06:51, 1 апреля 2015 года

Артиллерист Александр Можейко: боевой путь офицера с 1942-го по 1945-й год

Александр Можейко родился в 1924 году в Белоруссии, в небольшом селе Сапожки Гомельской области. До войны успел окончить семилетку в районном городке. Очевидно, точные науки давались сельскому мальчишке легко, школьный аттестат послужил достаточным основанием для Кормянского райвоенкомата для того, чтобы отправить молодого белоруса осенью сорок второго года в Казань. Там находился филиал Ленинградского артиллерийского училища.

Всего-то два месяца обучали курсантов хитростям артиллерийской науки, затем парни принимали присягу и отправлялись на фронт в качестве командиров орудий.

В декабре 1942 года лейтенант Можейко прибыл в 230-й гаубичный артиллерийский полк 23-й гаубичной артиллерийской бригады 9-й артиллерийской дивизии, в которой и провоевал до 9 мая 1945-го.

Боевой путь офицера легко проследить не только по архивным документам военного соединения, но и по наградам Александра Михайловича. Орден Красной Звезды нашел своего хозяина аж в июле 1947 года. А вот медали, как отметки на военной карте, показывают, что бился офицер «За взятие Вены», дрался «За взятие Будапешта», сражался «За взятие Белграда». В семейном архиве хранится медаль «За участие в Великой Отечественной войне» и еще одна, болгарская медаль «За Отечественната

война 1944 - 1945 гг.». Ею награждались граждане Болгарии за борьбу с фашистами и иностранцы, помогавшие стране освободиться от гитлеровцев.

Там же, в Болгарии, старший лейтенант Можейко был ранен и лечился в болгарском военном госпитале.

Не много о войне рассказывал Александр Михайлович, как и другие фронтовики, все больше отмалчивался да отделывался короткими фразами, но однажды поведал такую историю.

Как-то уже в конце войны из осажденного крупного города на прорыв пошел поезд с эсэсовцами. Машинисту удалось вырваться из города, и бронепоезд с прицепленными вагонами, забитыми под завязку вооруженными гитлеровцами, направлялся к Берлину, где эсэсовцы могли нанести больший урон штурмующим германскую столицу бойцам Красной армии.

Батарея Александра Можейко получила приказ уничтожить поезд. Гаубица старшего лейтенанта сделала два выстрела. Первым снарядом удалось остановить паровоз, разрушив путь перед ним, вторым снарядом расчет орудия расшиб вагон, замыкающий состав. Тут же состав окружили красноармейцы, после перестрелки эсэсовцы сдались. Пленный немецкий генерал удивлялся точности наших артиллеристов и попросил передать командиру орудия не только слова восхищения, но и личный подарок - портсигар-зажигалку с замысловатым вензелем и гербом на крышке. Странно, но подарок нашел своего обладателя. Но недолго старший лейтенант пользовался им. Очень скоро особисты отняли подарок - мол, негоже советскому офицеру получать презенты от врага. Да и бог с ним, нисколько не сожалел офицер, главное, Победа, вот она, совсем близко!

После войны служил Александр Михайлович в артполку в Батуми. Там, в Грузии, в 1953 году застал его приказ об увольнении в запас, и капитан Можейко переехал с семьей в Ставрополь.

Бывало, 9 Мая Александр Михайлович поднимал стопку со своим свекром Николаем Иосифовичем Линченко, тоже фронтовиком и орденоносцем. Поминали ветераны боевых друзей-товарищей, желали здравия уцелевшим.

Жаль, ушли из жизни фронтовики, не дожили до 70-летия Победы.

««Артиллеристы, Сталин дал приказ!»»
Газета «Ставропольская правда»
1 апреля 2015 года