владеют информацией о том, что на их территории вообще ведутся ремонтные работы, а потом их неожиданно приглашают на приемку работ. Точно так же не в курсе управляющие компании и ресурсники… Отныне на стадии подготовки к работам привлекаются все участники процесса. Ремонт жилья становится не только делом фонда, профильного министерства, контрольных ведомств и подрядчиков. В обязательном порядке подключаются муниципалитеты, которые заранее договариваются с теми же управляющими компаниями по поводу ремонта мест общего пользования, ресурсоснабжающими организациями и организуют работу с собственниками. Причем к мнению последних нужно прислушиваться в первую очередь и вникать в те проблемы, которые их беспокоят. Никто не должен забывать, что работы выполняются на средства самих жильцов и они вправе задавать вопросы.

– Роман Алексеевич, обо всех «болезнях» отрасли в рамках одного интервью поговорить невозможно. Мы беседуем в канун 20 марта, когда работники отечественного жилищно-коммунального комплекса отметят профессиональный праздник. Логично, если завершим разговор поздравлением коллег.

– В системе ЖКХ края трудятся люди, способные действовать четко и слаженно, проявлять мужество и выдержку в экстремальных ситуациях. Круглосуточно они несут свою нелегкую вахту, стараясь содержать и благоустраивать жилищный фонд, озеленять города и поселки, приводить в порядок дворы и улицы, доставляя тепло, воду и свет в каждый дом, в каждую семью. В их работе нуждаются школы, сады, медицинские учреждения и предприятия. Искренне благодарю всех работников отрасли за нелегкий, но необходимый землякам труд. От всей души желаю крепкого здоровья, благополучия, мира и добра! Пусть труд каждого всегда будет уважаем и востребован, а его результаты приносят радость и удовлетворение всем жителям Ставрополья.

* * *

В 2016 году на Ставрополье продолжится рейтингование управляющих компаний, в ходе которого выявляются потребительские симпатии. Помимо формальных критериев учитываются удовлетворенность жителей качеством работ и услуг, результат управления домом, взаимодействие с потребителями. Рейтингование в прошлом году прошли управляющие организации Буденновского, Изобильненского, Предгорного районов и города Лермонтова. Вскоре оценить работу УК предстоит жителям Кисловодска и Пятигорска.

* * *

Одно из ключевых направлений, предусмотренных «дорожной картой» по развитию отрасли, – модернизация коммунальной инфраструктуры. В 2016 году 77,5 млн рублей будет направлено на строительство инженерных сетей, необходимых для запуска в Буденновске спортивно-оздоровительного комплекса, и строительство сетей ливневой канализации в 530-м квартале Ставрополя (микрорайон «Белый город»).

* * *

Стартовала работа по созданию краевой системы обращения с отходами. С 1 января 2016 года полномочия по организации деятельности по их сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению переданы с местного на региональный уровень. Проблему несанкционированных свалок планируется решить за счет создания на условиях государственно-частного партнерства 16 - 18 мусороперегрузочных станций с первичной обработкой отходов.

* * *

Первой трехлеткой региональной программы капитального ремонта на 2014 - 2016 годы запланировано проведение капремонта в 903 многоквартирных домах на общую сумму почти в 1,4 млрд рублей. По плану 2014 - 2015 годов отремонтировано 109 из 295 домов. Собственники помещений в 41 доме, которые формируют фонды капремонта на специальных счетах, выполнили работы на 100%. Региональным оператором завершен капитальный ремонт в 25 домах. Еще в 84 ведутся работы. По 101 дому разрабатывается проектная документация. В 2016 году предстоит отремонтировать 794 МКД.

* * *

Ставрополье вошло в число пилотных регионов, где ГИС ЖКХ будет внедрена в первую очередь. Потому в крае продолжается подготовка необходимой базы. Новая система объединит актуальные данные по всем домам (частным и многоквартирным); информацию об управляющих компаниях и ТСЖ, ресурсоснабжающих организациях, тарифах и услугах; сведения о проводимых на домах работах, включая содержание общего имущества и капитальный ремонт, и многое другое. Данные в ГИС ЖКХ предстоит загружать федеральным и региональным структурам и ведомствам, органам местного самоуправления, ресурсоснабжающим организациям, управляющим компаниям, ТСЖ, ЖСК и ЖК. Обязанность по размещению информации наступает с 1 июля 2016 года. Планируется, что с помощью ГИС ЖКХ собственники помещений в МКД смогут организовывать общие собрания и даже начиная с 1 января 2017 года распечатывать и оплачивать коммунальные платежки.

«В ЖКХ важен диалог»
Газета «Ставропольская правда»
18 марта 2016 года