Профильные отрасли, без которых наша современная жизнь была бы совсем другой, сосредоточены в комитете Думы СК по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ. Поэтому и ответственность его председателя Геннадия Ягубова особая. Разобраться в тонкостях предмета, принять единственно правильное решение, как лучше выстроить законотворческую деятельность в отношении профильных хозяйственных направлений думского комитета, – это все вопросы непростые. Сегодня Геннадий Ягубов отвечает на вопросы «Ставропольской правды».

Геннадий Ягубов

Геннадий Ягубов

– Геннадий Владимирович, обращаюсь к вам как к эксперту: насколько серьезно, по вашему мнению, нынешний кризис коснулся экономики края?

– Безусловно, как и другие регионы, кризисные явления Ставрополье не обошли стороной. В частности, увеличение темпов инфляции во всех сферах экономики не могло не привести к снижению инвестиционной привлекательности. Строительная отрасль как одна из самых чувствительных отраслей демонстрировала замедление темпов строительства, повышение стоимости жилья и, как следствие, снижение покупательной способности населения. Однако о каких-то необратимых процессах говорить рано.

Важную роль сыграл тот факт, что для сохранения темпов строительства, в том числе жилищного, проводилась активная государственная политика поддержки. В числе реальных мер субсидирование ипотечных кредитов из федерального бюджета (банки в настоящее время не в состоянии держать планку на уровне, доступном для населения). Учитывая, что ипотека становится основным видом приобретения жилья и улучшения жилищных условий, это очень крепкое «плечо», способное удержать отрасль на плаву, что, собственно, и происходит. Пусть не так быстро и эффективно, как хотелось бы, но ситуация стабилизируется.

Продолжается работа по сокращению административных барьеров, что позволяет уменьшить временной период для прохождения согласовательных процедур и получения необходимых разрешительных документов.

На федеральном уровне рассматриваются новые подходы к ценообразованию при строительстве объектов с привлечением бюджетных средств. Суть заключается в государственном задании по формированию исчерпывающей базы сметных нормативов стройматериалов и стоимости услуг машин и механизмов. Это позволит обеспечить формирование наиболее достоверной цены проекта.

Что касается кризисных явлений в сфере строительства с привлечением бюджетных средств, то некоторые изменения претерпели планы по строительству детских садов. На 2015 год в бюджете края предусмотрены средства на строительство дошкольных учреждений в объеме 1,128 млрд рублей. Эти средства распределены на продолжение строительства 13 объектов, включенных в подпрограмму 2014 года. В связи с принятием правительством края так называемого стресс-сценария бюджета-2015 на шести объектах на сумму 600 млн рублей строительство ведется, по четырем объектам в настоящее время решается вопрос на федеральном уровне по перечислению субсидий региону и возобновлению строительных работ, по трем детским садам работы пока заморожены. Что касается планов строительства учреждений здравоохранения, то они остаются без изменений.

– Любой кризис – это потери, недополучение доходов. Геннадий Владимирович, что вы скажете о ситуации в промышленной отрасли?

– Безусловно, промышленный комплекс играет важнейшую роль в экономике региона. На его долю приходится 18,1% валового регионального продукта (ВРП) и 18,7% численности работающего населения.

Так вот, дела в этой сфере идут очень даже предсказуемо. За 2014 год отгружено промышленной продукции собственного производства в объеме 259,8 млрд рублей, что на 6% больше, чем в 2013-м. Ну разве 6% роста плохо?

Индекс промышленного производства в 2014 году в крае составил 100,8%, а в среднем по России – 101,7%. Я считаю, наш регион по данному показателю выглядит достойно, особенно если учесть трудности в экономике, которые переживает страна в связи с кризисными явлениями, западными санкциями, срочной перестройкой мощностей на импортозамещение. Ситуация дает нам хороший шанс – для всех отраслей – укрепить экономику и подтянуть социальную сферу.

Идем далее по списку. За 2014 год объем отгруженной продукции собственного производства по основным видам промышленной деятельности составил по добыче полезных ископаемых 9,4 млрд рублей (41-е место в России), что на 12,9% больше уровня предыдущего года (22-е место в рейтинге субъектов РФ по темпам роста).

В структуре всего объема отгруженной продукции за прошлый год преобладают пищевые продукты (27,4%), передача и перераспределение электроэнергии (25%), продукты химического производства (19,1%). Не буду перечислять все цифры, просто отмечу, что есть рост по обрабатывающим производствам, производству и распределению не только электроэнергии, но и газа, воды. И более того, не отмечается оттока инвестиционного капитала из экономики края. Объем инвестиций в основной капитал в прошлом году в крае составил 143,1 млрд рублей, что на 3,3% превышает уровень предыдущего года.

– Какие законопроекты, принятые краевой Думой, сыграли значимую роль в развитии реального сектора экономики на Ставрополье?

– Это прежде всего законы «О промышленной политике на территории Ставропольского края», «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках», «Об инвестиционной деятельности на территории СК». Говорить об их пользе для края можно много. Отмечу главное. В каждом из них предусмотрены разного рода формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе предоставление субъектам инвестиционной деятельности налоговых преимуществ, субсидий за счет средств бюджета края, льготных ставок по арендной плате за пользование имуществом, находящимся в краевой собственности, предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налогов в случае необходимости, размещение бюджетных инвестиций в развитие и создание объектов внешней инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта, предоставление на конкурсной основе государственных гарантий СК, бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда СК и ряд других.

Особенно привлекателен для серьезных инвесторов Закон «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках». На резидентов РИПов распространяются формы государственной поддержки, предусмотренные законодательством Ставропольского края для субъектов инвестиционной или инновационной деятельности. Для них создаются площадки со всей необходимой для производственной деятельности инфраструктурой. В крае сегодня создано 12 региональных парков разной степени готовности, в которых работают 24 резидента.

– Закон перестает быть просто бумагой, когда в соответствии с написанным начинают расти производственные корпуса, расширяться действующие производства. Геннадий Владимирович, назовите, пожалуйста, несколько примеров по итогам прошлого года.

– Промышленным комплексом Ставрополья реализован не один инвестиционный проект. Вот несколько примеров из числа крупных. ОАО «Арнест» увеличило мощности по производству алюминиевых баллонов до 50 млн штук в год за счет приобретения, монтажа и запуска в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования стоимостью 540 млн рублей. ООО «СтавСталь» ввело в эксплуатацию первую очередь металлургического завода производительностью 350 тыс. тонн проката строительного сортамента в год. В рамках реализации проекта осуществлены инвестиции на общую сумму 5,8 млрд рублей и создано 229 рабочих мест. Строится вторая очередь. ООО автомобильная компания «Ставрополь Авто» ведет строительство автосборочного предприятия с глубокой степенью локализации мощностью 100 тыс. легковых автомобилей в год и объемом инвестиций более 9,6 млрд рублей. В строительстве завода участвуют инвесторы и контрагенты республик Северо-Кавказского федерального округа.

В 2014 году подписано соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между правительством края и компанией «ЕвроХим»: до 2020 года инвестор направит на модернизацию и строительство промышленных объектов ОАО «Невинномысский Азот» не менее 70 млрд рублей. «Ялка-Ставрополь» планирует инвестировать 350 млн рублей в строительство новых производственных мощностей по выпуску климатического оборудования: систем кондиционирования, вентиляции и холодоснабжения. Производство предполагается разместить на территории индустриального парка «Северо-Западный» в Ставрополе. Проведены переговоры с компанией «Бергер» (Республика Индия) о строительстве на территории края завода по производству лакокрасочных материалов.

Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику региона по-прежнему остается приоритетным направлением деятельности и губернатора, и правительства, и депутатского корпуса.

Объем инвестиций в основной капитал в 2014 году в Ставропольском крае составил 143,1 млрд рублей (27-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации), что в физическом выражении на 3,3 процента превышает уровень предыдущего года (24-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации по динамике инвестиций).

– Ставрополье причисляют к энергоизбыточным регионам. На этом основании ООО «Газпром энергохолдинг», в составе которого работает Ставропольская ГРЭС, лишило станцию проекта по строительству парогазовых генераторов последнего поколения. Тем временем, как свидетельствуют специалисты, ресурс действующего оборудования выработан. Технологически ГРЭС устарела. Могут что-то сделать депутаты, чтобы сдвинуть эту проблему с места?

– Действительно, такой проект был (в том числе было определено и место для установки ПГУ), однако, после того как владельцем акций стал Газпром, проект был приостановлен, и более того, передан другой станции. Краевая власть систематически направляет обращения и в ОГК-2, и в Правительство РФ, и в Минэнерго РФ с просьбой о модернизации ГРЭС. Но пока, к огромному сожалению, положительного решения мы не добились.

– Почему формирование железнодорожного состава «Ставрополь – Москва» передали Новороссийску? И что будет с рабочими депо, которые в итоге остаются без работы?

– Спасибо за вопрос. Ситуация всерьез обеспокоила депутатский корпус.

Учитывая, что транспорт – одно из направлений, курируемых нашим комитетом, мы направили запрос в профильное министерство РФ. Из ответа подведомственной Минтрансу АО «Федеральная пассажирская компания» следует: сокращения в Ставрополе – это часть плана мероприятий для обеспечения экономической стабильности. Одной из «мер снижения издержек производства является оптимизация малодеятельных и малозагруженных подразделений и участков». На этом основании руководством компании принято решение о реорганизации пункта формирования пассажирских поездов «Ставрополь», пассажирского вагонного депо «Минеральные Воды». При этом пассажирские поезда и пассажирские сообщения на данном направлении будут сохранены, а работа по их обслуживанию перераспределена между структурными подразделениями Северо-Кавказского филиала.

Периодичность курсирования поезда, как и прежде, составит 3 раза в неделю. Планируется увязать в общий оборот поезд «Ставрополь – Москва» с поездом «Новороссийск – Москва»: на станции Кавказской их будут соединять в общий состав. В летний период также будет курсировать прицепная группа вагонов сообщением «Адлер – Ставрополь».

Штатные единицы проводников пассажирских вагонов Ставропольского участка будут переданы в пассажирское вагонное депо Новороссийска, а Ставропольский пункт технического обслуживания пассажирских вагонов будет реорганизован в производственный участок по подготовке пассажирских вагонов в рейс. И в Ставрополе для проведения техобслуживания останется всего 6 человек.

В результате проведения организа-ционно-штатных мероприятий сокращению подлежат 114 человек, в соответствии с законодательством Российской Федерации и коллективным договором перевозчика для всех работников будет обеспечено неукоснительное соблюдение трудовых прав и гарантий. В настоящее время им предлагаются вакантные рабочие места в структурных подразделениях холдинга ОАО «РЖД».

– Хотелось бы знать, Геннадий Владимирович, ваше мнение относительно уже изрядно нашумевшего законопроекта о КМВ. Известно, что и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала этот еще «недонормативный» акт «бомбой замедленного действия» для курортного региона.

– Кавказские Минеральные Воды – один из старейших и богатейших курортов Российской Федерации, требующий особого подхода для его поддержания и развития. Предлагаемый Министерством РФ по делам Северного Кавказа законопроект призван сохранить и приумножить эколого-природный потенциал указанного региона и дать толчок для дальнейшего его развития.

Развитие привлекательности курортов, качества предоставляемых услуг, увеличение турпотока, привлечение инвестиций – все это, в свою очередь, позволит создать условия дополнительных бюджетных поступлений для нашего региона. Эта задача должна быть одной из приоритетных.

Кроме того, немаловажным является тот факт, что все решения в отношении осуществляемых действий будут носить согласованный характер. Для этого будет сформирован координационный совет по вопросам развития Кавказских Минеральных Вод, в задачи которого будет входить обеспечение согласованных действий и совершенствование механизмов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти регионов и органов местного самоуправления, на территории которых расположен курортный регион, в целях реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития курортного региона.

Хотя я знаю, что целый ряд его положений подвергается критике, в частности, отрицательно оценила документ Общественная палата СК. Думаю, что еще достаточно времени, чтобы урегулировать все несостыковки и несовершенства предлагаемого документа, который КМВ ждет уже давно.

– Большой проблемой остается снятие с маршрутов нелегальных, не имеющих лицензии перевозчиков на межмуниципальных и внутримуниципальных линиях.

– На самом деле нелегальные перевозчики, причем как на межмуниципальных маршрутах, так называемые маршрутчики, так и нелицензированные легковые такси, – большая проблема не только в крае, но и в стране в целом. Мы постоянно мониторим ситуацию, общаемся с коллегами из соседних регионов, комитет регулярно проводит совещания, и не только в стенах Думы, на эти темы, проводились выездные совещания в Нефтекумском, Изобильненском районах, в городе Пятигорске.

Что касается нелегалов-маршрутчиков, то здесь основной проблемой является то, что недобросовестные перевозчики под видом заказных осуществляют регулярные перевозки, разграничить которые очень трудно. И в этой связи комитетом в Госдуму РФ направлен проект федерального закона по внесению изменений в устав автомобильного транспорта. Проект прошел предварительную экспертизу, мы его доработали, надеемся, что этот документ в случае принятия изменит положение дел в лучшую сторону.

Что касается ситуации, связанной с развитием нелегальной деятельности в сфере перевозок пассажиров легковыми такси, то здесь существует ряд проблем, требующих не меньшего внимания органов власти, надзорных органов. Главным остается вопрос законности оказания юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, так называемыми диспетчерскими фирмами информационных услуг.

На каждом совещании в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан – пассажиров легкового такси я предлагаю рассмотреть вопрос размещения социальной рекламы в теле- и радиопрограммах, печатных изданиях в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». Мы, пассажиры, сами прежде всего должны заботиться о собственной безопасности и безопасности своих родных и близких. Лучше обращаться к законным представителям этого вида транспорта. Тогда будет порядок.

Кроме того, хорошие результаты в борьбе с нелегалами приносят совместные контрольные мероприятия с участием представителей Минтранса, прокуратуры Ставропольского края, сотрудников ГИБДД, ЦИАЗ, УФНС, Ространснадзора, представителей администраций муниципальных образований и городских округов.

За январь – апрель 2015 года из подразделений ГИБДД получено более 200 сообщений, в результате рассмотрения которых было вынесено 25 определений о возбуждении административного производства, составлено 20 протоколов, вынесено 15 постановлений о привлечении к административной ответственности. Сумма оплаченных штрафов за 2014 год составила 358000 рублей, за 2015 год уже 23000 рублей.

Работа ведется не только в краевой столице, но и в Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках, Минеральных Водах, Благодарном, Буденновске, Зеленокумске, Изобильном, Нефтекумске, Невинномысске, районных центрах.

– Будет ли секвестироваться дорожный фонд края? И если будет, то каким образом будем выполнять задачу, поставленную Президентом РФ об удвоении объемов строительства дорог в течение десятилетия?

– В соответствии с действующим стресс-сценарием бюджета края часть расходов заморожена до 1 августа 2015 года. В том числе это коснулось и дорожного фонда Ставрополья. Но говорить о секвестре преждевременно. По результатам анализа динамики фактического поступления доходов в краевой бюджет за первое полугодие 2015 года все расходы, полагаю, будут разморожены.

Сумма средств дорожного фонда, приостановленная к финансированию до 1 августа 2015 года, составила 1 млрд рублей.

Все поручения Президента Российской Федерации на территории края подлежат неукоснительному исполнению. Поэтому задача увеличения объемов дорожного строительства до 2023 года будет одной из приоритетных и будет реализовываться в соответствии с поступающими доходами в дорожный фонд

– Как можете оценить ситуацию в ЖКХ? Каких нормативных актов ждет отрасль? И почему пока не начинаем осуществлять капремонт многоквартирных домов?

– Вы задали очень серьезный и важный вопрос, ответ на который не может быть коротким. Проблема развития ЖКХ – одна из важнейших как в стране, так и в крае. В настоящее время, чтобы только нормализовать функционирование всех сетей, необходимо около 9 триллионов рублей по стране. Такая огромная сумма объясняется высоким уровнем износа коммунальных сетей, составляющим, по разным оценкам, от 60 до 100 процентов. Практически на уровне государства проблемам ЖКХ не уделялось внимания длительное время. Теперь в одиночку государство не способно справиться со всеми проблемами. Необходимо участие на всех уровнях: государственном, региональном, местном и населения.

– Тема капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов сегодня чуть ли не самая обсуждаемая.

– Краевой Закон «Об организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края» был принят еще в июне 2013 года. Депутаты уже три раза вносили в него изменения. И в настоящее время в нашем комитете находятся на рассмотрении очередные предложения по изменению документа. Очень важно ускорить проведение капремонта и устранить имеющиеся пробелы в законодательстве. Эта тема ежемесячно обсуждается в комитете депутатами и представителями профильных ведомств.

Следует отметить, что, несмотря на это, вопросов меньше не становится. Определенное беспокойство вызывают объективность сформированной фондом базы многоквартирных домов, перечня предусмотренных ремонтных работ, начало ремонта первых домов, осуществление доставки платежных поручений в населенных пунктах, где пока нет агентов, и как следствие – начисление пени из-за вынужденной просрочки взносов. Взносы на капремонт собственники многоквартирных домов начали уплачивать в феврале текущего года. Сейчас на счете регионального оператора более 150 млн рублей.

В этом году региональным оператором должно быть отремонтировано 266 многоквартирных домов в крае. В настоящее время проводятся конкурсные процедуры по отбору подрядных организаций, которым предстоит выполнять капремонт. Жители успокоятся немного только тогда, когда увидят уже отремонтированные дома.

Начат ремонт в 34 домах, собственники которых формируют фонд для капремонта на специальных счетах (всего таких домов 37). По 46 многоквартирным домам, выбравшим счет регионального оператора, работы не начаты: пока проводится подготовка конкурсной документации. Начало ремонта в домах запланировано на июнь.

– А что можно сказать сегодня о лицензировании деятельности управляющих компаний?

– Лицензии на управление многоквартирными домами получили 177 управляющих компаний, работающих на территории края. 30 компаний не смогли пройти лицензирование. В числе наиболее распространенных причин отказа в выдаче лицензии нарушения требований к раскрытию информации, недовольство жителей работой УК, а также задолженность УК за коммунальные ресурсы.

Однако дома, заключившие договоры управления с компаниями, которые не прошли лицензирования, не останутся брошенными. Жильцы таких многоквартирок (их в крае около 600) вправе выбрать другую УК либо организовать ТСЖ. Органы местного самоуправления сейчас помогают жителям организовать собрания, с тем чтобы принять соответствующие решения. До принятия нового выбора в прежнем режиме будет оказывать услуги «старая» УК.

– Вопросы переселения граждан из аварийного и ветхого жилья находятся на постоянном контроле комитета по промышленности, энергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Думаю, вам, Геннадий Владимирович, есть что об этом сказать.

– В рамках контроля по вопросу эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию программ капитального ремонта многоквартирных жилых домов и переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, депутатами комитета проведены рейды в Железноводске, Изобильном, Кисловодске, Минеральных Водах и Минераловодском районе.

По краевой адресной программе, рассчитанной на 2013 – 2017 годы, в списки включено 186 многоквартирных домов в 18 муниципальных образованиях, признанных аварийными до 1 января 2012 года. Ликвидация всего аварийного жилищного фонда на Ставрополье будет реализовываться в пять этапов. Общий объем финансирования краевой программы 1,4 млрд рублей, из них средств Фонда содействия реформированию ЖКХ 670 млн рублей.

За 2015 – 2017 годы планируется осуществить переселение 1 855 граждан.

– Геннадий Владимирович, какой КПД ожидаете от введения нулевой ставки для малого бизнеса? Какие категории предпринимателей смогут воспользоваться предусмотренными новым законом возможностями?

– Ставку в размере 0 процентов смогут применять индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные на территории Ставропольского края после вступления в силу принятого закона и в срок до 1 января 2017 года, применяющие упрощенную и патентную системы налогообложения, осуществляющие деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Предусматривается применение непрерывно не более двух налоговых периодов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Срок действия закона устанавливается с момента его официального опубликования и до 1 января 2019 года.

Документ разработан в целях государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом изменившихся экономических условий и направлен на стимулирование создания новых производств в промышленном комплексе Ставропольского края.

Говорить о каких-то конкретных цифрах пока еще рано. Но, я уверен, наше решение будет способствовать вовлечению в экономику края и тех, кто в настоящее время осуществляет неофициальную предпринимательскую деятельность. С законом лучше быть в ладах. Тогда и сон будет спокойным. Наша задача – привлечь все новации, которые могли бы расширить светлый сектор экономики и убрать тень.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ