06:41, 8 мая 2015 года

Ветерану Великой Отечественной войны Александру Костину исполняется 100 лет

Александр Константинович, пожалуй, самый старший в рядах участников Великой Отечественной, а может быть, он и самый почтенный гражданин Петровского района.

Дед Саша притворно возмущается:

– Ужас! 100 лет скоро! Знал бы мой дед-долгожитель, вот удивился бы! Когда я еще молодой был, не раз от него слышал: «Нет, Сашка, долго ты не протянешь, недолговечный ты». А оно вон как оказалось. Но вообще-то, сдал я, за зиму постарел. Чувствую, что слабею. Глаза почти не видят.

– Каково это ощущение: сто лет позади? Грустно?

– Хотите спросить, не страшно ли умирать? Смерти не боюсь, но пожил бы еще. Правда, по бабушке своей сильно соскучился, ее повидать очень хочу.

Бабушка – это жена. Вместе они 67 лет прожили, и уже 12 лет, как нет ее на этом свете.

...Когда началась война, Александр Костин уже носил военную форму – служил в рядах Красной армии. Участвовал в освобождении Бессарабии от румынской оккупации. На защиту Родины в 41-м встал одним из первых, попал в самое пекло. Воевал в пехоте в 74-й стрелковой дивизии на 2-м Украинском фронте. Помнит, как после одного из боев земля была словно усыпана ранеными и погибшими, шагу ступить негде было. Получил сильнейшее ранение в левую ногу, врачи даже ампутировать ее хотели – не дал. Но службу продолжать не мог. Больше года мотался по госпиталям. А потом в военкомате таким, как он, сказали, чтобы шли помогать фронту в тылу.

Домой вернулся в разгар жатвы. Вспоминает, как мать бежала через все поле, узнав о возвращении сына.

Рассказывая о том, как узнал о Победе, Александр Константинович заплакал – так же, как 70 лет назад. Навзрыд. Потом извинился, достал носовой платок и, вытерев слезы, сказал:

– Нервы уже не те. Утро 9 мая 45-го никогда не сотрется из памяти. Я тогда в Гофицком на мельнице машинистом работал. Все мы, калеки комиссованные, там трудились. Раньше обычного на работу пошел. Вдруг вижу, вдалеке девчонка, дочка нашего сторожа, бежит, платок с головы сняла, машет им и кричит: «Папка, война закончилась! Победа!». Чуть ноги от радости не подкосились. Плачем, рыдаем и кричим сквозь слезы: «Победа! Победа!».

70 лет прошло, а помнится то утро как сегодняшнее.

Елена МОЖЕВИТИНА
«Утро Победы»
Газета «Ставропольская правда»
8 мая 2015 года