08:21, 6 мая 2015 года

До последнего патрона

Стоя на опушке нарядного весеннего леса, закрой на минуту глаза и прислушайся, попытайся переместиться назад во времени на семьдесят лет – и тут же воздух содрогнется от отвратительного гула взрывов, вздрогнет земля, затрепещет листва на деревьях, словно перед сильной грозой. Яростный порыв ветра принесет не свежесть и запах дождя, а гарь и запах сгоревшего пороха. Что-то пылает на горизонте, скорее всего, это деревушка, где когда-то мальчишка убегал на речку с друзьями ловить пескарей до позднего вечера, купаться или собирать на опушке леса спелую, сладкую лесную клубнику. Скоро там не будет ни домов, ни деревьев, их пожрет пламя, и кованые сапоги прошагают по улице... Однако сейчас, к счастью, мир, войны давно уже нет.

И кто прервал розовые мечты людей «высшей расы»? Вглядитесь в лица простых бойцов на документальных записях. Самые обычные ребята, писавшие домой родным и близким людям о том, как они любят их, как хотели бы поскорее победить и вернуться домой. Туда, куда тянет всей душой, на свою маленькую родину. Алтайские ребята, кто-то из Кирова, а кто-то из Еревана, сибиряки и украинцы, казахи и белорусы – все стояли до последнего вздоха, для того чтобы не осуществились замыслы нацистской Германии. Не надо иллюзий по поводу альтернативных версий истории. Вспомните концентрационные лагеря в Восточной Европе: Аушвиц-Биркенау, Белжец, Треблинку и Саласпилс, где содержались малолетние узники, которых использовали для отбора крови для раненых солдат Третьего рейха.

Мой дед старался не рассказывать своим детям о войне. Ни тети, ни мой отец не знали подробностей тех боев, за которые он получил награды. И спустя много лет на сайте поиска (Подвигнарода.ру) мы нашли выдержки из наградных документов: «Тов. Чернов во время боевых действий находился все время в боевых порядках батальона, лично устранял неисправности радиостанций и обеспечивал бесперебойную связь с ротами и штабом бригады. В исключительно трудных условиях, в окружении, он под огнем противника продолжал исполнять свои обязанности. Будучи у машин, тов. Чернов во время контратаки противника из пистолета уничтожил 4 гитлеровцев и 3 взял в плен». И подобных случаев тысячи, миллионы. Когда люди, не щадя себя, шли в бой под огнем днем и ночью, в стужу и зной. Где тот хваленый великий Третий рейх? Где Наполеон со своей непобедимой армией? Учили бы лучше историю, ведь глупая традиция нападать на Россию заканчивалась одинаково – вступлением наших солдат в столицу агрессора.

И не было ничего сверхъестественного в лицах наших солдат. Упрямство, отчаянность и неизмеримая любовь к своей земле. Помните, что говорил в романе Михаила Шолохова «Они сражались за Родину» старшина Поприщенко? «Но я старый среди вас человек и солдат старый – слава богу, четвертую войну ломаю – и знаю, что живая кость мясом всегда обрастет. Обрастем и мы! Пополнится наш полк людями, и вскорости опять пойдем мы хоженой дорогой, назад, на заход солнца. Тяжелыми шагами пойдем… Такими тяжелыми, что у немца под ногами земля затрясется!». И затряслась, да так сильно, что и спустя семьдесят лет чувствуется. И стоит открыть книгу, услышать песни военных лет или посмотреть старый фильм, так до скрежета зубов пробирает, кулаки непроизвольно сжимаются.

Вот уже 70 лет прошло со дня Победы. Отстояли Отчизну наши дедушки и бабушки, а для нас важно не забывать о настоящем подвиге. Где тот Фатерланд? Да в документах пылится в хранилищах. Где розовый гранит, предназначенный для установки монумента в честь победы нацистской Германии над СССР? В Москве этот гранит неплохо смотрится на первых этажах двух зданий на Тверской, а железные кресты грудой свалены в Музее Вооруженных сил.

Давайте вернемся на ту самую опушку леса. Закройте глаза и прислушайтесь… Слышите? Птицы поют, со стороны деревни доносится собачий лай. Прохладно на рассвете, туман, крадучись, прячется в густом лесу, проснувшийся ветерок приносит со стороны поля аромат свежевспаханной земли. Тихо, мирно здесь. Постоишь, подышишь свежим воздухом и вернешься в родной дом. И довольно сложно представить, что когда-то давно земля здесь стонала от сыплющихся с неба бомб, а солдаты стояли до самого конца, до последнего патрона сражались и умирали.

Михаил ЧЕРНОВ, студент
«До последнего патрона»
Газета «Ставропольская правда»
6 мая 2015 года