07:03, 15 июля 2015 года

Похвала Владимиру Красно Солнышко

Как уже сообщалось, скоро нас ждет большое событие: в рамках Всероссийского празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси – князя Владимира и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 19 по 22 июля ковчег с мощами равноапостольного князя Владимира будет принесен в Казанский кафедральный собор Ставрополя. Об этом наша беседа с мирополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом.

- Ваше высокопреосвященство, в центре предстоящего события - интересная фигура человека, с одной стороны, вроде бы хорошо известного, а с другой, оказывается, не так уж и известного. Личность удивительная, противоречивая, незаурядная.

- Вот поэтому мы широко отмечаем 1000-летие преставления Святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, как его называют, или Красно Солнышко, как отразили летописи его народное прозвище. Этой дате посвящаются многочисленные акции - выставки, концерты, встречи, устанавливаются памятники. И все это замечательно, но главное, вспоминая человека, его деяния, мы должны осознать, что значат его деяния для нас, жителей ХХl века. Историки до сих пор изучают то, что было сделано когда-то князем Владимиром, кем он был для жителей XII века. Хотя письменных свидетельств, увы, до нас дошло мало. Мы знаем его как руководителя Русского государства, Святой Руси, внука равноапостольной княгини Ольги. Конечно, это она заложила в него христианские начала - молитвой, беседами, и со временем эти начала проросли в нем.

- Но не сразу, судьба у него была очень непростая.

- Важно понимать, что он был человеком своего времени - по сути, язычником, жившим по установкам той эпохи. При нем, например, совершилась казнь святых мучеников Федора и Иоанна, принесенных в жертву языческим идолам, в которых веровали тогда русские люди. Этот известный факт говорит еще и о том, что уже тогда было немало христиан на Руси, начали появляться православные храмы.

- Недаром предание говорит о том, что еще апостол Андрей Первозванный доходил до Киева, бывал на Кавказе... Оттуда тянется ниточка духовная.

- Конечно, ведь на Черноморском побережье с первых веков новой эры действовали целые епархии. Они периодически уничтожались иноверским окружением, потом снова возникали. И на Руси некоторые люди принимали крещение, особенно те, кто напрямую общался с греками, с которыми шла активная торговля... Доныне многие порой задаются вопросом: почему князь Владимир принял христианство? Как известно, он основательно изучал и другие религии, с этой целью посылал своих послов и принимал миссионеров разных религий. Князь обладал пытливым умом, государственным мышлением, способным анализировать. Сам подолгу беседовал с мусульманами, западными христианами-католиками, иудеями. Что такое было к тому времени православие? За десять веков христианство многое пережило, число мучеников за веру насчитывало уже тысячи человек, действовала огромная Константинопольская православная церковь, существовало немало монастырей как в самой Византии, так и в Палестине, Египте, других странах Ближнего Востока.

Конечно, князь Владимир не мог этого не знать. На него не могли не произвести впечатление слова послов, вернувшихся из Софии Константинопольской и признавшихся, что не в силах описать испытанные там чувства, настолько их поразили красота, величие православного богослужения. Так постепенно святой Владимир пришел к православию. Он, конечно, сравнивал новую веру с бытовавшими языческими ритуалами.

- А ведь и сегодня мы видим примеры обращения к язычеству. Откуда такая тяга к темным воззрениям?

- Действительно, есть увлечение неоязычеством, причем в различной среде - у представителей интеллигенции, служащих, даже, как ни странно, у силовиков и казаков... Причин тому несколько. Во-первых, в духовном вакууме, образовавшемся после времени советского государственного атеизма, многие еще не успели обрести православие, прийти в храм, да и самих храмов было очень мало. Негативную роль сыграл также национализм, который прямо-таки подталкивает людей к нео-язычеству. Применительно к Кавказу приводятся такие аргументы: дескать, нужно противопоставить нашу силу славянскую силе кавказской, а православие - это смирение, это «подставь другую щеку» и так далее... Полная чушь и заблуждение! Вся российская история говорит о том, что православный русский Иван не потерпел поражения ни в одной крупной серьезной вой­не. Сколько раз он спасал Европу и другие края от страшных сил антихриста - Наполеона, Гитлера, стремившихся к мировому господству.

- Да и от татаро-монголов заслонил в свое время.

- Совершенно верно. И как можно говорить при этом, что православие - религия слабых... Но порой это, увы, срабатывает. А некоторые языческие верования нам экспортируют из-за рубежа, тут уже речь о конкретном западном проекте.

- Сильная Россия Западу не нужна.

- В 90-е годы не получилось с иеговистами, теперь решили попробовать через неоязычников оказывать влияние на умы. А почву удобную дает еще и низкий уровень образования в российском обществе, уровень культуры поведения, отношений между людьми, прежде всего в семье... Маленький мальчик десяти лет признается священнику, что выражается матом. Это вызывает слезы на глазах и душевную скорбь: он ведь в своей семье набирается такого. Потому люди, находящиеся на таком уровне, в религиозном отношении не могут подняться до православия. Между тем, как нам говорит богословие, религиозное чувство заложено в каждом человеке. Еще древние путешественники подмечали, как дикие племена на совершенно изолированных от мира островах все равно таким чувством обладали. Только реализует его каждый на своем уровне. И если князь Владимир смог подняться до такой высоты, то кто-то и в наш век не смог.

- Владыка, получается, что отмечаемый сегодня юбилей, связанный с именем князя Владимира, можно рассматривать и как своего рода призыв Крестителю Руси снова помочь нам в духовном просвещении.

- Конечно, мы обращаемся и к нему как к святому человеку, и к великому делу Крещения, им совершенному. Да и после факта Крещения ему еще пришлось много потрудиться в борьбе со жрецами, не желавшими терять власть над народом, и довольно долго язычество жило, в том числе и среди князей русских. И все же постепенно семя христианское взрастало. Православие сумело не только собрать воедино русичей, но и оказалось способно принять с любовью иноверцев из других народов, живущих в России столетиями. Если сегодня мы хотим иметь сильное государство, надо помнить о том, что условием тому, духовной основой, совестью народа всегда было православие. Православие - универсальная религия, исповедуемая людьми разных национальностей по всему миру, разных традиций, что не мешает им быть едиными в вере в Христа Спасителя.

- Ваше высокопреосвященство, как же будут проходить торжества, приуроченные к большой дате?

- Как известно, в этом году был издан указ президента о праздновании этого юбилея на государственном уровне. В оргкомитет вошли представители и власти, и Русской православной церкви. По всей стране, в каждом регионе, в каждой епархии реализуются масштабные планы мероприятий, в том числе и в нашей Ставропольской действует своя рабочая группа, в ее составе представители губернатора, депутаты краевой Думы, министерств культуры и образования, научной общественности, администрации краевого центра. Так, нынче различные акции Дня славянской письменности были посвящены святому Владимиру, как и интересные историко-художественные выставки, и многое другое. Недавно известный домашний театр из Грачевского района поставил целый спектакль на основе знаменитого «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Этот удивительный богословский труд, содержащий высокую «похвалу Владимиру Красно Солнышко», трогает сердце своим искренним пафосом. В крае прошел конкурс на школьное сочинение о князе Владимире и значении крещения им Руси, поступило около 200 работ, в сентябре подведем итоги и будем отмечать лучших.

А кульминацией торжеств станет принесение ковчега с частицей мощей князя Владимира в Ставрополь, к нам он прибудет из Черкесска. В полдень встречаем святыню в Казанском кафедральном соборе, где откроем доступ для верующих с 8 до 20 часов, будут совершаться богослужения. Вообще хочется сказать: это ведь удивительно, что через годы лихолетья святыня дошла до наших дней, теперь она хранится в храме Христа Спасителя в Москве. И вот в главном соборе Ставропольской епархии все дни ее пребывания будут идти литургии, молебны с акафистом о князе Владимире, в ходе которых будут сменять друг друга священнослужители разных благочиний, приходов. А 22 июля так же торжественно мы проводим святыню в ее дальнейший путь по России.

- Однако на этом празднование не завершается, а входит в другую фазу.

- Да, в частности, 24 июля рядом с Казанским собором по инициативе нашей епархии будет открыт памятник императору Николаю Первому. Дело в том, что этот император сделал немало для города Ставрополя и губернии, подписал ряд указов и распоряжений, в том числе проект строительства города, указ об учреждении нашей епархии, проект Казанского собора. Он приезжал в Ставрополь, его именем назван был проспект, ныне Карла Маркса. Надеюсь, со временем проспекту вернут его первоначальное имя....

Ну и уже сейчас десятки людей готовятся к массовому крещению на Холодных родниках в Таманском лесу. Ежегодно оно совершается в день памяти князя Владимира, 28 июля. А поскольку 28-го всех архиереев собирают в Москве в храме Христа Спасителя, где пройдет главное - общероссийское - празднование, поэтому здесь, в Ставрополе, мы проведем крещение в воскресенье, 26 июля. Особенностью нынешнего станет то, что в процесс крещения будет вплетаться крещальная литургия, это будет очень красиво. Хотел бы призвать ставропольцев прийти, увидеть и услышать все своими глазами и ушами. А после службы там же состоится большой концерт. Словом, надеемся, будет большой праздник, а проведение его на природе как бы приближает нас к самому событию Крещения русского народа Святым князем Владимиром.

«Похвала Владимиру Красно Солнышко»
Газета «Ставропольская правда»
15 июля 2015 года