06:36, 5 февраля 2016 года

«Шикарная свадьба» в театре драмы Ставрополя – легкая, смешная, позитивная комедия положений

В самую точку попала новая премьера Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова: пьеса «Шикарная свадьба», легкая, смешная, позитивная, - как раз то, что нужно, чтобы отвлечься от серой действительности, от мрачноватых тонов будней переживаемого экономического кризиса. Театр словно обращает к нам оптимистичный призыв: ребята, жизнь продолжается, несмотря ни на что, так пускай же в ней будет место и для доброго, целительного юмора! Видимо, постановщик спектакля народная артистка России Наталья Зубкова очень точно почувствовала психологический зов времени - дать нам, пришедшим в зал, пару часов положительных эмоций. И блестяще реализовала задумку, взяв пьесу английского драматурга Робина Хоудена и привлекши к работе замечательную молодую актерскую команду.

И зритель с удовольствием откликается, погружаясь в забавный мир комедии положений, а этот жанр, как известно, предполагает особенно динамичное, а то и стремительное развитие причудливого сюжета, изобилующего самыми веселыми и невероятными поворотами. Перед нами предстает важнейший этап жизни группы молодых людей, двое из которых, Билл и Рэчел, собираются пожениться. Вспомним, ведь в самом названии пьесы - прямое указание на свадьбу, к тому же еще и шикарную. Но вот состоится ли в итоге свадьба - вопрос... Согласитесь, трудно надеяться на счастливый финал, если утром, после традиционного мальчишника и всего за несколько часов до венчания, жених просыпается в гостиничном люксе для новобрачных в одной постели с… незнакомкой. Причем сам он ни сном ни духом не ведает, как такое могло приключиться, ибо ничего не помнит: выпил лишнего, упал с табуретки в баре и отключился... Но на пороге вот-вот появится его невеста! И что же делать с неожиданной - кстати, весьма привлекательной - партнершей? Прятать негде, увести - поздно, значит, надо срочно придумать приличное объяснение. В общем, интрига закручивается крепкая, при самом непосредственном участии ближайшего друга и одновременно шафера на свадьбе. Добропорядочный Том изо всех сил старается помочь приятелю, однако благими-то намерениями, как водится, вымощена дорога известно куда. Шаг за шагом друзья, стремящиеся, естественно, как-то разрулить ситуацию, на самом деле все больше и больше ее запутывают, нанизывая одно «спасительное» вранье на другое... А тут еще в процесс включается женская группа спектакля, ну и пошло-поехало...

Все-таки недаром театральные критики называют пьесу Р. Хоудена идеальной комедией положений. Два часа непрерывного зрительского внимания этому спектаклю обеспечены, как и шквал аплодисментов не только под занавес, но и неоднократно по ходу действия. Конечно, огромная заслуга в том актерского ансамбля, работающего настолько слаженно, гармонично и с чудесным молодым азартом, что не откликнуться на это просто невозможно. И хотя актеров в спектакле занято совсем немного, их количество с лихвой окупается уровнем игры каждого. Особенно, на мой взгляд, исполнителей главных мужских ролей Владислава Таранова (Билл) и Константина Маковкина (Том), которых довелось увидеть автору (вообще-то, в спектакле предусмотрен второй актерский состав). Парни поистине самозабвенно погружены в комичные перипетии сюжета, преподнося своих героев так искренне, с таким мужским сочувствием их непредвиденному горюшку, что вопросы морали до поры до времени не слишком занимают зрителя. Честно говоря, об этом вспоминаешь уже после спектакля: а ведь правда, нехорошо вести себя так, да еще в такой день... Но ребята-то не какие-нибудь разгильдяи, к тому же впереди их ждет совершенно удивительная развязка. Свой хеппи-энд они буквально отвоюют у капризной фортуны, элегантно-весело преодолев череду путаницы и недоразумений. В итоге все эти смешные страдальцы найдут-таки свое счастье, хотя и не по тем адресам, которые предполагались изначально.

Не менее симпатично выкручивается из этого предсвадебного переполоха девчачье трио: Джули, Джуди и Рэчел достойно представляют слабую половину человечества во всеоружии веками накопленного в боях испытанного арсенала - изворотливости, коварства, притворства, но и обаяния, наконец! Без их участия разве смогли бы мужчины понять, что такое настоящая любовь и как надо ею дорожить?! Горничная Джули в исполнении Ольги Буряк - целый фейерверк эксцентрики, хохмы и смешного до слез морализаторства. И даже если в некоторых эпизодах начинает казаться, что актриса чуть-чуть перебарщивает, для ее героини, девушки чрезвычайно простой и честной до придурковатости, это как раз самое то, что нужно! Джуди у Марии Рыбиной совсем иная - романтичная, прелестная, овеянная загадочностью натура, тоже, однако, весьма комично смотрящаяся в тех забавных ситуациях, коими так богата комедия положений. Равно как и деловитая, рациональная Рэчел Анастасии Шимолиной, на поверку оказывающаяся вполне себе нормальной девушкой, которой хочется не «просто замуж», но еще и любви. И ее командные замашки ничуть тому не противоречат. Наоборот, придают всему действу дополнительную перчинку, вызывая зрительские улыбки. Словом, девчата успешно балансируют на незримой грани между юмором и подлинными чувствами своих персонажей. И потому как бы ни веселились мы все два часа спектакля, желание видеть героев счастливыми где-то рядом, параллельно, согревало душу. Чем-то ощущения схожи с теми, что производят в нас спектакли театра оперетты - легкие, веселые, вроде бы без претензий, а вот любовь все равно должна победить и побеждает обязательно!

В современном репертуаре Ставропольской драмы выбор у театрала велик и разнообразен: вот тебе серьезная драма «с проблемами», вот и актуальный трагифарс, вот и лирическая пьеса, вот и мюзикл на основе классической драматургии, вот и «просто пьеса» - без обозначения конкретного жанра... И все же без добротной комедии этот набор был бы, согласитесь, неполон! «Шикарная свадьба» успешно пополнила комедийный запас театра, а он сегодня представляется необходимым - своего рода, повторюсь, лекарством от кризиса, донимающего нас с утра до вечера повсюду: на работе, в магазине, у экрана телевизора, без устали пугающего нас все новыми напастями. Ну сколько можно? Надоело бояться, ей-богу! Лучше всего это на сегодня выразил мой маленький внук: прячась от «страшного» мультяшного героя, сам себе тихонько приговаривает-успокаивает: не бойся, не бойся!.. И знаете, помогает!

После просмотра премьеры от части просвещенной публики довелось услышать и критические замечания по сути сюжета «Шикарной свадьбы». Главная претензия - не очередной ли это подкоп под семейные ценности, и без того переживающие в наше время всевозможные нападки и угрозы? Ну это уж слишком, скажет более оптимистичный зритель, и вот с ним мне хочется согласиться. В самом деле, тогда и «Гроза», и «Бесприданница», и многие другие классические образцы как отечественной, так и мировой драматургии могут тоже попасть в список провокационных по отношению к семье. Мне же, наоборот, представляется, что такие пьесы, как «Шикарная свадьба», при всей их шутливости и веселости в конце концов учат и добру, и человечности, и подлинности чувств. Только не напрямую, не «в лоб». И срабатывает это подчас куда сильнее, чем самая серьезная драма с обилием нравоучительных сентенций. Что особенно важно, если учитывать, как много - к счастью! - молодежи приходит в театр, этой возрастной категории зрителя лучше говорить о семейных и вообще человеческих ценностях именно так, с юмором. Сила традиционного русского психологического театра как раз в том и состоит, чтобы не поучать (но и не развлекать!), а мощными средствами искусства развивать и ум, и душу. Не сомневаюсь, молодежь, хохотавшая на спектакле, прекрасно разберется, что здесь почем. Да и вообще, спектакль этот не о семье, а о любви, той, настоящей, без которой и семьи настоящей быть не может. А любовь не спрашивает разрешения ни у кого, она просто приходит, порой даже таким вот не самым красивым образом.

Под занавес добавлю, наверное, новую постановку нельзя назвать идеальной, и специалисты театрального дела найдут в ней некие профессиональные изъяны по части костюмов, например, или интерьеров... Нам же, зрителям, важнее та трудно передаваемая словами эмоциональная подпитка, которую мы получаем со сцены. Катарсис, сказали бы знатоки. Потрясение чувств. Тут оно налицо, хотя и проявляется с помощью смеха.

«Смех – лучшее лекарство от кризиса»
Газета «Ставропольская правда»
5 февраля 2016 года