07:07, 15 июля 2015 года

Оспорить сделку по формальным основаниям бизнесу стало сложнее

Довольно большой объем изменений в ГК РФ пришелся и на этот год. О поправках, вступивших в силу в январе, марте и апреле, мы уже информировали читателей. Большой блок нововведений начал действовать с 1 июня 2015 года. Ключевые новации разъяснил наш постоянный эксперт Роман САВИЧЕВ, возглавляющий одно из крупнейших на Юге России «Юридическое агентство «СРВ»:

- Большинство новелл является отражением сложившейся судебной практики. Правки в ГК РФ, которые действуют с 1 июня, вносят целый ряд новых правовых инструментов, которые могут использовать стороны сделок для структурирования договорных отношений. Крайне важно, что поправки помогут бизнесу лучше защищать свои интересы в ходе судебных разбирательств.

С одной стороны, российское законодательство пополнилось новомодными новеллами, например, обеспечительного платежа, опционного и рамочного договоров, заверений об обстоятельствах, возмещения потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств. За отсутствие этих понятий нередко российское гражданское законодательство называли не отвечающим современным реалиям. Но, на мой взгляд, более важными являются изменения фундаментальных положений так называемого обязательственного права.

Дело в том, что отсутствие в российском праве некоторых упомянутых положений если и создавало кому-либо неудобства, то и представителям иностранных юридических фирм, привыкшим структурировать сопровождаемые ими масштабные сделки - как правило, в сфере слияний и поглощений бизнеса - в понятном и привычном для них англосаксонском правовом поле. Работающие же в России юристы, специализирующиеся на хозяйственном правосудии, хорошо знают, что отсутствие подобных институтов в российском праве ни в коей мере не препятствовало включению их в сделки и в отсутствие специального упоминания о них в законе. Ведь, к примеру, положения о свободе договора содержатся в действующем ГК РФ с самого первого дня его действия, то есть с 1995 года. Поэтому любой практикующий юрист подтвердит, что опционы, рамочные договоры и требования о возмещении потерь, возникших в случае наступления определенных в договоре обстоятельств, - это институты, которые широко у нас применялись и до 1 июня 2015 года.

Но на что же тогда юристы-практики обратили особое внимание? Очевидно, что продолжен курс на прекращение порочной практики оспаривания сделок недобросовестной стороной лишь по формальным основаниям. Год назад, 1 июля 2014 года, статью 166 ГК РФ дополнили пунктом, в котором указано, что заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на это лицо действует недобросовестно. В частности, если его поведение после заключения сделки давало основания другим лицам полагаться на действительность сделки. Теперь этот принцип более четко прописан. Таким образом, сторона, которая приняла от контрагента исполнение по договору (речь идет об осуществлении предпринимательской деятельности) и при этом полностью или частично не исполнила свое обязательство, не вправе требовать признания договора недействительным. То же правило теперь действует в спорах о признании договора незаключенным, а также в спорах о допустимости одностороннего отказа от договора.

С той же целью сократить возможности недобросовестного оспаривания договоров в ГК РФ зафиксировано правило, положившее конец абсолютизации положения о государственной регистрации сделок. Раньше его нарушение однозначно рушило договор, теперь же подход будет более взвешенным: отсутствие такой регистрации дает право ссылаться на незаключенность договора лишь третьим лицам, а стороны теперь такого права лишены.

Также стало возможным устанавливать штраф за односторонний отказ от исполнения обязательств в рамках предпринимательских отношений. Письменное признание долга по истечении срока исковой давности будет ее восстанавливать. Поручительство будет обеспечивать не только денежные, но и неденежные обязательства. Уменьшение неустойки в предпринимательских отношениях будет возможно только в исключительных случаях: по заявлению должника или если будет доказано, что взыскание неустойки в таком размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.

Кроме того, серьезно изменились положения о поручительстве. Отныне введен институт независимой гарантии. Раньше ее могли выдавать только банки и страховые организации, теперь же такое ограничение снято. Более того, законодательно легализован такой вид современных доказательств, как электронная переписка.

Если кратко сделать обзор новаций гражданского законодательства этого года, то напомню, что с 1 января 2015 года в ГК РФ внесены масштабные поправки, посвященные интеллектуальной собственности и коммерческой тайне. Со 2 марта вступила в силу поправка, касающаяся признания судом недействительности сделок, - здесь речь идет о тех, что совершены гражданином, впоследствии ограниченным в дееспособности из-за психического расстройства, по иску его попечителя. Сделка может быть признана недействительной в том случае, если будет доказано, что в момент ее совершения гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими и другая сторона сделки знала или должна была знать об этом. В силу разных причин уверен, что на практике такая норма будет применяться нечасто. Серьезные изменения вступили в силу с 1 апреля. Изменились правила ГК РФ об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также об отчуждении недвижимости в связи с таким изъятием. Об этом мы подробно уже разговаривали на страницах «СП».

Юлия ПЛАТОНОВА
«В защиту бизнеса»
Газета «Ставропольская правда»
15 июля 2015 года