У женщины своя правда. В этом на очередной премьере Пятигорского театра оперетты убеждала зрителей Филумена Мартурано – героиня одноименного спектакля по произведению итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо.

Сцена из спектакля «Филумена Мартурано» Пятигорского театра оперетты убеждала зрителей

Сцена из спектакля «Филумена Мартурано» Пятигорского театра оперетты убеждала зрителей

Сцена из спектакля «Филумена Мартурано» Пятигорского театра оперетты убеждала зрителей

Сцена из спектакля «Филумена Мартурано» Пятигорского театра оперетты убеждала зрителей

И похоже, зрителей убедила. Труднее ей было убедить на сцене богатого неаполитанца Доменико Сориано. 25 лет она живет в его доме – содержанкой, домоуправительницей – в тайной и тщетной надежде, что станет его женой. Она инсценирует смертельную болезнь, и Доменико выполняет ее «последнее» желание – обвенчаться. И – о чудо! – она «выздоровела» и теперь стала хозяйкой в доме. При этом выясняется, что у нее есть трое взрослых детей, которые не знали о своих родителях и которым она на деньги Доменико тайно помогла. Но только одному из детей Доменико отец, и свою тайну Филумена ни за что не раскроет, чтобы лучшая судьба одного не стала несправедливостью для остальных.

Справедливость – вот правда Филумены, вот ее главный закон. И хотя ее правда построена на обмане, но ведь эта хитрость вынужденная, во имя семьи и детей. 

Многие помнят знаменитый фильм 1964 года «Брак по-итальянски» на этот же сюжет. Легендарные Софи Лорен и Марчелло Мастрояни показали нам Италию – шумную и любвеобильную.

Театр оперетты для своей постановки выбрал мюзикл, где много красивой, с итальянскими интонациями, музыки С. Томина, и с видоизмененным сюжетом (пьеса А. Кленова), превратившим его не то в комедию, не то в трагифарс. Режиссер-постановщик Инна Хачатурова (Люксембург), внеся в фабулу свое видение, тем самым побуждает зрителя – несмотря на формат мюзикла! – задуматься о человеческой душе, о правде Филумены, роль которой исполнила лауреат международных конкурсов Наталья Виноградова. Ее героиня предстает уверенной женщиной, знающей, во имя чего она терпит не самое лучшее отношение к себе: вырастить детей любой ценой. Артистка продемонстрировала прекрасный вокал, яркий итальянский темперамент в отношениях с хозяином и трогательный, нежный материнский тон – с детьми.

Солист Николай Бондарев в роли сердцееда Доменико также находит различные интонации для своего героя. То он иезуитски скорбит, суетясь вокруг «умирающей», то агрессивен, почувствовав, что его обманули. То, узнав о детях, он выгоняет их из дома, то заискивающе ищет «своего» по сходству со своими чертами характера и увлечениями. А в конце, когда понимает, что все-таки любит Филумену, он счастлив, обретя неожиданно-прекрасное имя «папа». Н. Бондареву удалось в этой роли продемонстрировать блестящие вокальные и актерские данные и в сольных партиях, и в ансамблях.

Сюжетную линию главных героев скрепляет друг Доменико – Альфредо. Заслуженный артист России Николай Смирнов подает этот образ с присущим ему талантом и профессионализмом, очень точными репликами подчеркивая метания Доменико. А сколько всевозможных актерских приемов использует в роли судьи заслуженный артист России Евгений Зайцев, какими сочными красками рисует он продажного представителя Фемиды, старающегося обвинить в смертных грехах Филумену и вообще всех женщин. Но, к счастью, у Филумены есть верная защитница! Рассудительной и надежной помощницей в сложных жизненных ситуациях убедительно-точно представляет нам служанку Розалию артистка Зинаида Зайцева.

Порадовали в спектакле и молодые исполнители, представившие детей Филумены: Евгений Бережко – пылкого, задиристого Рикардо и Никита Рыкунов – сдержанного, деликатного, философски рассуждающего Умберто. Кстати, эта роль – дебют приехавшего из неспокойной Украины, подающего большие надежды молодого артиста. И – вот сюрприз сюжета – юная медсестра Диана (Наталья Тысячная), на которой Доменико уже собирался было жениться, тоже оказалась дочерью Филумены (а может, и его дочерью?).

Жизнерадостно-солнечную атмосферу Италии зрители ощутили с первых минут спектакля. Нежная, лирическая тема увертюры (дирижер – почетный деятель искусств Ставропольского края Василий Ремчуков) чем-то неуловимо теплым созвучна с итальянской. Успешно работают на общий замысел и декорации, с большой фантазией выполненные по эскизам заслуженного художника России Валерия Мелещенкова, – цветущими деревьями и увитыми плющем фасадами домов, за которыми высятся купола католических соборов. Вращающаяся в центре объемная декорация позволяет действию переместиться то в квартиру Сориано, то в алтарь со статуей Мадонны, то в кафе, где в финале опускается свадебная фата Филумены, как символ всепобеждающей любви. Зримый образ Любви в исполнении танцевального дуэта солистов балета Виктории Булгаковой и Константина Огая запомнится зрителям как великолепное украшение спектакля, олицетворяющее чувство, прошедшее испытание временем. Дополнительную выразительность придают постановке большие массовые сцены – «Тарантелла», «Карнавал» (балетмейстер – почетный деятель искусств Ставропольского края Татьяна Шабанова) с участием хорошо слаженного хора (хормейстер Светлана Волынкина). Несомненно, значительная доля успеха в работе вокалистов, хора и балета принадлежит концертмейстерам – заслуженному работнику культуры РФ Элеоноре Горбенко и Марине Быковой.

Театр оперетты решился на постановку, не совсем привычную для любителей оперетты. Осуществилась задумка директора, художественного руководителя театра, заслуженного работника культуры РФ Светланы Калинской и режиссера Инны Хачатуровой – поставить спектакль, трогающий до глубины души, спектакль, где зритель посмотрит, посмеется и, надеемся, задумается благодаря волшебной силе искусства. «Люди идут в театр для развлечения,- говорил К.С. Станиславский, – но незаметно для себя выходят из него с разбуженными чувствами и мыслями». Судя по бурным аплодисментам, обилию цветов, подаренных исполнителям, спектакль зрителями принят. 

Нелли ВАГНЕР, заведующая литературной частью театра