У женщины своя правда. В этом на очередной премьере Пятигорского театра оперетты убеждала зрителей Филумена Мартурано – героиня одноименного спектакля по произведению итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо.

И похоже, зрителей убедила. Труднее ей было убедить на сцене богатого неаполитанца Доменико Сориано. 25 лет она живет в его доме – содержанкой, домоуправительницей – в тайной и тщетной надежде, что станет его женой. Она инсценирует смертельную болезнь, и Доменико выполняет ее «последнее» желание – обвенчаться. И – о чудо! – она «выздоровела» и теперь стала хозяйкой в доме. При этом выясняется, что у нее есть трое взрослых детей, которые не знали о своих родителях и которым она на деньги Доменико тайно помогла. Но только одному из детей Доменико отец, и свою тайну Филумена ни за что не раскроет, чтобы лучшая судьба одного не стала несправедливостью для остальных.

Справедливость – вот правда Филумены, вот ее главный закон. И хотя ее правда построена на обмане, но ведь эта хитрость вынужденная, во имя семьи и детей. 

Многие помнят знаменитый фильм 1964 года «Брак по-итальянски» на этот же сюжет. Легендарные Софи Лорен и Марчелло Мастрояни показали нам Италию – шумную и любвеобильную.

Театр оперетты для своей постановки выбрал мюзикл, где много красивой, с итальянскими интонациями, музыки С. Томина, и с видоизмененным сюжетом (пьеса А. Кленова), превратившим его не то в комедию, не то в трагифарс. Режиссер-постановщик Инна Хачатурова (Люксембург), внеся в фабулу свое видение, тем самым побуждает зрителя – несмотря на формат мюзикла! – задуматься о человеческой душе, о правде Филумены, роль которой исполнила лауреат международных конкурсов Наталья Виноградова. Ее героиня предстает уверенной женщиной, знающей, во имя чего она терпит не самое лучшее отношение к себе: вырастить детей любой ценой. Артистка продемонстрировала прекрасный вокал, яркий итальянский темперамент в отношениях с хозяином и трогательный, нежный материнский тон – с детьми.

Солист Николай Бондарев в роли сердцееда Доменико также находит различные интонации для своего героя. То он иезуитски скорбит, суетясь вокруг «умирающей», то агрессивен, почувствовав, что его обманули. То, узнав о детях, он выгоняет их из дома, то заискивающе ищет «своего» по сходству со своими чертами характера и увлечениями. А в конце, когда понимает, что все-таки любит Филумену, он счастлив, обретя неожиданно-прекрасное имя «папа». Н. Бондареву удалось в этой роли продемонстрировать блестящие вокальные и актерские данные и в сольных партиях, и в ансамблях.

Сюжетную линию главных героев скрепляет друг Доменико – Альфредо. Заслуженный артист России Николай Смирнов подает этот образ с присущим ему талантом и профессионализмом, очень точными репликами подчеркивая метания Доменико. А сколько всевозможных актерских приемов использует в роли судьи заслуженный артист России Евгений Зайцев, какими сочными красками рисует он продажного представителя Фемиды, старающегося обвинить в смертных грехах Филумену и вообще всех женщин. Но, к счастью, у Филумены есть верная защитница! Рассудительной и надежной помощницей в сложных жизненных ситуациях убедительно-точно представляет нам служанку Розалию артистка Зинаида Зайцева.

Порадовали в спектакле и молодые исполнители, представившие детей Филумены: Евгений Бережко – пылкого, задиристого Рикардо и Никита Рыкунов – сдержанного, деликатного, философски рассуждающего Умберто. Кстати, эта роль – дебют приехавшего из неспокойной Украины, подающего большие надежды молодого артиста. И – вот сюрприз сюжета – юная медсестра Диана (Наталья Тысячная), на которой Доменико уже собирался было жениться, тоже оказалась дочерью Филумены (а может, и его дочерью?).

Жизнерадостно-солнечную атмосферу Италии зрители ощутили с первых минут спектакля. Нежная, лирическая тема увертюры (дирижер – почетный деятель искусств Ставропольского края Василий Ремчуков) чем-то неуловимо теплым созвучна с итальянской. Успешно работают на общий замысел и декорации, с большой фантазией выполненные по эскизам заслуженного художника России Валерия Мелещенкова, – цветущими деревьями и увитыми плющем фасадами домов, за которыми высятся купола католических соборов. Вращающаяся в центре объемная декорация позволяет действию переместиться то в квартиру Сориано, то в алтарь со статуей Мадонны, то в кафе, где в финале опускается свадебная фата Филумены, как символ всепобеждающей любви. Зримый образ Любви в исполнении танцевального дуэта солистов балета Виктории Булгаковой и Константина Огая запомнится зрителям как великолепное украшение спектакля, олицетворяющее чувство, прошедшее испытание временем. Дополнительную выразительность придают постановке большие массовые сцены – «Тарантелла», «Карнавал» (балетмейстер – почетный деятель искусств Ставропольского края Татьяна Шабанова) с участием хорошо слаженного хора (хормейстер Светлана Волынкина). Несомненно, значительная доля успеха в работе вокалистов, хора и балета принадлежит концертмейстерам – заслуженному работнику культуры РФ Элеоноре Горбенко и Марине Быковой.

Театр оперетты решился на постановку, не совсем привычную для любителей оперетты. Осуществилась задумка директора, художественного руководителя театра, заслуженного работника культуры РФ Светланы Калинской и режиссера Инны Хачатуровой – поставить спектакль, трогающий до глубины души, спектакль, где зритель посмотрит, посмеется и, надеемся, задумается благодаря волшебной силе искусства. «Люди идут в театр для развлечения,- говорил К.С. Станиславский, – но незаметно для себя выходят из него с разбуженными чувствами и мыслями». Судя по бурным аплодисментам, обилию цветов, подаренных исполнителям, спектакль зрителями принят.