07:26, 23 сентября 2015 года

Археологи разгадывают загадки приэльбрусской культуры: раскопки в Кисловодской котловине

Исследования, которые с российской стороны возглавляет Андрей Белинский, а с немецкой – доктор наук Сабина Райнхольд, продолжались около 10 лет. Почти все это время их освещала «Ставропольская правда», наш корреспондент выезжал в экспедиции, читатели газеты живо интересовались находками археологов.

Вот что писала «СП» в номере от 25 апреля 2008 года:

«За три года работы в районе Кисловодской котловины совместными усилиями удалось найти свыше двухсот поселений не встречавшегося ранее типа, датируемых поздним бронзовым веком. По сути, это открытие новой цивилизации. Расположены они на высоте от 1400 до 2500 метров... Уникальна структура древних поселков, явно строившихся по единому архитектурному плану. В центре овальная или прямоугольная площадь, по периметру каменные жилища повторяющейся монументальной архитектуры, с толстыми, почти двухметровыми стенами. Общая площадь такого древнего дома могла достигать двухсот и более квадратных метров. Поселения имели крепкие оборонительные стены и были связаны между собой разветвленной сетью дорог. Рядом с каждым святилище. Все это говорит о высоком уровне развития сообщества.

Интересно, что на снимках из космоса многие поселения напоминают своими очертаниями большую рыбу. Можно различить голову, хвост, даже жабры. А выстроены они так, что из каждого виден Эльбрус, который, вероятно, чтился населением как священная гора. К нему обращены и святилища...»

В ходе работы археологи сталкивались с различными научными загадками. Например, ранее считалось, что эти земли никогда не были заселены в силу своего высокого расположения и сурового климата. Между тем люди в этих горах не просто жили, но, как доказали ученые, разводили и пасли скот. Здесь, похоже, цвели альпийские луга. Когда и от чего так изменился климат? И куда ушли люди?..

На некоторые вопросы уже есть ответы. Так, в ряде поселений магниторазведка обнаружила под землей каменные концентрические круги. Есть основания предполагать, что здесь могли находиться древние обсерватории. Ряд признаков делает их удивительно близкими с подобными же объектами в Европе, например с известным Стоунхенджем в Великобритании. Человечество в ту эпоху уже переходило к ведению земледельческого хозяйства и нуждалось в определенных измерениях времени для выполнения циклов сельскохозяйственных работ. Этим измерениям и служили древние пригоризонтные обсерватории.

Еще об одной разгаданной загадке рассказала мне сотрудница Евразийского отдела Германского археологического института, соруководитель проекта Сабина Райнхольд. В районе плато Ран-Сырт имеется объект, который можно считать древним святилищем и одним из самых ранних памятников открытой культуры. Нашли его несколько лет назад с помощью магниторазведки, и уже тогда было очевидно, что когда-то в центре объекта поддерживалась высокая температура, разводился мощный огонь. Позже, пробурив шурф и расширив его, археологи обнаружили, что вокруг места разведения огня шла высокая стена, образующая квадрат. Были найдены развалы костей животных и керамики: десять слоев костей и двенадцать керамики, включая жертвенный сосуд. Ясно, что здесь происходили жертвенные ритуалы.

Керамика для археологов как раскрытая книга, ее орнамент позволяет определить время изготовления, принадлежность к той или иной культуре.

И вот главные выводы: памятник датируется XVIII – XVII в.в. до н.э. Разнообразие орнаментов показывает, что керамика принадлежит разным культурам: горной, степной; есть пласт, который пока не удается идентифицировать. Таким образом, по мнению С. Райнхольд, можно предположить, что исследуемая территория является местом встречи разных культур, разных людей в одно время. Это взаимодействие сформировало новую, приэльбрусскую культуру. Она предшествовала здесь широко известной, описанной в научной литературе кобанской культуре и была самостоятельным явлением, а не частью кобанской, возникшей лишь несколько столетий спустя. Этот вывод – важный вклад в историческую науку.

Остается добавить, что в рамках проекта помимо российских и немецких археологов работают ученые из Польши, Нидерландов, Южной Кореи. Интернациональная – в основном молодая – команда состоит из специалистов разного профиля и занята изучением вышеупомянутых древних поселений.

Недавно на Ставрополье на базе «Наследия» стартовал еще один исследовательский проект, антропологический. Предметом изучения является ДНК древних людей. Участвуют кроме ставропольцев международное общество научных исследований имени Макса Планка, представленное одним из своих институтов, Германский археологический институт, а также институт антропологии Российской академии наук.

Костный материал, найденный на Юге РФ в ходе раскопок, из которого будет выделена ДНК, предоставлен российской стороной. Датирован он IV – III тысячелетиями до нашей эры (эпоха бронзы).

Основные исследования будут производиться в лаборатории планковского института – одной из двух в мире, где есть суперкомпьютер для моделирования генома, производящий 2 млн операций в секунду.

(Геном, если кто не знает, – это совокупность наследственного материала, заключенного в клетке организма; у человека он построен из ДНК).

Ученые рассчитывают, что при сравнении геномов представителей разных культур (обширный антропологический материал дает такую возможность) станет ясно, как происходило движение людей с Кавказа в Европу; как население Северного Кавказа соотносится с евразийским.

Во всяком случае, из беседы с представителем института Макса Планка Вольфгангом Хаком я вынесла представление, что все мы друг другу родственники...

«Кто кому родственник»
Газета «Ставропольская правда»
23 сентября 2015 года