В гостиной краевого музея изобразительных искусств открылся необыкновенный выставочный проект «Пейзажи без названия» современного московского художника Егора Плотникова.

В небольшом пространстве поселились прекрасные работы, а вместе с ними особая атмосфера тишины и покоя, философских размышлений и самого человека, пристально созерцающего мир. Егор Плотников – художник с особым взглядом, глубоко думающий и остро чувствующий предметы, поэтому путешествие по экспозиции непременно принесет удовольствие…

Ставропольские мастера нередко балуют свою публику красочными монументальными работами, а Егор в творческих исканиях отошел от этого принципа, выбрав иной путь. Он представил нам реальную жизнь, которая порой меркнет на фоне ярких событий. Автор старался вернуть человека в действительность, ничего не придумывая, показать удивительный мир, но в совершенно простых формах. Ему не хочется говорить сразу о многом, поэтому, фиксируя внимание на деталях, он делится одной маленькой историей. И героем этой истории может стать каждый гость выставки.

Егор Плотников – постоянный участник выставок в Италии, Бельгии, Англии, Германии, США. Произведения автора находятся в частных собраниях России и других стран, а также пополнили коллекции различных музеев. Добавим, что работы Егора сейчас демонстрируются на выставке «Метагеография» в Государственной Третьяковской галерее.

По словам Александра Колбасникова, искусствоведа и организатора выставки, в произведениях художника чувствуется биение сердца. Пейзажи оживают и приобретают философское звучание.

– У Егора Плотникова проектное мышление, ему удивительным образом удается включить человека в пространство. Он идет не от искусства, а протягивает нить от себя к искусству, что свойственно не многим, – подчеркнул Александр Колбасников. – В своей живописи художник предстает тонким исследователем, сосредоточенно старается не упустить даже самые неуловимые рефлексии, которые возникают в пространстве пейзажа.

Ставропольская публика впервые познакомилась с творчеством молодого художника два года назад, тогда в изомузее он представлял проект «Комната матери и ребенка». Нынешний творческий эксперимент состоит из трех самостоятельных частей, трех коротких историй – «Кортуза Матиолли», «Девять пейзажей без названия» и «Недалеко от дома». Особенность их в том, что тонкое живописное письмо автор не побоялся разбавить пластикой: вместе с картинами в одном пространстве живут авторские скульптуры – люди в миниатюре. Они часть задумки, они такие же созерцающие зрители, как и мы. От этого, находясь в зале даже в полном одиночестве, испытываешь ощущение присутствия еще кого-то, может, самого автора?

Художник не смог присутствовать на открытии выставки, но к каждой работе дал подробное пояснение. «Девять пейзажей без названия» – первая часть экспозиции, занимает основное пространство выставочного зала, привлекает внимание, вмиг переносит в иное измерение: человек видит бескрайние просторы, чувствует безграничную свободу, наслаждается, как выразился автор, «скупым и аскетичным пейзажем». Картины этой серии заняли три стены, они плавно перетекают из одной плоскости в другую, образуя как бы полукруг, в центре которого стоят две маленькие белые скульптуры людей. Они застыли в движении, но зритель ведь может двигаться! Пара шагов в сторону – и вот фигуры вмиг «переместились» на другой пейзаж, поменяли фон.

Художник пояснил, как родилась эта работа: «Однажды, путешествуя с женой по Португалии, мы посетили удивительное место, мыс Кабо Эспишел, величественный скальный массив с бушующим у его подножия океаном, маяк и место древнего паломничества португальцев для поклонения Деве Марии, явившейся здесь, по преданию, из воды на ослике. В этом довольно безлюдном месте сохранился замечательный и почти опустевший сейчас храмовый комплекс. Отвесные каменные склоны мыса, обрушивающиеся в океан, поражают воображение... На протяжении всей этой прогулки у меня возникало странное желание оглядываться назад, чтобы увидеть то, что осталось за спиной, за границей нашего интереса путешественников. И этот скупой, аскетичный пейзаж заворожил меня и не выходил из головы. Я рассказал об этом жене, и она вспомнила, что кто-то из художников говорил: «Если нашел мотив для изображения, оглянись назад, возможно, то, что ты ищешь, находится у тебя за спиной». Я смотрел на океан, снова и снова оглядывался назад. Так возникла тема пейзажа, «оставшегося за спиной…».

На противоположной стороне зала открывается зрителям не менее интересная история, заключенная в современный русский пейзаж и такая понятная многим. Пейзаж, по мнению автора, «очеловеченный», грустный и заброшенный: «Русский пейзаж – это в первую очередь «пейзаж-ожидание», такой, как саврасовские «Грачи», и сегодня он вновь актуален – признаки присутствия человека как приметы приближающейся смены времени года. Земля в ожидании зимы, новых людей и новых дел».

Третья серия Егора Плотникова с экзотическим названием «Кортуза Матиолли» предстает в неожиданной форме. Есть скульптура, но… нет картины, и появиться она может, только если включить воображение. Представьте: на тумбе сидит человек (маленькая скульптура), развернутый к стене. Там висит лист бумаги с сухим научным текстом – описанием ареала произрастания Кортуза Матиолли – реликтового растения. Художник полагает, любое изображение обеднит этот пейзаж, лишит зрителя возможности интерпретировать его по-своему.

– Большое в жизни утомляет, иногда так хочется посмотреть на две фигурки, которые напоминают о свободе, – отмечал на открытии выставки председатель общественного совета при министерстве культуры СК Владимир Лычагин. – Я думаю, что такие художники крайне необходимы нашему времени, они сбивают стереотип восприятия огромной композиции, ярких пятен, насыщенных сюжетов. Здесь главное – детали, локальный факт, мир под микроскопом.

Стереотипы всегда являются приметой времени. Об этом и о том, что их, как, собственно, и время, навоображал для себя сам человек, задумываешься, когда видишь работы московского художника. Егор Плотников призывает не «пробегать» жизнь, а видеть ее в полной проекции.