11:14, 14 августа 2015 года

К 100-летию художника Михаила Толстикова представлена выставка в изомузее Ставрополя

Экспозиция не только подробно рассказывает о творческом пути мастера, но и приоткрывает страницы жизни, где есть место большим победам и тяжелым испытаниям, всерьез повлиявшим на его судьбу и восприятие жизни. Подобные выставки для зрителя имеют не только особую содержательную ценность – это заслуживает отдельного разговора, но и в идейном смысле наполнены глубиной.

Михаил Толстиков – ху­дож­ник-реалист, он писал портреты, пейзажи, натюрморты. Ушел из жизни пятнадцать лет назад, но память о нем жива в его прекрасных работах и воспоминаниях, которые хранят близкие и друзья. Часть его картин хранится в музее села Кугульта, откуда художник родом, часть – в краевом музее. Есть работы, пополнившие частные коллекции. В эти дни познакомиться с творчеством М. Толстикова можно ближе, ведь экспозицию составили в том числе и картины, которые выставляются впервые!

Более сотни работ разных лет дают представление об индивидуальном творческом почерке Михаила Пантелеевича. При беглом осмотре экспозиции может показаться, что один и тот же образ переходит с картины на картину, обживает ее пространство, приглашает в гости разных героев, и протекает здесь целая жизнь… Выставка – это одна большая история, история страны, история отдельно взятого человека. Но надо сказать, что и биография художника заслуживает внимания. Михаил Толстиков родился в 1915 году в селе Кугульта (ныне Грачевский район) в многодетной семье. Благодаря школьному учителю, который заметил в нем тягу к рисованию, в начале 30-х годов он поступил в Москве в художественный техникум, а потом продолжил образование на живописном факультете Всероссийской академии художеств в Ленинграде. Учеба в академии была настолько успешной, что на пятом курсе Михаил Толстиков в числе двух студентов выдвигался на сталинскую стипендию.

Но вскоре в жизни перспективного молодого человека произошло событие, перечеркнувшее все планы и надежды. В 1940 году вышло постановление правительства об оплате учебы в высших учебных заведениях. Узнав о новой реформе, в учебной аудитории Михаил произнес роковую фразу: «Теперь будут учиться только богачи». О его реплике донесли, затем припомнили рассказанный им политический анекдот - и 10 ноября 1940 года Михаил Толстиков был арестован. По приговору суда почти семь лет он провел в исправительно-трудовом лагере.

В тяжелых условиях заключения художник не бросил своего увлечения и продолжал писать, а когда вернулся в родное село, устроился в школу преподавателем рисования и черчения, работал в мастерской.

Восстановиться в академии ему не удалось. Кроме того, двадцать пять лет М. Толстиков добивался членства в Союзе художников. «Можно было бы и забыть о прошлом, но слишком часто щемит сердце об утраченных, нереализованных возможностях…», - говорил он.

- Михаил Пантелеевич хотел стать профессиональным художником, - замечает работник краевого музея изобразительных искусств А. Колбасников. - И эта выставка - свое-

образный манифест стойкости человеческого духа.

Надо сказать, что художник не любил вспоминать о днях заключения, и этот период не нашел отражения в его творчестве. Наоборот, каждая работа наполнена светом и жизнью. Например, в пейзажах он тонко чувствовал природу, ее силу и могущество, ее дыхание, ее гармонию. Душа автора присутствует в каждом созданном полотне. Он в самом простом и обыкновенном старался отыс-кать глубоко трогательные черты. Его работы учат человека видеть прекрасное, не бояться трудностей и всегда оставаться честным перед собой и окружающими.

Посетитель выставки окунается в мир синих, красных, зеленоватых цветов, видит жизнь такой, какая она есть - в ее обычной суете. Вот пожилая карачаевка, видимо, задумалась о житейских хлопотах, а вот счастливые молодожены робко застыли рядом друг с другом…

В творческом наследии М. Толстикова сохранилась уникальная серия графических работ, созданная в 1950-е годы. Это автопортреты, выполненные тушью, карандашом или акварелью. День за днем художник всматривался в себя, будто пытаясь что-то найти, понять. В небольших работах его взгляд то грустный и спокойный, то испытывающий или задумчивый. Автопортретная серия создавалась около двух лет. Как подчеркивают искусствоведы, таким способом М. Толстиков хотел увидеть, как влияют те или иные события на личность.

В день открытия выставки в стенах музея было многолюдно, хотя, как известно, в теплые деньки люди не особо жалуют такие мероприятия. Вспомнить Михаила Пантелеевича пришли его ученики, друзья, коллеги, родственники. По их словам, художник был жизнерадостным человеком и никогда не говорил о тяготах бытия. Он запечатлел в своих работах и дочь Елену Гисцеву, которая спустя годы с ностальгией вспоминала о времени, проведенном в мастерской отца:

- Сегодня я могу видеть себя на картинах маленькой девочкой. Помню, позировать приходилось по нескольку часов в день, было непросто, но я любила такие моменты, потому что мы могли долго говорить на разные темы.

С особой теплотой о М. Толстикове отзывались и председатель краевого Союза художников Сергей Паршин, и директор изомузея Зоя Белая.

- Творчество художника требовало от нашего коллектива тщательной работы: экспозицию мы задумали представить как единый рассказ. Чтобы посетители смогли прикоснуться к судьбе мастера: понять, о чем он думал, что любил, во что верил, – отметила З. Белая.

Нельзя забывать прошлое, ведь оно часть настоящего и будущего. В этой длинной временной цепочке человек может сделать что-то особенное для людей, а может прожить обычную, ничем не примечательную жизнь. Но кто его за это осудит? Михаил Пантелеевич был из тех людей, чье наследие еще долгие-долгие годы будет трогать сердца, напоминать о важных ценностях – доброте, честности, искренности. Он из того класса художников, на чьем творчестве можно учиться не только искусству, но и восприятию жизни. Михаил Толстиков размышлял: «Об искусстве в последнее время перестали в нашей среде говорить. Кажется, что это как будто бы и неуместно. А все потому, что захлестнули житейские, бытовые потребности. Забота о хлебе насущном. И непонятно, что осталось в душе художника, действительно ли ничего не осталось? Думаю, что осталось и сидит это в глубине в замороженном состоянии, в стадии зимней спячки. Но вот настает весна, расцветает творческий порыв, и появляется произведение, выражающее душу, и будет пир духа по-настоящему».

«Чтобы память не остыла»
Газета «Ставропольская правда»
19 августа 2015 года