06:46, 30 сентября 2015 года

На Ставрополье муниципальный инвестиционный стандарт должны внедрить до 1 декабря 2015 года

В заседании принимали участие председатель комитета Думы СК Тимофей Богданов, начальники структурных подразделений, отвечающих за экономическое развитие, и заместители глав администраций муниципальных районов и городских округов края.

Как прозвучало в докладе заместителя министра экономического развития Александра Абалешева, принятие планов первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности муниципальных образований и городских округов на текущий год должно было способствовать повышению целого ряда показателей. Министерство обращало внимание на обязательность включения в документ соответствующих мероприятий для эффективного решения поставленных губернатором и правительством края задач, в том числе и с учетом практик других субъектов России.

- Приходится констатировать, что большинство муниципальных образований к нашим рекомендациям не прислушалось, - отметил А. Абалешев. – Текущая динамика социально-экономических показателей развития муниципальных образований, безусловно, характеризуется разнонаправленностью. Например, по объему отгруженных товаров в действующих ценах по промышленным видам деятельности в большинстве своем наблюдается положительный тренд. Однако надо учитывать, что свою лепту в этот рост внесли инфляционные процессы и девальвация рубля.

В то же время в ряде муниципальных районов наблюдается серьезный спад по финансовым результатам деятельности организаций и предприятий. Как прозвучало, хуже других дела обстоят в Новоалександровском, Турк-менском, Кировском, Красно-гвардейском районах, городе Железноводске. Негативный тренд в последние месяцы складывается и по ряду других районов и городов.

Александр Абалешев рассказал, что министерство проводит целую серию разнонаправленных мониторингов экономической и социальной ситуации в районах и городах, чтобы вовремя принимать необходимые меры по недопущению ухудшения ситуации в социально-экономической сфере. При этом мониторинги пересекаются и по ряду пунктов дублируют друг друга. И когда один мониторинг показывает, что в каком-то районе у предприятий проблемы, причем у предприятий, которые сами районы отбирали как контрольные для минэк, в информации, полученной от местной администрации, говорится, что все хорошо.

- Недавний пример: на предприятии с численностью работников 250 человек работают 30, остальные в отпуске без содержания, а администрация района отписывается нам, что проблемных вопросов не имеется. То есть местная администрация либо не в курсе того, что происходит, либо меры по оказанию помощи предприятию и недопущению его банкротства, высвобождения работников и роста напряженности на рынке труда не принимает, - констатировал замминистра.

Он отметил, что на местах нужно понимать, что в условиях дефицита бюджета, в том числе федерального, налоговым и другим федеральным органам поставлена задача по усилению мер по наполнению казны.

- И если прежде за те или иные нарушения на предприятии, которые время от времени обнаруживаются в любой организации, штрафовали руководителя, то теперь штрафные санкции накладываются непосредственно на предприятие, - рассказал Александр Абалешев. - А это суммы гораздо более высокие, и наша задача состоит в том, чтобы снизить их, в случае если претензии не совсем правомерны, и не допустить разорения предприятия. У нас уже отработан механизм действий в таких ситуациях. Поэтому и администрация района, и мы должны узнавать о проблемах того или иного предприятия как можно раньше.

Представитель министерства отметил, что обращалось внимание местных властей и на необходимость проработать меры поддержки таких сфер экономики, как торговля и строительство.

- Там мы в первую очередь ожидаем проблемы из-за снижения покупательной способности населения, - отметил замминистра. - Торговля уже в этом году упала в среднем по краю на 15%, ожидается спад и в строительстве, по ряду муниципальных районов его темпы уже снизились. Это тоже может привести к увеличению уровня безработицы. В группе риска также находятся обрабатывающие производства – именно там было наибольшее число высвободившихся работников в кризис 2008-2009 годов.

Как прозвучало, уровень безработицы по ряду районов вырос относительно среднекраевого значения. Причем в Курском, Красногвардейском, Труновском и Грачевском этот показатель превышен в два раза. При этом мероприятия по снижению напряженности на рынке труда - временное трудоустройство людей, организация профобучения для безработных, - согласно предоставленной информации, проведены только в Курском и Туркменском районах. В остальных же районах администрации занимаются только мониторингом ситуации.

В представленных в министерство районами и городами планах по социально-экономическому развитию, по словам Александра Абалешева, почти полностью отсутствуют программы по самозанятости населения. Очень низкая активность местных властей наблюдается и в продвижении патентной системы налогообложения. В каких-то районах предпринимателей, работающих по этой системе налогообложения, всего несколько сотен, а где-то и вовсе единицы. В то время как патентная система должна стать хорошим подспорьем в организации самозанятости населения и выводе теневого бизнеса в правовое поле.

Согласно планам социально-экономического развития, во всех районах и городах ведется работа по легализации трудовых отношений. По словам замминистра, в целом тенденция отмечается в этом вопросе положительная. Но статистические данные, представленные краевым минтруда, расходятся с радужными отчетами муниципалитетов. У 60% муниципальных образований доля выявленных работников, с которыми заключены трудовые договоры, ниже краевого контрольного показателя, который составляет 53,4%. Самые низкие показатели в Нефтекумском (22%), Кочубеевском (27%), Курском (35%), Левокумском районах, городах Кисловодске и Лермонтове по 33%.

Недостаточно активно, по мнению представителя минэка, в отдельных районах и городах края ведется работа по проведению ярмарок выходного дня, в ходе которых жители могут купить товары местных сельхозпроизводителей по доступным ценам. Например, в Буденновске не проведено ни одной такой ярмарки. Администрация объясняет это тем, что сельхозпроизводители не хотят в них участвовать.

- Но практика показывает, что к концу зимы – началу весны сельхозпроизводители начинают просить правительство края помочь им реализовать залежавшуюся на складах продукцию. Значит, задача администрации – найти ту золотую середину, чтобы и производителям, и покупателям участие в ярмарке было выгодно, - констатировал докладчик.

Есть претензии и к организации работы по информированию предпринимателей по мерам гос-

поддержки малого и среднего бизнеса. Так, в Нефтекумском, Ипатовском и Петровском районах гранты на создание и развитие собственного бизнеса не освоены вовсе из-за отсутствия заявок со стороны предпринимателей. Не намного лучше обстоит этот вопрос и во всех других территориях.

- Нельзя забывать и о том, что Ставрополье – прежде всего сельскохозяйственный регион, а в большинстве планов устойчивого развития районов поддержка сельского хозяйства не прописана, - отметил Александр Абалешев. - Положительный пример – Петровский и Кочубеевский районы, где сформированы списки инвестиционных площадок. Более того, в Петровском районе уже предоставлено 10 участков под реализацию инвестпроектов.

Недостаточными темпами в районах развивается потребкооперация, которая кроме экономического эффекта имеет важное социальное значение в виде создания значительного числа дополнительных рабочих мест.

О том, как реализуется план устойчивого развития в Невинномысске, рассказал начальник управления экономического развития города Валерий Овсянников.

Выслушав доклад, председатель коллегии Андрей Мурга задал выступавшему два вопроса: «Сколько времени вы работаете на этой должности?» и «Какое у вас образование?». Он с сожалением отметил, что доклад носит формальный характер и отражает лишь процесс - «углубили, расширили, рассмотрели». Стратегия развития города представляет собой только пересказ требований уже действующих госпрограмм, не ставит никаких конкретных задач и, соответственно, не дает результата.

- И никаких проблем при этом перед нами администрация Невинномысска не озвучивает. Причем это ситуация не только Невинномысска. Подставь название любого другого города или района вместо Невинномысска - и ничего не поменяется. Весь край занимается тем, что «углубляет, расширяет, заслушивает». Но, если вы читаете газеты, смотрите федеральные каналы, должны понимать, что 2016 год будет очень сложным в экономическом отношении. И то, как мы преодолеем завтрашние трудности, во многом зависит от подготовленности к ним сегодня.

Андрей Мурга отметил, что время формализма прошло, необходимы энергичные и эффективные действия, а в отчетах должны быть конкретные цифры в ответах на вопросы: «Какой результат?», «Какие целевые показатели?». А главными показателями должны стать рост валового продукта района, число новых субъектов малого бизнеса.

- Мы не вытянем экономику края до тех пор, пока замы по экономике в районах не начнут разговаривать с предпринимателями на одном языке, - отметил министр. - И такой отчет о конкретной работе я буду требовать от каждого района.

Он особо подчеркнул, что на сайтах администраций должна быть доступна информация о том, по какому телефону и адресу предприниматель может получить консультацию о господдержке.

- Сейчас же на запрос о поддержке предпринимателей на сайте большинства администраций после четвертого-третьего клика выходит пустая страница, - с сожалением заметил Андрей Мурга.

О Стандарте деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях рассказал заместитель министра – начальник управления по модернизации экономики, развитию инноваций и нанотехнологий министерства экономического развития края Александр Долин.

Он напомнил собравшимся, что в 2012 году Президент России поставил вопрос о создании единого инвестиционного климата по всей территории России. Было создано Агентство стратегических инициатив, разработавшее единый стандарт для всех регионов, который те внедряли на протяжении 2014 года.

- В процессе выяснилось, что все ресурсы, влияющие на успешность действия стандарта – выделение земли, сроки оформления документов, получение разрешений, – лежат в поле деятельности муниципальных районов, - отметил Александр Долин. - И от вас, от администраций муниципалитетов, зависит, насколько успешно стандарт будет внедрен. Поэтому губернатором края было дано поручение о внедрении муниципального стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях.

Замминистра подчеркнул, что стандарт основан на конструктивном взаимодействии органов власти между собой, в том числе с федеральными структурами.

- Мы очень часто сталкиваемся с тем, что власть на местах отказывается помогать инвестору, ссылаясь на запреты законодательства или Бюджетного кодекса. Так вот, стандарт дает нам возможность влиять не только на региональное законодательство, но и на федеральное, если видим, что его формулировки мешают формированию положительного инвестклимата, - отметил докладчик.

Александр Долин привел такой пример:

- В процессе внедрения стандарта мы столкнулись с такой проблемой: муниципалитет без кадастрового номера не регистрирует почтовый адрес, а Росреестр без почтового адреса не присваивает земельному участку кадастровый номер. И понятно, как решались эти вопросы. Мы подняли проблему, и Росреестр внес изменения в свои документы. И таких правовых «дыр», которые прекрасно знакомы вашим исполнителям и которыми они умело пользуются, немало. Наша задача - их выявлять и пытаться урегулировать.

Замминистра отметил, что стандарт предполагает также повышение информационной открытости, развитие кадрового потенциала. Цель новых требований – инвестиционный климат должен стать одинаково благоприятным как в краевой столице, так и в самых отдаленных уголках Ставрополья. Такой подход сделает условия ведения бизнеса более понятными, предпринимателю не нужно будет искать особый подход в каждом муниципалитете края.

Большинство районов и городов уже заканчивает процедуры внедрения стандарта, и минэк начинает его завершающий этап, ревизию. Разработан механизм, по которому каждое муниципальное образование будет проверено на выполнение стандарта по нескольким направлениям – через «тайных покупателей» и анализ документации.

- Вы должны понять, что это не кампанейщина, а ваша настольная книга, постоянный лейтмотив работы администрации в сфере экономического блока, а наш контроль действия стандарта на практике будет постоянным, - отметил Александр Долин.

Лучшие муниципальные практики со всей России войдут в специальный атлас и будут представлены президенту. Кстати, случай с Росреестром сейчас обсуждается специальной комиссией в Москве по вопросу попадания его в атлас.

- И мы бы хотели, чтобы как можно больше муниципальных практик Ставропольского края попали в атлас и прославили и ваш район, и все Ставрополье, - отметил замминистра.

На всей территории края Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях должен быть внедрен до 1 декабря текущего года. Ожидаемый результат – рост ВРП, увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса, рост объема инвестиций в экономику края.

- Нефтяные деньги скоро закончатся, и всем нужно начать серьезно работать, - подвел итог заседания министр экономического развития края Андрей Мурга..

«Стандарт нацелен на результат»
Газета «Ставропольская правда»
30 сентября 2015 года