06:31, 8 мая 2015 года

Боевой путь фронтовой медсестры Лидии Судаковой

Моя свекровь Лидия Судакова родилась в семье сельской интеллигенции – учительницы Антонины Прохоровны и священника Сергея Васильевича Судаковых на Орловщине. Дочери врага народа, обвиненного по ложному доносу, пришлось немало пережить, чтобы учиться, работать и воевать.

В июне 1942-го молодая учительница начальной школы села Вышне-Ольшанского Должанского района Орловской области отправилась на фронт. Боль за Родину перевешивала страх, она считала: кто, если не я.

Юго-западный, Сталинградский, Донской фронты, 1-й Украинский. Молодые санитарки, в том числе и Лида, утешали больных, подносили воду, обрабатывали раны. Учились делать уколы. Полевой хирургический госпиталь № 4200 «гудел» от поступления раненых, бои шли тяжелые. Времени на раскачку не было. Она вспоминала, как хирург, стоявший сутками у операционного стола, учил ее: «Бинты снимай сразу, рывком, не продлевай страдания!». Жизнь научила Лидию многому: ценить ее, сострадать и радоваться каждому мгновению. И вот она уже младшая медсестра, ее берут на операции. Анестезия зачастую в виде 200-граммового стакана водки.

В 1943-м ее приняли в ряды ВКП(б), пришлось скрыть, что на ней клеймо дочери врага народа. Она писала: родители – колхозники. И до самого мирного времени никто не знал ее родословную.

Когда я, молодая невестка, вошла в ее дом, она сказала, что ее папа погиб на фронте. А в 90-х орловская газета опубликовала списки расстрелянных, в которых значился и Сергей Васильевич Судаков. И из прокуратуры Орловской области Лидии Сергеевне пришла бумага, что он, приговоренный особой тройкой УНКВД, реабилитирован. Помню, как она плакала, а мы не понимали почему. Позже узнала, что их семью, в которой было пятеро детей, выгнали из дома, все забрали. И никто из односельчан не хотел пустить их к себе. Лишь семья лесника не побоялась помочь. Так они поселились в лесу.

Потом Антонина Прохоровна, окончившая в свое время гимназию с отличием, младших детей отправила в Киев, где они и учились. «Мама, -рассказывала Лидия Сергеевна, – считала, что образование – это часть хорошего воспитания».

Всю войну прошла Лида в полевом хирургическом госпитале и День медицинского работника считала своим праздником. У нас сохранились фото, где медсестрички танцуют на крыше поликлиники в Праге в 1945-м. Веселые лица – еще бы, войне конец. Победа!

В октябре победного 45-го Лида демобилизовалась. Устроилась инструктором лечебной физкультуры в санатории № 9 «Машук». Целеустремленная, она окончила Пятигорский педагогический институт. И всю жизнь проработала в поселке Березовском Туркменского района, куда попала по распределению. Была учителем русского языка и литературы, завучем, а потом и директором. Ее уважали в поселке, считали хорошим учителем, общественницей. В 80-летний юбилей сельсовет присвоил ей звание «Почетный житель п. Березовского».

…Нет уже в живых Лидии Сергеевны, умер, к сожалению, и ее единственный сын Владимир (мой муж). Хранятся у меня ее награды: орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», знак «Отличник санитарной службы» и многие другие.

Рассказала Таисия Залезняк (Светлоград).

«Фронтовая медсестра»
Газета «Ставропольская правда»
8 мая 2015 года