13:50, 2 апреля 2015 года

Противопаводковые мероприятия на реках Бугунта и Подкумок на КМВ осмотрели журналисты

Первую остановку участники пресс-тура сделали в Ессентуках. Через этот город протекает речка Бугунта. В обычное время воды в ней – воробью по колено, но в паводок… Многие ессентучане до сих пор с содроганием вспоминают, сколько бед наделала Бугунта в 2002 году, когда в считанные часы превратилась в бешеный поток, смывавший хозпостройки и даже дома, расположенные вблизи русла. Именно после этого паводка на федеральном уровне было принято решение превратить русло Бугунты в железобетонный лоток шириной 12,6 метра и высотой 2,5 метра.

Как сообщил и.о. директора стройуправления при краевом министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Юрий Епанов, проект противопаводковых мероприятий на реке Бугунта был разработан и получил положительное заключение еще в 2005 году. Он включает в себя сооружение струенаправляющих дамб, водопроводящего железобетонного лотка протяженностью 4,7 километра, а также строительство новых коммуникаций и четырех автодорожных и 10 пешеходных мостов взамен старых. Предусмотрено и благо-устройство зоны, прилегающей к новому руслу. По расчетам, железобетонный лоток сможет пропускать до 270 кубометров паводковых вод в секунду. Этого вполне достаточно, чтобы навсегда избавить историческую часть города-курорта от угрозы затопления. В том же 2005 году стройку под контролем минприроды начал генподрядчик – компания «Арго плюс».

Сразу же возникли перебои с финансированием, но с 2010-го деньги из федерального и регионального бюджетов поступали исправно. На сегодняшний день построено три четверти железобетонного лотка, затрачено 1 миллиард 252 миллиона рублей. Несколько участков, в начале и в конце трассы, Юрий Епанов готов сдать комиссии хоть завтра, но остался самый сложный участок, проходящий через историческую часть города. Там вдоль русла стоят частные домовладения. Чтобы проложить железобетонный лоток, необходимо выкупить и снести 42 дома. И вот тут начинается морока. Государственная оценочная комиссия предлагает домовладельцам, скажем, 6 - 7 миллионов рублей за их дома. Те категорически отказываются, требуя гораздо больше. В результате практически по каждому дому дело рассматривает арбитражный суд, а это занимает несколько месяцев. Юрий Епанов не скрывает возмущения:

- Не понимаю, как можно за старый дом площадью около 200 квадратных метров требовать от государства 20 – 30 миллионов рублей. Например, сейчас работы практически остановились из-за того, что на пути стоят два дома. За один хозяева требуют 32 миллиона рублей, за второй – 41 миллион. Согласиться с такой несуразной ценой минприроды не может. А когда арбитражный суд вынесет решение и каким оно будет, неизвестно.

Словом, в этом году ессентучанам опять остается уповать лишь на милость природы – к большому паводку город пока не готов.

Совсем другая картина на реке Подкумок. Паводковые воды этой горной речки регулярно затапливали близлежащие поселки, угрожали магистральному канализационному коллектору, железнодорожному полотну и даже федеральной автомобильной трассе. Проект противопаводковых мероприятий от железнодорожного моста в Кисловодске до ессентукского поселка Белый Уголь разработан в 2007 году. Здесь предполагалось построить берегозащитные дамбы с откосами, укрепленными железобетонными плитами, протяженностью 5,6 километра. На осуществление проекта из федерального и регионального бюджетов было выделено 720 миллионов 646 тысяч рублей. По заказу краевого минприроды выполнять противопаводковые мероприятия в 2011 году взялась подрядная организация из Кисловодска «ПМК-38».

- Здесь в зону работ частные домовладения не попадают, поэтому работы идут без задержек, - рассказал Юрий Епанов. – Каждый год объект проверяют комиссии, и ни у одной из них не было замечаний.

Участники пресс-тура своими глазами увидели, что работы идут полным ходом: мелькали огоньки электросварки, мощный экскаватор неутомимо переносил гравий громадным ковшом.

До завершения противопаводковых мероприятий на реке Подкумок осталось укрепить железобетонными плитами около 150 метров дамбы. Планируется, что к концу мая объект будет сдан в эксплуатацию.

«Когда укротят Бугунту?»
Газета «Ставропольская правда»
4 апреля 2015 года