06:54, 14 августа 2015 года

История старинного рода Мартыновых, потомственных дворян

Некоторые из них служили на Кавказе, однако, замечу, к дуэли с Михаилом Лермонтовым не имеют отношения. Но род весьма интересный, многие его представители были военными, участвовали в Русско-японской войне, отличились в Первую мировую. По словам Наталии, еще в детстве она любила рассматривать фотографии предков. Тогда и зародилось желание побольше узнать о них. В архивах Санкт-Петербурга она обнаружила целый ряд документов, проливающих свет на жизнь представителей рода Мартыновых.

– В нем объединились и переплелись разные семьи, – рассказывает Наталия. – Первые сведения датируются 1780 годом. Речь идет об Андрее Мартынове, который служил в егерском полку прапорщиком, имел усадьбу в деревне Мартыновка Полтавской губернии. Федор Андреевич – второе поколение рода, Владимир Федорович – третье, Андрей Владимирович – четвертое, мой прадед Вячеслав Андреевич – пятое, мой дед Глеб Вячеславович – шестое, моя мать Тамара Глебовна – седьмое, я и моя сестра Ольга – восьмое поколение.

У Наталии есть дочь Анна и сын Александр, а у ее сестры – сын Мирослав. И уже у детей появилась гордость за дедов-прадедов, они проявляют любопытство, расспрашивают о жизни рода.

Признаюсь, мне импонирует настойчивость, с которой Наталия ведет поиски своей родословной. Знакомясь одновременно не только с деталями генеалогического древа одной большой семьи, но и с историей Российского государства. Подобно археологу, ведущему раскопки, бережно прикасается к далекому прошлому.

– Многие мужчины рода Мартыновых, – увлеченно рассказывает Наталия, – служили Отчизне честно, воевали храбро, за что получили боевые награды. К примеру, мой прапрадед Андрей Владимирович – кавалер орденов св. Станислава 2-й и 3-й степени, св. Анны 2-й и 3-й степени, св. Владимира 4-й степени – имел серебряную медаль в память царствования императора Александра III. Был произведен в генерал-майоры, воспитал восемь (!) сыновей и дочь. Третий его сын, Вячеслав, мой прадед, в 32 года уже заслужил бронзовые медали в память о Русско-японской войне и в честь 300-летия Дома Романовых. Как удалось узнать, последняя, кстати, сделана по эскизам его двоюродного брата.

Наталия показывает уникальный архивный документ – донесение начальника штаба Верховного Главнокомандующего русской армией от 4 октября 1914 года, в котором он просит императора Николая II наградить штабс-капитана Осовецкой крепостной артиллерии Вячеслава Мартынова «за доблестный подвиг, совершенный с очевидною опасностью, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу, а именно: находясь в госпитале на излечении, он ушел из госпиталя и прибыл в крепость Осовец, вступил в командование башней на Скобелевской горе. Во время боев 14 – 16 сентября находился на открытой наблюдательной вышке и руководил стрельбой под сильным бомбовым и шрапнельным огнем противника. Когда неприятельский снаряд попал в пороховой погреб и ему угрожал взрыв от начавшегося пожара, штабс-капитан Мартынов энергичными действиями прекратил пожар и предотвратил взрыв погреба, в котором находилось значительное количество артиллерийских снарядов».

За умелые действия Вячеслава Мартынова наградили орденом св. Георгия 4-й степени. К сожалению, в дальнейшем в ходе защиты крепости Перемышль официально он пропал без вести, хотя, по рассказам очевидцев, был завален в наблюдательном пункте одного из фортов во время обстрела крепости немецкой артиллерией.

Это служба, а что известно о его личной жизни? И на это у Наталии есть ответ. Вячеслав Андреевич родился в 1883 году в Курской губернии, воспитывался в Московском кадетском корпусе, окончил артиллерийское училище, а затем офицерскую воздухоплавательную школу. Вячеслав Мартынов был женат на княжне Ольге Хованской. Знаменитая опера «Хованщина» как раз отображает недолгое царствование в Смутное время одного из видных представителей этого рода. Так вот, у супругов родились сыновья Игорь и Глеб – дед Наталии по матери.

Таким образом, Наталия не только из военного рода Мартыновых, но и из княжеского рода Хованских. А вот сегодняшний потомок рода Аскольд Хованский, который детально изучил в архивах свое генеалогическое древо, обнаружил, что в представителях рода течет еще и кровь Дмитрия Донского! Но это уже, как говорится, другая история.

Анатолий БЕРШТЕЙН
«До восьмого колена»
Газета «Ставропольская правда»
14 августа 2015 года