06:24, 8 мая 2015 года

Ставропольский летчик Семен Лыкин был инструктором у Василия Сталина

Выписка из наградного листа от 19 мая 1945 года на представление к ордену Красной Звезды: «Капитан Лыкин С. И. в действующей армии с июня 1941 г. За время работы в полку на транспортном самолете С-47 совершил 92 рейса по переброске перегоночных экипажей и оборонного груза, из них на расстояние до 1000 км – 49 рейсов, до 3000 км – 10 рейсов, до 4500 км – 5 рейсов и свыше 4500 км – 28 рейсов. Всего перевезено 1840 человек и 23500 кг оборонного груза.

За время Отечественной войны в 4-м авиационном полку сделал 39 боевых вылетов, из них 21 ночью, по разгрому немецко-фашистских войск в районе Каховки, Смоленска, Витебска, Пскова и Погара.

За хорошую работу и успешное проведение 92 рейсов по переброске перегоночных экипажей достоин Правительственной награды – ордена Красной Звезды».

К слову, до этой награды на груди боевого летчика уже красовались два ордена Красного Знамени, три медали, среди которых и «За боевые заслуги».

Семен Лыкин родился в 1912 году в селе Летняя Ставка. До того как стать летчиком, пришлось потрудиться на земле. Был плугатарем, работал на стройке, трудился оросителем, приходилось таскать на себе треногу теодолита по горам Дагестана. Верхом мечтаний была профессия тракториста. Но жизнь повернула иначе – подняла парня в небо. Стал Семен представителем престижной профессии – авиатором. В то время развитие авиации в СССР переживало необычайный подъем.

Во время Великой Отечественной Семен Исидорович служил в дальне-бомбардировочной авиации. В начале войны ДБА использовалась и на передней линии фронта, а когда фашисты стали отступать, бомбардировщики уничтожали в глубоком тылу военные объекты и живую силу противника.

Вот что вспоминал о том времени сам Семен Исидорович: «Наш экипаж получил задание разбомбить немецкую автоколонну на шоссе на Мценск. Когда мой самолет снизился над колонной до 200 метров, немцы забегали, пытаясь уйти от возмездия. Но в живых из них мало кто остался. Метко сбросив фугасный груз, экипаж стал добивать фашистов из пулемета...

…Бывало, после выполнения боевого задания экипаж просил меня повременить с возвращением на аэродром, а зайти на обстрел других объектов. Помню, отбомбившись возле Вязьмы, мы шли в районе города Венево, где заметили автомашины противника.

– Товарищ капитан, – говорит мне Телеш, – давайте зайдем на машины.

И это было с его стороны не лихачество, а страстное желание нанести противнику как можно больший урон!».

А вот описание подвигов капитана Лыкина из газеты «Правда» от 7 ноября 1942 года:

«19 дневных и 20 ночных вылетов, 39 точных ударов по войскам, аэродромам, переправам противника. Две встречи с истребителями. Могло быть их больше, но Лыкин не считает за доблесть «напарываться» на фашистских стервятников. Он видит их раньше, чем они его. Его задача – свезти фугасы и сбросить там, где указал приказ. Лыкин дружит с облаками. Нырнул в облака, оставил с носом врага – и на цель!

Однажды его самолет все-таки вернулся с 23 пробоинами. В тот день в полку он работал только один. Снегопад – не всякий справится с ним! Цепляясь за нижнюю кромку, Лыкин дошел до цели. На железнодорожных путях стояли порожние вагоны. Лыкин пускается на «охоту» за эшелоном. Снизился до 400 метров, и тут он увидел за собою крадущегося стервятника. С помощью облака затевается игра в кошки-мышки. Фриц ждал, что бомбардировщик вернется вспять, а Лыкин вынырнул прямо на территорию врага, дальше. Теперь можно было бомбить – внизу эшелон и паровоз на парах…

…Как-то, отправляясь на задание, в 100 километрах от аэродрома на его моторе так сильно выбивало масло, что вскоре совсем опустел маслобак. Лыкин развернул самолет и с бомбами на одном моторе с одного захода с высоты 1000 метров посадил машину на полосу шириной 20 метров, ограниченную по сторонам высокими снежными сугробами.

В последнее время здоровье Лыкина пошатнулось. Но никто в полку не слышал, чтобы он жаловался на недомогание. Приказ есть – Лыкин летит. Чтобы выполнить приказ всегда и не зависеть от своего пошаливающего сердца, он научил водить самолет своего штурмана. Нередко услуги штурмана оказывались кстати.

Пересилить свое сердце, не покинуть боевое место – это тоже мера мести!..»

Семен Исидорович прошел всю войну до победного дня. В авиации оставался до конца сорок пятого года, потом лежал в госпитале, а затем, видимо, поспособствовала военно-летная комиссия, списали капитана Лыкина с летной работы и отправили на гражданку.

Ушел из жизни военный летчик в 1998 году, похоронен в Черкесске.

На память об отце и дедушке в семье Лыкиных хранятся ордена и медали боевого летчика и наградной серебряный портсигар с гравировкой: «За успешную борьбу с немецкими захватчиками – герою Отечественной войны старшему лейтенанту Лыкину С. И. 23.2.42 г.».

«Мера мести Семена Лыкина»
Газета «Ставропольская правда»
8 мая 2015 года