В эти дни директор Ставропольского краевого театра оперетты заслуженный работник культуры России Светлана Калинская отмечает 40-летие творческой деятельности.

Извилисты дороги судьбы, непредсказуемы. Даже если человек в юности все четко спланировал, в дальнейшем она обязательно внесет свои коррективы. Так случилось и со Светланой Калинской, которая после окончания педагогического вуза готовила себя к работе в школе. Однако преподавала недолго, энергия и напор молодой девушки понадобились сначала во Дворце пионеров, а затем в городском комитете комсомола. Несмотря на то что работать приходилось много, тот период Светлана Леонидовна всегда вспоминает со светлой ностальгией – ведь это было время веселой бесшабашной юности, радости общения с друзьями, профессионального становления и незабываемых судьбоносных встреч. Тогда же случилась встреча с будущим мужем, потом – рождение сына. Сейчас ей кажется, что независимо от обстоятельств и напряженной работы все то время было пронизано солнцем.

В октябре 1975 года судьба сделала неожиданный поворот, и Светлана Калинская возглавила Пятигорское отделение Госфилармонии на Кавминводах. Артистическая среда – не самая простая, требует и твердости характера, и тонкой дипломатии, ответственности и большой самоотдачи. А если молодому директору нет еще и тридцати, где взять эти качества? Вот тут-то и пригодился опыт работы в комсомоле, не последнюю роль сыграло и воспитание родителей, которые собственным примером учили ее терпению, трудолюбию, уважению к людям. Все это помогло, считает Светлана Леонидовна, найти общий язык с коллективом, в котором почти все сотрудники были старше ее и где она проработала без малого четверть века.

Нынче активная деятельность современных концертно-театральных коллективов не идет ни в какое сравнение с плотным графиком гастролей советских и зарубежных коллективов, которые с особым удовольствием приезжали на прославленный южный курорт. Светлане Калинской довелось общаться со многими знаменитостями – Л. Утесовым, М. Магомаевым, М. Кристалинской, Л. Зыкиной, Б. Штоколовым, А. Пугачевой, М. Эсамбаевым, Л. Ивановой, Д. Марьяновичем, А. Герман и другими. Зачастую приходилось проводить по два-три концерта в день! Сегодня такое просто немыслимо. Любопытно, что зимой, когда летние филармонические площадки не работали, концерты проводились на сцене Театра оперетты. Тогда трудно было предположить, что со временем Калинская возглавит и его. Но это случилось.

Друзья знают, как не хотела Светлана Леонидовна менять привычную и хорошо освоенную работу в филармонии на увязший на ту пору в проблемах театр. Но, видимо, они были предназначены друг другу. И шестнадцать лет назад, в феврале 1999 года, Калинская переступила порог здания, которому с тех пор безраздельно принадлежит ее сердце.

Конец 90-х годов ознаменовался небывалым для нашей страны падением интереса к культуре. Опустели библиотеки и книжные магазины, половина кинотеатров в стране закрылась, почти вся другая была перепрофилирована в дешевые видеосалоны и торговые предприятия. Даже в Москве театральные спектакли шли в полупустых залах. Хаос и бездушие того времени выдавили людей из картинных галерей и музейных залов в бесконечные ряды рынков и челночные поезда выживания. Думается, что только прежний, веками накопленный запас духовности не позволил России рухнуть в пропасть безверия и пошлости.

Пристальный взгляд на историю театра дает понимание того, какой огромный объем работы пришлось освоить Светлане Леонидовне! Грандиозный реставрационный проект, чья динамика зависит от периодических финансовых колебаний, растянулся на все эти годы. Выполнен огромный комплекс строительно-ремонтных работ, введено в строй новое общежитие, благоустроена территория двора, облагорожены внутренние и внешние помещения, обновлены декорации, зрительный зал, пошиты новые сценические костюмы. И даже – невероятно! – Калинской удалось обеспечить жильем более десятка сотрудников.

Кстати, и сегодня квартирный вопрос помог бы решить основную проблему театра – кадровую. Но на дворе вновь нелегкие времена, и Светлане Леонидовне приходится искать другие аргументы для пополнения труппы. Если раньше молодую смену в основном готовили самостоятельно на базе Минераловодского музыкального и Ставропольского хореографического училищ, тратя на этот процесс массу усилий и средств, то теперь стараются больше приглашать из других театров. Однако не спешит молодежь на периферию. Увы, покидают театр и свои воспитанники. Причем артистического багажа, полученного в Пятигорском театре, им хватило, чтобы, например, обосноваться в Москве, Санкт-Петербурге, за рубежом, даже петь в знаменитом «Ла-Скала». Их успехами в Пятигорске гордятся, одновременно сожалея об утраченных городом и краем талантах.

Окружив себя сильной командой единомышленников и талантливых исполнителей, руководителю театра удалось высоко поднять творческую планку коллектива. В 2000 году он стал лауреатом конкурса на соискание премии газеты «Культура» «Окно в Россию» и III фестиваля театров России в Москве. Многие вокалисты и солисты балета в разные годы одерживали победы в престижных творческих конкурсах российского и международного уровня, благо руководство театра поддерживает их стремление к совершенству.

Возобновив в 2001 году гастрольную практику, практически ежегодно театр выезжает в Ставрополь и Сочи, побывал в Ростове. Этим летом пятигорчане познакомили со своим творчеством жителей и отдыхающих Крыма, получив от зрителей самые благоприятные отзывы. Несмотря на трудоемкость и затратность гастролей, Пятигорская оперетта не обходит вниманием и жителей отдаленных районов Ставрополья. До конца этого года красочный и веселый жанр увидят в Буденновске, Арзгире, Нефтекумске.

Не секрет, что большой любовью малышей пользуются детские спектакли. Яркие, великолепно декорированные, талантливо исполненные, они открывают детворе удивительную магию музыки и слова, мир сказочного волшебства, навсегда прививая любовь к сценическому действу. Театралами стали и многие студенты кавминводских вузов благодаря практике «заказных», только на них ориентированных спектаклей. Дружба театра с учебными заведениями выполняет замечательную просветительскую миссию, вырабатывая в молодых людях хороший вкус и любовь к искусству. Жаль, что пресловутый «кадровый вопрос» пока не позволяет осуществлять на пятигорской сцене молодежные мюзиклы, требующие «многолюдности» исполнителей. И все же в конце октября поклонников жанра ожидает премьера оперетты «Рыцарские страсти», созданной по мотивам бессмертной истории Ромео и Джульетты.

И сердцем театра, а еще генератором, душой является женщина, чье многолетнее самоотверженное служение отечественной культуре вызывает искреннее уважение и неподдельное восхищение. Чего хочет она лично для себя? Немногого – здоровья. Чтобы не осложнять жизнь единственному сыну, не создавать ему проблем. Не это ли пример истинной материнской любви?! Олегом она гордится. Он успешен, руководит Фондом трубной промышленности России, работает над докторской диссертацией. Вместе с женой воспитывает двух малышей, Матвея и Полину. Самая большая радость для Светланы Калинской – общение с ними. Расстояние до Москвы стирается ежедневными телефонными разговорами, нескрываемой обоюдной любовью и заботой. Поддерживает ее и память о муже, Игоре Васильевиче, человеке светлом, масштабном, почетном жителе Пятигорска, чей безвременный уход стал большой потерей не только для нее, но и для города.

Сорокалетие творческой работы Светлана Леонидовна встречает с удивлением: как быстро пролетело время! Впрочем, назад, в прошлое, смотреть некогда, слишком много дел впереди, много интересных и смелых планов.