06:26, 11 марта 2015 года

Известному на Ставрополье человеку, омбудсмену Алексею Селюкову - 75 лет

По его биографии можно отслеживать историю правоохранительной системы в регионе. На всех постах, а это были серьезные ключевые должности, он последовательно боролся за укрепление законности в следственной и прокурорской деятельности. Ему принадлежит заслуга учреждения и становления на Ставрополье института Уполномоченного по правам человека.

Жизненный девиз Алексея Ивановича – «Только вперед! Быть честным и добрым!». Тогда, по его словам, все получится и многого можно добиться. В своей жизни ему не раз приходилось доказывать эту истину на деле. В разное время. И в разных ситуациях. И всегда удачно благодаря присущей его характеру настойчивости и большой работоспособности.

Пятый, самый младший ребенок в семье, он впервые выехал за пределы родного села Тугулук Грачевского района лет в пятнадцать. Те впечатления и осознание, что вокруг большой мир, стали отправными в его желании найти свое дело в жизни и во что бы то ни стало многого добиться на профессиональной стезе. К учебе отношение с тех пор стало еще добросовестнее. А в сельской библиотеке, кажется, со временем не осталось книги, которую он не прочитал. После окончания школы в 1957 году и до призыва в армию Алексей два года работал токарем ремонтно-технической станции сельхозтехники. Рабочая среда, в которую он попал, тоже многому его научила. Ему попался хороший наставник, который поощрял в молодом человеке стремление к новаторству и желание получить образование.

Отправляясь на службу, Алексей взял с собой учебники, чтобы лучше подготовиться к поступлению в вуз. Правда, на тот момент еще не определился с будущей специальностью. Танковый полк в Урюпинске Волгоградской области, куда он попал первоначально, вскоре был расформирован. Ему как первогодку предстояло стать пионером нового рода войск – ракетных. В части, стоявшей под Брестом, встретил еще одного человека, сыгравшего в его жизни важную роль. Его командир на тот момент учился на заочном отделении в Харьковском юридическом институте и позволял любознательному рядовому листать свои учебники. Юриспруденция Алексея заинтересовала всерьез.

После окончания Саратовского юридического института Селюков вернулся на Ставрополье. В этом была настоятельная необходимость – мать на тот момент осталась одна, надо было ее поддержать. Первое место работы по специальности – следователь прокуратуры Шпаковского района. «Эта профессия имеет одну особенность: если не по тебе, то лучше сразу бросить, мне говорили об этом старшие коллеги, – вспоминает Алексей Иванович. – Но у меня получилось. Да и с историческим периодом для вступления в профессию, можно сказать, повезло. Сталинский террор остался в прошлом. В период хрущевской оттепели был принят новый процессуальный кодекс, которым права человека были серьезно защищены. За любое незаконное действие можно было лишиться карьеры. Подследственного я всегда сразу ставил в известность: у вас есть право оправдываться всеми возможными способами и даже обманывать меня, но лучше со следствием сотрудничать и не терять человечности. Как правило, удавалось убедить. Для меня всегда было важно понять, кто передо мной – отпетый негодяй или человек, ставший жертвой обстоятельств».

Алексей Иванович затрудняется ответить на вопрос, почему его профессиональная судьба сложилась лучше, чем у многих его коллег: «Не знаю, почему бог показал на меня». Но карьера у него, и правда, получилась головокружительная. Вскоре его перевели на должность прокурора Хабезского района Карачаево-Черкесской автономной области, которая в то время была в составе Ставропольского края. Здесь он вырос до прокурора Черкесска – административного центра АО. В 1984-1985 годах

А. Селюков возглавлял прокуратуру Ставрополя, а затем вернулся в Черкесск уже в ранге прокурора Карачаево-Черкесии и проработал на этом месте до 1988 года.

20 лет напряженной работы на ответственных должностях дали ему большой практический опыт, который по достоинству был оценен. Вернувшись в Ставрополь, А. Селюков по праву занял пост первого заместителя прокурора – начальника следственного управления СК. В 1998 году встал во главе прокуратуры края. В отставку ушел в октябре 2000 года по возрасту.

На всех должностях Алексей Селюков решительно выступал за обеспечение прав человека, в том числе задержанных и обвиняемых. Презумпция невиновности должна быть свята – это его главное профессиональное кредо. «Я всегда уточнял, не поступали ли жалобы от обвиняемого или его адвоката, – вспоминает тот период жизни Алексей Иванович. – Если поступала просьба допросить еще одного свидетеля, провести очную ставку, требовал обязательно это сделать. А если мне отвечали, что по делу и так все ясно, озвучивал свой главный аргумент: надо все проверить досконально, ведь сидеть не вам, а ему, у него судьба решается. И знаете, благодаря такой принципиальной позиции удавалось многократно избегать ошибок. За 35 лет работы у меня не было ни одного дисциплинарного взыскания. Про меня говорили: вот, мол, Селюков добрый... Да не в этом дело. А в степени профессиональной ответственности. Поверьте, принятие решения, судить или не судить, – это запредельное напряжение. Самое главное – не ошибиться».

После посещения в 1996 году в составе делегации российских юристов Лондона с целью ознакомления с уголовным процессом Великобритании А. Селюков ввел в практику деятельности следственных органов Ставрополья Декларацию прав подозреваемого и обвиняемого, которая вручалась им при задержании или предъявлении обвинения. В документе содержался также порядок обжалования действий следователя и прокурора. В свое время об этом много писали СМИ краевого и федерального значения.

Положительный опыт прокуратуры края в 1997 году был рекомендован Генеральным прокурором России к внедрению в общероссийскую практику ведения следствия и активно применялся до принятия нового Уголовно-процессуального кодекса РФ в 2002 году.

Работая прокурором края, А.  Селюков всегда был последовательным в отстаивании прав всех участников уголовного процесса. Под его руководством было успешно раскрыто и расследовано немало сложных резонансных дел, касающихся терроризма, коррупции, захвата заложников, убийств с особой жестокостью, преступной деятельности организованных группировок. Участвовал в расследовании обстоятельств нападения в 1995 году банды

Ш. Басаева на Буденновск.

Многие отмечают, что Селюков – натура беспокойная. Уж если работать, то обязательно хорошо. Полумер в профессии никогда не признавал. После выхода в отставку, будучи профессором кафедры уголовного процесса, криминалистики и защиты прав человека, вел в Ставропольском государственном университете курс «Прокурорский надзор». Студентам, которые у него занимались, безусловно, повезло: теория всегда была подкреплена богатой практикой из личного профессионального опыта.

В 2002 году депутатами Госдумы СК он единогласно был избран Уполномоченным по правам человека в Ставропольском крае и трижды переизбран на эту ответственную должность. Авторитет и последовательность Алексея Ивановича в защите прав человека и его высокий профессионализм помогли за короткий срок сделать институт широко востребованным населением края. Нередко именно к нему прибегают как к последней инстанции. За 13 лет деятельности этого органа рассмотрено свыше 41 тысячи обращений, более чем половине пришедших за справедливостью оказана реальная помощь. Это касается вопросов гражданства, нарушения трудовых, жилищных прав, уголовных дел, всего не перечесть. Немало примеров, когда А. Селюков помогал тем, кто был незаслуженно осужден и даже отсидел часть срока. Они оправданы судами, и за ними признано право на реабилитацию. К числу несомненных достижений института уполномоченного по правам человека следует отнести значительную работу по правовому просвещению ставропольцев. На формирование у населения правозащитной культуры большое влияние оказывают ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека, а также изданные отдельными брошюрами очерки «Жертва опознания», «Перипетии судьбы» и другие, книга «Защита прав и свобод человека на Ставрополье».

«Роль арбитра на правовом поле – это мое, – делится Алексей Иванович, – пусть у меня нет полномочий, допустим, отменить то или иное судебное решение. Однако есть право дать взвешенное заключение по делу. И в некоторых случаях этого бывает достаточно, чтобы человек вновь поверил в себя, оправдался перед коллегами, мнение которых для него порой важнее правовой оценки. Кроме того, очень важно, что появляется четкое представление о том, как действовать дальше, в какие двери стучаться».

Число обращений к уполномоченному ежегодно сокращается в среднем на 3%. По оценке А. Селюкова, это свидетельство того, что у нас стали более квалифицированно подходить к решению проблем в сфере прав человека.

В июле Алексей Иванович готовится со своей супругой Лидией Яковлевной отметить золотую свадьбу. Они воспитали сына и двух дочерей, сумели привить им ответственное отношение к профессии, окружающим, семье. Сын и младшая дочь, как и отец, работают в сфере юриспруденции. А еще есть две внучки и четыре внука. Вот кому сегодня необходимо внимание дедушки. «Современное поколение легко переходит на ты с компьютером, многочисленными гаджетами, – убежден Алексей Иванович. – Но это не значит, что они не нуждаются в житейском опыте, которым с ними могут поделиться в первую очередь находящиеся рядом взрослые родные люди».

P.S. Уважаемый Алексей Иванович! Примите в череде других и самые искренние поздравления  от «Ставрополки». 

«Запредельное напряжение»
Газета «Ставропольская правда»
11 марта 2015 года