06:55, 11 февраля 2016 года

Фотовыставка «Под шпилем», «Дружба», «Туапсинка» и народная топонимика Ставрополя

Проект «Народная топонимика города Ставрополя» - плод творческого труда студентов Северо-Кавказского федерального университета и их научного руководителя, фотохудожника, председателя краевого отделения Союза фотохудожников России Алексея Заморкина. Представленные художественные снимки отличаются оригинальным взглядом фотографов на Ставрополь и дополняются познавательными текстами историков, краеведов, сотрудников музея. Посетителям будет любопытно пройтись по знакомым улицам и отдаленным уголкам города. Интересно, что названия предложенных для такой «прогулки» мест даны не официальные, а в прямом смысле этого слова народные: «Дружба», «Кооперативные дома», «Пентагон», «Крайзо», «Пьяный угол», «Кастрюлькина фабрика», «Штаны», «Комсак», «Сажевый», «Партшкола»… Эти топонимы, передающиеся из поколения в поколение, стали привычными для жителей города, но многие уже и не знают, когда и почему появилось то или иное название.

В абсолютном большинстве микротопонимов скрывается информация, связанная с историей конкретных мест, таким образом хранится народная память о давнем и недавнем прошлом. К примеру, история Туапсинки относится к проходившей здесь сто лет назад Армавиро-Туапсинской железной дороге, а остановка общественного транспорта «Дружба» - с еще сравнительно недавно существовавшим кинотеатром на улице Ленина. Сохранившиеся названия исчезнувших объектов остаются уникальными свидетелями истории. В каждом есть свой определенный смысл, дающий возможность узнать о событиях прошлого, о торговых и культурных связях или о местных географических особенностях. Когда ставропольцы говорят, что им надо проехать на «Юг» или на «Север», значит, им надо попасть в Юго-Западный и Северо-Западный жилые микрорайоны краевой столицы. А на-именования «Верхний» и «Нижний» обозначают крупные городские торговые рынки, расположенные на разной высоте Ставропольской горы. В топонимике может отражаться богатая фантазия народа и отношение жителей к объекту, порой даже нарушаются этические нормы и звучат оттенки иронии или пренебрежения, что в целом и отличает народную топонимику, занимающую свое место в культурном пространстве.

 

««Под шпилем», «Дружба», «Туапсинка»…»
Газета «Ставропольская правда»
16 февраля 2016 года