Как известно, на Ставрополье создан оперативный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков. Насколько эффективна его деятельность и как борются с теми, кто «заламывает» цены на продукты питания? Беседа об этом с первым заместителем председателя правительства СК Николаем Великданем.

Николай Великдань

Николай Великдань

– Николай Тимофеевич, по каким направлениям работает штаб?

– Его возглавляет губернатор Владимир Владимиров, а направлений несколько.  Правительство Ставропольского края принимает ряд мер по сдерживанию цен на продовольственные товары и обеспечению населения продуктами питания по доступным ценам. Вопрос ценообразования и стабилизации ситуации на продовольственном рынке Ставрополья находится на постоянном контроле в правительстве края.

Для этого во всех районах и городах проводится ежедневный оперативный мониторинг и контроль за состоянием рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая анализ розничных цен, с посещением рынков и торговых организаций. В состав штаба вошли руководители органов исполнительной власти Ставрополья, территориальных органов федеральных органов, крупных товаропроизводителей продовольственной продукции и торговых сетей. На заседаниях оперативного штаба, в частности, обсуждаются меры по поддержке аграриев, их обеспечению семенами, а также по развитию племенного животноводства. На таких встречах рассматриваются и результаты проверок, проводимых УФАС края, по выявлению и пресечению необоснованного роста цен на продукты питания и другие.

– На Ставрополье утвержден перечень важнейших продуктов питания, на которые не предусмотрена большая надбавка. О каком именно продовольствии идет речь?

– Организациям торговли рекомендовано устанавливать предельные размеры торговых надбавок на одиннадцать наименований социально значимых продовольственных товаров не более десяти процентов к оптово-отпускной цене. Это хлеб пшеничный из муки 1-го сорта, молоко, творог, кефир, сметана, подсолнечное и сливочное масло, сыры, яйца, соль и сахар-песок. Имеются в виду, конечно, российские продукты.

По поручению губернатора комитет СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию подготовил проект распоряжения правительства края о расширении перечня социально значимых продовольственных товаров с 11 до 17 наименований, на которые рекомендуется устанавливать торговую наценку не выше десяти процентов. В частности, предлагается дополнить этот список мясом кур (кроме окорочков), пшеничной мукой высшего сорта, рисом, гречневой крупой, свежей белокочанной капустой, луком, морковью, яблоками. В настоящее время проект распоряжения проходит процедуру согласования. Расширение этого важного перечня – одна из мер по стабилизации ситуации на продовольственном рынке, призванных предотвратить ценовую гонку на продукты.

Кроме того, в крае проводится работа по заключению с организациями торговли соглашений о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве, которые предусматривают инвестирование собственных и привлеченных средств в развитие инфраструктуры розничной торговли, увеличение реализации товаров местных производителей. Уже заключено более двухсот таких соглашений.

– Недавно федеральные торговые сети по рекомендации Правительства РФ приняли решение о замораживании цен на важнейшие продукты питания в течение двух месяцев. На ваш взгляд, какова эффективность такого решения?

– Да, действительно, такое решение было принято на заседании антикризисной комиссии, которое прошло в Москве с участием первого заместителя Председателя Правительства РФ И. Шувалова. Ведущие региональные и федеральные торговые сети, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), приняли совместное решение «заморозить» цены на 20 социально значимых товаров первой необходимости. Каждая торговая сеть ( «Магнит», «МЕТРО Кэш энд Керри», «О,Кей», «Х5 Ритейл групп», «Лента»), работающая на Ставрополье, самостоятельно определила перечень продовольственных товаров в «замороженной» корзине. В ней молоко, хлеб, мука, подсолнечное и сливочное масло, сыр, чай, яйца, говядина, свинина, баранина, рыба, мясо птицы, крупы, макаронные изделия, фрукты, овощи, консервы и другие товары. Хочется надеяться, что все эти меры приведут к сдерживанию цен на основные продукты питания и оптимальному регулированию рынка в этой сфере. По крайней мере Федеральная антимонопольная служба проконтролирует выполнение условий по «заморозке цен».

– В последние месяцы продукты в нашей стране и на Ставрополье в частности заметно подорожали. Сами производители утверждают, что в этом не их «заслуга», а прежде всего – торговли, которая использует ситуацию с санкциями в свою пользу, лихо накручивая торговые надбавки. Как в крае ведется борьба с теми, кто «заламывает» цены?

– Хочу подчеркнуть, что контрольно-надзорные органы Ставрополья – прокуратура, региональная тарифная комиссия,  управления Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы, Россельхознадзора по СК – регулярно проводят работу в этом направлении. Так, в результате проверок, проведенных прокуратурой края по фактам необоснованного повышения цен на продукты питания, внесено 41 представление об устранении выявленных нарушений законодательства, возбуждено 42 дела об административных правонарушениях, объявлено 18 предостережений о недопустимости таких действий.

Необоснованное повышение цен выявлено в магазине   ООО «Флагман» Ставрополя. Детское питание реализовывалось с превышением максимальных размеров (20%) торговых надбавок, в том числе сухие смеси и пюре. Аналогичные нарушения выявлены в торговой сети городов Пятигорска и Кисловодска, Красногвардейского, Курского, Петровского районов, а также Промышленного района Ставрополя.

По поводу подорожания мяса кур, гречневой крупы, сахара и хлеба в нашем регионе правительство СК обратилось в УФАС с просьбой проверить организации оптовой и розничной торговли, а также производителей по факту повышения цен. В результате установлено, что ЗАО «Ставропольский бройлер»  и  ООО   «Птицекомбинат» (г. Невинномысск), занимающие на товарном рынке по производству и оптовой реализации мяса птицы на территории Ставрополья доминирующее положение с долей более 50 процентов, установили монопольно высокую цену на продукцию собственного производства. УФАС края выдало им предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно о перерасчете цены на мясо кур с учетом фактических затрат. Кроме того, ЗАО «Ставропольский бройлер» и ООО «Птицекомбинат» (г. Невинномысск) оштрафованы на сумму 650 тысяч рублей каждое.

УФАС   возбудило  дело  и  в  отношении  ЗАО  «Хлебозавод  №  3»                        (г. Ставрополь) по факту необоснованного роста цен на хлеб. Основанием послужило нарушение Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в установлении монопольно высокой цены на хлеб пшеничный из муки 1-го сорта ( «социальная булка») и ржано-пшеничный (хлеб «Окский»). В настоящее время рассматривается вопрос о привлечении этого предприятия к административной ответственности.

Напомню всем жителям края: если вы столкнулись с фактами резкого повышения цен на продукты питания, смело обращайтесь на телефоны «горячей линии» в УФАС края, прокуратуру, региональную тарифную комиссию СК, а также в комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.

– Как правило, продукты питания можно купить подешевле в фирменных магазинах предприятий. Развитие такой сети – тоже один из путей регулирования рынка.

– Да, вы правы. Наряду с формированием современных торговых центров в Ставропольском крае идет развитие и фирменной торговой сети. Сейчас в крае действует около 1000 фирменных магазинов региональных производителей. Благодаря им продукты питания становятся более доступными для широкого потребителя. Кстати, в этом году исполняется пять лет информационно-маркетинговому проекту «Покупай ставропольское!». Напомню, основная его цель – увеличение доли местной продукции на внутреннем потребительском рынке, широкое информирование населения о производимых в крае товарах.

Благодаря реализации проекта «Покупай ставропольское!» объем продовольствия краевых производителей, реализуемого в торговых сетях, достиг таких показателей: по цельномолочной продукции – 95 процентов, сливочному маслу и сырам – 70, хлебобулочным изделиям – 99, колбасам и мясопродуктам – 35 и 40, макаронам и кондитерским изделиям – 55, столько же по минеральной воде и прохладительным напиткам.

Добавлю, что одной из действенных мер поддержки потребителей остаются ярмарки выходного дня, где продукция ставропольских производителей реализуется по себестоимости. Уверен, это приносит пусть и не такие уж заметные, но все же свои результаты. Так, в марте по сравнению с февралем отмечено снижение цен на яйца, сахар, капусту белокочанную, мясо кур, картофель, сыры, вермишель, свежую рыбу и другое. Как раз этот ассортимент обычно у нас представлен на ярмарках.

Всего с начала года в крае универсальные и сельскохозяйственные ярмарки проведены на 140 площадках в городах и районах. На них реализовано около пяти тысяч тонн различной продукции на 180 миллионов рублей. Большой популярностью у жителей края пользуются и акции «Овощи к подъезду». В прошлом году дополнительно работало 500 таких площадок, в том числе более 200 в городских округах, на них реализовано 18 тысяч тонн овощей и фруктов, бахчевых культур. Для насыщения потребительского рынка в регионе организовано 217 точек для проведения ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров и товаров народного потребления.

– Кстати, а какова судьба розничных рынков для сельхозпроизводителей, которые согласно закону должны были перейти в специализированные помещения?

– Первоначально требование Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательном размещении сельскохозяйственных и агрокооперативных рынков в капитальных зданиях, строениях и сооружениях должны были вступить в силу с начала нынешнего года. Однако в соответствии с изменениями в этот закон полномочия по определению даты вступления в силу указанного требования переданы в ведение субъектов. И в крае принят закон, который продлил время перехода таких рынков в капитальные здания до 1 января 2018 года.

– С недавних пор на Ставрополье начали проводиться торгово-закупочные сессии с участием крупных федеральных сетей. Каковы первые результаты, удалось ли увеличить долю «присутствия» ставропольских производителей в таких магазинах?

– В прошлом году комитет СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию организовал семь торгово-закупочных сессий. В ходе встреч производителям была предоставлена возможность продемонстрировать свою продукцию, обсудить условия заключения договоров поставки, решить спорные вопросы. В результате 30 организациям пищевой индустрии региона оказано содействие в расширении поставок и увеличению ассортимента в торговые сети «Магнит» (ЗАО «Тандер»), «Пятерочка» (ООО «Х5 Ритейл Групп»). Одна из крупнейших в России торговых сетей ООО «Лента» заключила с 14 нашими товаропроизводителями договоры поставок продукции в гипермаркеты.

В этом году проведена торгово-закупочная сессия по вопросу взаимодействия предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности края с торговыми сетями, расположенными на территории Ставрополья. Были подняты вопросы вхождения в торговые сети «Магнит», «Пятерочка», «Закрома», «Триумф». В рамках повышения эффективности взаимодействия между производителями и бюджетными учреждениями комитет совместно с администрациями города Ставрополя и Изобильненского района провел две торгово-закупочные сессии.

Кроме того, совместно с ГКУ «Ставропольвиноградпром» организована торгово-закупочная сессия с участием 13 представителей организаций торговли и шести представителей организаций региона по выпуску винодельческой продукции. Главным вопросом обсуждения стало увеличение числа брендов местных производителей на прилавках магазинов. Напомню, мы производим сегодня 16 процентов всего российского вина и 25 – коньяка. Намечена программа по увеличению и продвижению этой продукции как в крае, так и за его пределами.

– Как известно, чем больше товара, тем выше конкуренция, и он дешевле. Насколько активно ставропольские производители наращивают объемы сельхозпродукции, продуктов питания и напитков?

– Судите сами. В 2014 году к уровню позапрошлого индекс производства пищевых продуктов и напитков составил почти 120 процентов. В этом году темпы роста производства по основным видам продуктов питания сохранены. По сравнению с прошлым годом больше выпущено мяса и субпродуктов, спредов, круп, цельномолочной продукции,  сыров, кондитерских изделий, муки, круп (на одну треть) и многого другого. Работа по оказанию содействия производителям Ставрополья в продвижении их продукции на прилавки магазинов будет активно продолжаться и в этом году.

Татьяна СЛИПЧЕНКО