15:08, 9 ноября 2015 года

Выставку современного искусства «Инсталляция» представляют дизайнеры в ДХШ Ставрополя

Речь о состоявшейся в выставочном зале Ставропольской детской художественной школы традиционной, уже шестой по счету, выставке современного искусства «Инсталляция», организованной региональным Союзом дизайнеров России. Как и ожидалось, новая экспозиция стала заметным событием художественной жизни края. И это не случайно. Во-первых, уже потому хотя бы, что само это направление в изобразительном искусстве неизменно привлекает внимание благодаря необычности подходов и способов обращения к зрительскому глазу, уму и сердцу. А во-вторых, конечно, благодаря целеустремленности, энергии и чувству художественного вкуса главного вдохновителя мероприятия председателя Ставропольского регионального Союза дизайнеров России Юрия Бударина. Для многих, знающих творчество Юрия Павловича и его организаторский напор, сама фамилия Бударина служит четким сигналом: будет обязательно интересно!

Небольшой ликбез по теме: термин «инсталляция» произошел от английского глагола «to install» (устанавливать) и отражает главный принцип жанра, в котором не рисуют, не пишут, а именно устанавливают, формируют. Так возникают пространственные композиции из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были французский художник-дадаист начала двадцатого века Марсель Дюшан (вышеупомянутая крышка унитаза восходит как раз к его знаменитой инсталляции «Писсуар», сто лет назад взорвавшей привычные понятия красоты и гармонии) и сюрреалисты. Суть в том, что через необычные сочетания вполне обычных вещей художник открывает нам некие абсолютно новые, как правило, философски-символические, смыслы. В этом глубинное эстетическое содержание инсталляции. Недаром одна из гостей выставки в ДХШ так и сказала: «Здесь, как нигде, понимаешь, что мысль материальна. А простые предметы вдруг открывают двойной, тройной глубокий смысл...».

- Это наш очередной творческий проект, представленный в привычном для нас зале ДХШ, с которой мы давно дружим, - говорит Ю. Бударин. - Кстати, ученики этой школы год от года пополняют дизайнерские ряды, а мы стараемся им в этом помогать. Со времен Марселя Дюшана жанр получил масштабное развитие. Сегодня во многих вузах этот предмет изучается, у нас в Ставропольском государственном педагогическом институте этому направлению в искусстве отведен целый семестр. А теоретические знания затем находят отклик в выставочной деятельности. Нынче особенно радует большой возрастной диапазон участников: от моих сверстников, людей старшего поколения, до ребят из детской студии при лицее № 15 Ставрополя. Среди экспонатов также работы студентов всех ведущих вузов края, выпускающих специалистов в области дизайна, - это СГПИ, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставропольский филиал Московского государственного гуманитарного института им. Шолохова, филиал Южно-Российского гуманитарного института (г. Ростов-на-Дону). Таким образом, охвачены все срезы молодого дизайнерского движения Северного Кавказа.

Молодые авторы действительно показали себя на этой выставке и думающими, и талантливыми, и, наконец, просто интересными художниками. Именно художниками, потому что создание по-настоящему интересной инсталляции требует и острого взгляда на окружающий мир, и творческого вкуса в подборе исходного материала, и, естественно, умелой руки, способной собрать композицию, часто в буквальном смысле смастерить ее. А как же иначе? Ведь, чтобы из груды, например, металлолома получилась почти скульптура, названная Елизаветой Модушевской «Перемены. Советский Союз», автору нужно было сначала где-то найти и собрать все эти предметы - лейку, мусорную урну (!), банку из-под краски, причудливо погнутые трубы, а потом со-

единить в гармоничное целое, которое посетитель разглядывает с озадаченным любопытством. Меня прямо-таки заворожила «Кактусомания» - коллективная работа ребят детской школы- студии при лицее № 15, созданная из обычных пластиковых бутылок зеленого цвета... Вообще-то, передать словами впечатление - занятие бесполезное, такое нужно видеть собственными глазами, и очень жаль, что нет в Ставрополе музея инсталляции, куда могли бы войти многие замечательные творения, созданные дизайнерами за годы проведения таких выставок. И как тут не согласиться с председателем краевого отделения Союза художников России, членом-корреспондентом Российской академии художеств Сергеем Паршиным, выразившим то, что у большинства было на устах:

- Не могу сказать, что я все здесь увиденное понимаю, но сам факт того, что люди находят нечто прекрасное и важное в таких простых бытовых вещах и пытаются показать это всем нам, уже заслуживает признания. Наверное, каждому знакомо такое ощущение: попадает в руки предмет, котрый почему-то не хочется выпускать из рук, а хочется как-то его... преобразовать. Так художники-дизайнеры дают вторую жизнь заинтересовавшим их предметам. Через образ простого камня-булыжника можно, оказывается, сказать нечто важное... Вообще, любая выставка - это возможность творческого диалога, и еще одну такую возможность дают нам встречи, устраиваемые Союзом дизайнеров.

Член правления регионального Союза дизайнеров Александр Ковалев, непосредственно выстраивавший и предыдущие и нынешнюю экспозицию, поздравил всех ее участников с важным для каждого художника событием:

- Взгляд на себя в экспозиционном пространстве очень полезен художнику. Радостно, что проект живет уже шесть лет, успешно развивается, что молодежь делает немало в жанре инсталляции не только в вузе, но и за рамками учебного процесса. Нам, организаторам, конечно, приятно было услышать о некторых студенческих работах весьма лестные отзывы признанных мастеров, значит, новое поколение дизайнеров еще скажет свое слово в искусстве.

«От простого к сложному»
Газета «Ставропольская правда»
13 ноября 2015 года