16:46, 14 июля 2015 года

На фестивале «Гречишкинская весна» каждый мог увидеть, как создаются картины

На максимальной высоте

«Гречишкинская весна» отличается своей обращенностью к внешнему миру, предпочитает не замыкаться в себе, а искать общения, приносить пользу и дарить особые подарки. С одной стороны, здесь происходит творческий обмен, с другой – общение с публикой. Согласитесь, что мы, посетители выставок, в залах музеев всегда видим конечный результат работы. Концепция «Гречишкинской весны» позволяет в фестивальные дни любому человеку не только наблюдать за процессом создания картины, но и попробовать себя в роли художника!

Не первый год «Гречишкинскую весну» поддерживают министерство культуры Ставропольского края, Южное региональное отделение Российской академии художеств, Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, администрация Татарского сельсовета и объединение художников Юга России «Колесо». В таком прочном союзе «Весна», кажется, размывает все границы, проникает в сердце каждого человека.

Ежегодно участники фестиваля выбирают для вдохновения живописные окрестности села Татарка и города Ставрополя. Их привлекают виды с вершин Стрижамента, Недреманной, Лысой, которые в свое время писал и П. Гречишкин. В фестивальные дни проходят мастер-классы для учащихся образовательных и детских художественных школ, для воспитанников детских садов. В общем, концентрация творческой энергии держится на максимальной высоте.

В этом году фестиваль стартовал в начале июня.

– В силу различных причин сроки проведения открытого пленэра мы перенесли с мая на июнь, а название у фестиваля не поменяли, потому что слово «весна» в данном случае – это период творчества, а не время года, – рассказал куратор проекта, член Российской академии художеств, скульптор Георгий Мясников.

Мощь фестиваля с каждым годом растет, расширяется география городов, откуда приезжают художники и куда отправляются итоговые работы. В этот раз «Весна» собрала художников из Ставрополя, Москвы, Новороссийска, Ростова-на-Дону, Кавказских Минеральных Вод, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чеченской Республики. Ее образ сложился из множества узнаваемых лиц: Александра Бабича, Олега Калайтанова, Сергея Колесникова, Михаила Пилюгина, а также новичков, совершающих первые шаги в искусстве.

Старт нынешнему фестивалю был дан в Ставрополе, а в полную силу свои крылья он расправил в селе Татарка – на родине выдающегося мастера пейзажа Павла Гречишкина. По сложившейся традиции открытие прошло в картинной галерее Павла Моисеевича. Георгий Мясников подробно рассказал, в чем же неповторимость «Весны».

– Затевая фестиваль, мы ориентировались на формат творческой дачи, когда художники с разным уровнем мастерства, разным стилем письма, разными взглядами на творчество работают плечом к плечу, обмениваются опытом, обсуждают работы друг друга. «Сваливая» искусство в единый котел, мы получаем прекрасный результат. Еще один важный момент: встречаться, работать вместе – это очень важно для художника любого времени. Скажем честно, сегодня наше искусство не пользуется большим авторитетом и популярностью, а основная масса произведений, которые выставляются на разных площадках, имеет одно общее название «купи меня». Исчезли картины, которые писались для души. Причин тому множество, прежде всего, художник сегодня брошен в товарно-денежные отношения, вот и пишет то, что можно продать...

Но «Гречишкинская весна» – это совсем другое. Она возвращает в те времена, когда мастера кисти работали по велению души и были просто необходимы зрителю всех возрастов…

ВДОХновение!

Павел Моисеевич Гречишкин, один из самых известных художников Юга России, родился в многодетной крестьянской семье. Родное Ставрополье – светлый исток его творчества. Именно эта земля открыла в нем страсть к живописи, неиссякаемую любовь к природе, желание сохранить и донести до людей ее совершенство и чистоту. Он, воспевая красоту мира, почти восемь десятилетий держал кисть в руке. Рисуя с шести лет, за свою жизнь, по его собственным словам, «нарисовал семь километров картин».

В местах творческого вдохновения художника трудились и участники этого фестиваля. Каждый день был распланирован буквально по минутам. Одни к работе приступали с восходом солнца, другие – ближе к вечеру. По их творческому, безумному графику существовало фактически все село. Жители Татарки с удовольствием включились в события, которые происходили на их земле. По утрам, встречая художников с этюдниками, идущими на пленэр, они не отказывали себе в соблазне отправиться вместе с группой на природу.

…Первый день в Татарке прошел с особым размахом. Русскими народными и казачьими песнями гостей встречала вокальная группа народного хора «Сударушка». Задорные песни не могли не вдохновить, правда, тогда солистки замечательного коллектива еще не знали, что их портреты украсят итоговые выставки.

А еще в эти незабываемые дни прошли мастер-классы для детей в пришкольных лагерях. Художница Елена Серова с первой «Гречишкинской весны» взялась проводить профессиональные уроки рисования. Ее полюбили учителя и ребята за интересные занятия. В этом году она показала технику рисования акварелью. Вскоре дети сами смогли нарисовать рыбок, птиц и кошек, а их наставница поделилась:

– Когда видишь, как рисуют дети, какие они создают не-обыкновенные работы, то бежишь к листу бумаги, чтобы тоже написать что-то волшебное! Кстати, в эту «Весну» 35 художников написали более трехсот полотен! В каждом – мысль, идея и душа…

Собранная из жемчужин

После итоговых выставок в Татарке и Ставрополе (нам в этом смысле очень повезло) фестивальные работы отправляются в другие населенные пункты.

– А вы знаете, сколько людей потом на итоговые выставки приходит! – с восторгом говорит Г. Мясников. – В этот день жители Татарки надевают лучшие наряды и отправляются в местный музей, чтобы найти в работах себя, глазами художников увидеть окрестности села.

Убедиться в правдивости этих слов можно было на закрытии «Весны» в музее села Татарка. В окружении прекрасных работ просто дух захватывало! Случайных людей тут не было, поэтому жители села, художники, организаторы открыто, как давние друзья, благодарили друг друга за прекрасные фестивальные дни. В разных красках, манере, стиле кисть художника отразила жизнь села. Герои картин – местные жители – с большим интересом разглядывали каждую работу. Героиней сразу нескольких работ стала вокалистка «Сударушки» Зоя Шерстабитова, которая призналась:

– С удовольствием включилась в творческий процесс: забыв о домашних хлопотах, каждый день по два часа позировала мастерам. Я впервые так близко наблюдала, как они работают, а сегодня, когда увидела картины на выставке, не могла сдержать радости.

Заведующая историко-краеведческим музеем села Татарка Татьяна Андрющенко в этот день не могла не вспомнить и о Павле Моисеевиче. Она рассказала историю своего знакомства с мастером:

– Одна из важных функций музея – собирать информацию о знаменитых людях села. Когда музей открывался, в нашем фонде появилась работа П. Гречишкина «Творческий пейзаж села Татарка», написанная в 50-е годы. Попала она в музей случайно, и, чтобы ее официально «прописать», нужно было разрешение автора. И я отправилась к Павлу Моисеевичу домой. Помню, вышел крупный сильный мужчина, немного недовольный тем, что его оторвали от работы, – в это время он писал картину. Уже в первые минуты мне стало понятно, что у него нет желания тратить время на длинные разговоры. Но в итоге мы проговорили очень долго. За душевным разговором затронули множество тем! В музее теперь хранятся мои записи той встречи.

А еще Татьяна Андрющенко рассказала, что жители Татарки очень любят свой музей. Например, когда здесь открывали выставку Павла Моисеевича, желающих побывать на ней было так много, что сотрудникам пришлось работать без выходных. И вообще сельский музей – это центр культурных событий для жителей, поэтому неудивительно, что «Гречишкинская весна» для них стала такой близкой и дорогой.

– Когда я увидела произведения участников нынешней «Весны» в одном пространстве, то не могла от восторга и слова вымолвить. Мы гордимся, что ваши работы украшают наш музей. Низкий вам поклон за творчество, – обратилась Т. Андрющенко к художникам.

Участники пленэра тоже поделились эмоциями. Заслуженный художник Чеченской Республики Магомед Закриев отметил, что ему было приятно побывать и поработать на тех площадках, где бывал и писал свои работы Павел Гречишкин. А член творческого Союза художников России Анатолий Соловцев справедливо заметил, что с каждым годом уровень мастерства участников растет.

Итогом работы фестиваля стала также выставка работ профессиональных и начинающих художников, открывшаяся в картинной галерее пейзажей П.М. Гречишкина в Ставрополе. Здесь от картин еще пахнет свежей краской, и, как заметил кто-то из организаторов, она собрана из настоящих жемчужин.

«Творчество не имеет границ»
Газета «Ставропольская правда»
15 июля 2015 года