06:10, 22 сентября 2015 года

Взвешенная миграционная политика и подъем экономики – факторы стабильности восточных районов Ставрополья

Отток коренного населения из восточных районов Ставрополья ни для кого не секрет, как и процессы его замещения приезжими из соседних республик. Как стабилизировать ситуацию, по крайней мере, сохранить статус-кво, не допустить прибытия на нашу территорию экстремистов из-за рубежа? Эти вопросы стали главными на заседании общественно-консультативного совета при управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю в ауле Новкус-Артезиан Нефтекумского района. Обсуждение проблематики восточных территорий региона такого формата состоялось во многом благодаря настойчивости краевой власти. Правительство СК представлял министр по социально-экономическому развитию восточных районов края Александр Коробейников.

И даже размер обуви

Насколько подконтрольны власти миграционные потоки? Вопрос не праздный. В восточных районах края за первое полугодие зарегистрировано более 15 тысяч приезжих, на 1 июля на территории востока находилось 1750 иностранцев. Это официальная статистика, по словам местных жителей, не до конца отражающая реальную картину. Как добиться того, чтобы все приезжие становились на регистрационный учет и было понятно, кто чем дышит, с какой целью приехал на Ставрополье. Это особенно актуально в связи с тем, что на Северный Кавказ за первое полугодие прибыл 1 млн иностранцев. Вот почему в свете «великого переселения» народов с Ближнего Востока в Европу мы тоже должны быть предельно внимательны. Нельзя сбрасывать со счетов и отзвуки сирийских событий, связанных с деятельностью террористической вооруженной группировки ИГИЛ (запрещена в России), от которой спасаются беженцы. В ее рядах присутствуют и молодые мусульмане с Северного Кавказа, увлеченные радикальными идеями. Домой они могут вернуться с вложенными в их голову опасными установками. Поэтому так важно в массе переселенцев вычленить тех, кто способен нанести урон миру и спокойствию многонационального Ставрополья, владеть не только количественными, но и качественными характеристиками миграционных потоков, и в первую очередь на востоке региона, непосредственно граничащем с республиками Северного Кавказа и соответственно приближенном к тем транзитным коридорам, по которым к нам могут прибыть экстремистски настроенные «гости».

Тема заседания совета звучала буднично: о работе подразделений УФМС по СК на востоке края. Отчеты из нескольких районов, казалось бы, свидетельствовали, что особых поводов для тревоги нет. Открываются новые пункты регистрационного учета, многофункциональные центры. Местные администрации ежемесячно получают от миграционной службы списки зарегистрированных на территориях муниципальных образований граждан. Но, несмотря на то, что, скажем, тот же аул Новкус-Артезиан, где проходило совещание, насчитывает всего около трех с половиной тысяч населения, уследить за тем, что из себя представляют вновь прибывшие, по большому счету, не в состоянии ни сельская администрация, ни участковые полицейские, ни тем более представители миграционной службы. Последние просто регистрируют, не вдаваясь в подробности, да это и не входит в их обязанности. У участковых и других забот хватает, так же как и у сельской администрации.

Глава Новкус-Артезианского сельсовета Расул Амельянов вспоминает былое, когда пропиской ведали сельсоветы. Ни один приезжий, которому необходимо было встать на учет, не обходил администрации. А потому знали точнее, кто прибыл, с какой целью. Тогда, по его оценке, порядка было больше. И руководитель сельсовета владел полной информацией о составе населения. Как образно выразился другой участник круглого стола, «сельский глава знал размер обуви каждого». Сегодня хоть и поступают в администрацию от УФМС списки вставших на регистрационный учет, однако фамилии, в него включенные, ни о чем не говорят. В сельсовет эти люди не заходили, ни с кем из представителей местной власти не общались. А дополнительно заниматься сбором информации руководителю некогда.

У заместителя руководителя краевой службы УФМС К. Эдиева другой взгляд на проблему. Полномочия по регистрации граждан переданы подразделениям федеральной структуры неслучайно, а из-за имевших место коррупционных скандалов в связи с незаконной регистрацией граждан. Об этом в свое время достаточно много писали СМИ. А вот когда этой работой занимается не местная власть, а федеральная структура, по его оценке, больше шансов для объективного подхода.

В обеих точках зрения есть, как говорят, своя сермяжная правда. Помните, как у классика: вот, мол, если бы уши Ивана Ивановича да приставить к носу Петра Петровича, то вот и получилось бы то, что надо... Однако только в рекламе бывает «два в одном». По словам К. Эдиева, ведомство отвечает только за регистрацию граждан, а вот «вопросы межнациональных, социальных, экономических отношений к обязанностям службы не относятся». Как в этом случае соблюсти баланс? Проблему востока нельзя раздробить на части, самым правильным подходом к ее решению может быть только комплексный. В связи с этим за круглым столом возникла тема «межведомственного горизонтального взаимодействия». Вопрос - как наполнить понятие «взвешенная миграционная политика» реальным содержанием.

Новкус-Артезиан

Бескрайняя степь с рассыпанными по ней отарами овец, которым, несмотря на бедность растительности, здесь живется привольно. Климат, который не назовешь мягким. Жара летом до 50 градусов. Колючие ветры зимой. Безусловно, люди, которые здесь живут, ведущие хозяйство, производящие мясо, молоко и пшеницу, достойны восхищения. И в первую очередь высокой оценки заслуживает их стремление решить те многочисленные проблемы, которыми болеет нынешний восток. Неслучайно здесь многие ностальгируют по временам Советского Союза, когда крупные хозяйства определяли жизнь на этих бесконечных степных просторах, развивали социальные институты. Машину времени человечество еще не изобрело. Однако некоторые принципы плановой экономики не мешало бы вмонтировать в нынешнюю рыночную модель, что помогло бы придать больший смысл хозяйственной деятельности на востоке и сократить теневую ее часть, которая в силу многих обстоятельств здесь зашкаливает.

В ауле Новкус-Артезиан живут 3600 человек. Рождаемость выше смертности. Однако демографическую картину портит отток местных людей в более благополучные места. Ногайцы, которые составляют около 60-70 процентов от общего числа жителей, относятся к коренному населению. Как и русские, которые в свое время по численности в ауле были на втором месте. «Русские уже уехали, - говорит глава сельсовета Расул Амельянов. - Остались одни старики или те, кому совсем некуда податься. Сегодня уезжают ногайцы в поисках работы на Север, в Москву, Ставрополь, Пятигорск. Что особенно тревожно - преимущественно молодежь».

Главная проблема восточных районов - низкая занятость населения. Крупные сельхозпредприятия здесь сегодня можно по пальцам пересчитать. Главным образом экономика представлена фермерами. А также личными подсобными хозяйствами, многие из которых, как известно, ни на каком налоговом учете не состоят. Отсутствие градообразующих предприятий сказывается на ситуации не лучшим образом. Ответственность за социальную сферу, по большому счету, могут взять на себя только местные администрации, которые дотационны на 75-80 процентов.

Отсутствие экономической перспективы - вот главная беда. Частному сектору, так же как и фермерам, производящим достаточные объемы зерна, мяса, молока, требуется поддержка. Необходима сеть заготконтор, чтобы закупать произведенное на личных подворьях и фермерских хозяйствах. Но система кооперации, как известно, осталась в прошлом, поэтому балом правят перекупщики, которые сбивают цену на крестьянский товар до нижних пределов.

Несмотря на низкую цену, людей это устраивает. А куда повезет местный житель свою баранину? У него нет ни необходимой информации, ни транспорта. Оптовики же потом продадут товар в той же Москве по цене в десятки раз выше закупочной. «Теневая» схема успешно действует, и ее никто не пытается сломать. «Мясники», как их здесь называют, главным образом гости из соседних республик, сами ездят по дворам и кошарам, скупают выращенный скот и при этом ветеринарных справок не требуют. То же самое и с зерном. Перекупщики дают деньги под следующий урожай, чтобы потом продать значительно дороже. Мелкому хозяину не под силу везти свою продукцию в порты Махачкалы и Новороссийска.

В одиночку не выжить

Подобные «теневые» экономические взаимоотношения надо ломать. Мелким хозяевам, интересы которых оказываются ущемлены, жизненно необходимо объединяться в агрохолдинг, который будет решать их финансовые, организационные, логистические и другие вопросы, обеспечивать хозяйственную деятельность, займется также созданием перерабатывающих мощностей.

В этом случае и характер статистической отчетности изменится. Показатели производства сельхозпродукции и ее реализации разнятся сегодня в десятки и более раз. Это результат банальных приписок, продажи товара без участия государства и соответственно налоговой службы. Для изменения положения дел необходима воля сельхозтоваропроизводителей интегрироваться. Но самим им будет трудно справиться. Они надеются на мудрое вмешательство государства. Без его направляющей роли не обойтись.

В сельской администрации Новкус-Артезиана, предваряя запланированное мероприятие УФМС, состоялся разговор «за жизнь» с теми, кто работает на этой земле. Объединяющая структура уже создается, считает руководитель КФХ Заурбек Шерпеев. Происходит это пока стихийно, «снизу», как принято говорить. Для начала сельхозтоваропроизводители создали «общий котел» для финансирования безотлагательных социальных проблем муниципального образования - ремонта детского сада, школы и др. Но уверены, могли создать куда более мощный агрокомплекс, если бы имели долгосрочную реальную финансовую поддержку.

В разговоре принимали участие еще два фермера. Один занимается выращиванием зерна. Другой плюс к тому еще и животноводством: держит на откорме 150 голов овец. Проблемы общие. Зерно продают в Дагестан ниже рыночной цены. Мясо - перекупщикам вовсе за бесценок - 170 рублей за килограмм (сравните: в столице дают до 800 рублей). Оба понимают необходимость создания структуры, которая помогла бы им работать эффективнее. У Заурбека Шерпеева покрупнее хозяйство - в нем работают более 600 человек. Но и он убежден, в одиночку выживать становится сложнее.

О чем еще говорили местные сельхозтоваропроизводители. Проблем хватает. Банки отказываются кредитовать, ссылаясь на сложные экономические условия. И это при том, что взятые ранее займы возвращены сполна и в срок. А как развиваться без заемных средств? Положительно отозвались о краевом фонде микрофинансирования, где можно получить финансы на развитие под приемлемые проценты. Однако для решения некоторых производственных задач требуются суммы покрупнее, чем может предоставить эта государственная структура. Погектарную поддержку не могут получить на весь зерновой клин. Потому что не все пайщики поставили землю на учет в Росреестре. А это одно из условий получения дотаций. Чиновники верят не фактически выполненной работе, а бумаге.

«Роль государства в поддержке сельхозпроизводителей, безусловно, необходима, - резюмирует услышанное министр Александр Коробейников. – И на федеральном уровне этот вопрос определен как один из самых приоритетных. Эту тему и у Президента, и у Председателя Правительства РФ поднимает губернатор Владимир Владимиров. Но и от нас с вами на местах очень много зависит. Пора всерьез начинать заниматься сельским хозяйством, а не выжимать из земли все возможное, не думая о завтрашнем дне. Сегодня все бросились выращивать зерно, что повыгоднее. Но ведь так быть не должно. В каждом поселении, в каждом районе должны появиться перспективные программы развития сельского хозяйства с учетом особенностей земельных, водных ресурсов. Мы должны восстановить былые объемы производства зерновых, мяса, винограда, овощей. Всерьез заняться пастбищами, не допустить опустынивания земель.

Только в условиях интеграции, ко-операции можно будет говорить о создании системы переработки и поставки крупных оптовых партий продуктов питания на рынок. Вот тут можно и попросить у государства долгосрочные инвестиции, которые с лихвой окупятся.

Но никто на местах не хочет брать на себя дополнительную ответственность. Все предпочитают ждать. Восточные районы находятся в значительно более трудных условиях по сравнению с другими районами. Значит, нам надо первыми начинать. И я уверен, нас поддержат».

В заключение А. Коробейников поблагодарил руководство УФМС по Ставропольскому краю за то, что сочли возможным провести столь важное совещание в самом отдаленном районе края, непосредственно там, где накопилось за десятилетия множество горящих проблем. В то время как ряд федеральных структур выводит свои подразделения из восточных районов (это налоговая служба, Пенсионный фонд, Сбербанк, Россельхозбанк и др.), миграционная служба, напротив, идет навстречу людям.

«Очень надеемся, что почин миграционной службы будет поддержан, - сказал А. Коробейников, - люди почувствуют, что их не бросают. А значит, начнет оставаться молодежь, будет достойная смена старшим, которые сделали все возможное, чтобы сохранить эту уникальную землю».

«Пора объединяться»
Газета «Ставропольская правда»
22 сентября 2015 года