07:12, 20 февраля 2015 года

«Случай в темной комнате» представили актеры драмтеатра в Ставрополе

Сразу можно подчеркнуть главное: комедийный багаж театра пополнился еще одной удачной постановкой, которую осуществил приглашенный режиссер – заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Владислав Константинов. Кстати, он известен старшему поколению зрителей по своей работе в ставропольском театре пару десятилетий назад. Новая же его работа сделана с присущей режиссеру профессиональной основательностью, продуманностью образов, мизансцен, костюмов персонажей. Легко и непринужденно нанизываются на причудливую сюжетную основу одна за другой линии действа, призванного показать еще и еще раз простую истину: на лжи невозможно построить прочное благополучие, тем более настоящее счастье.

Сегодня более хочется говорить о великолепном актерском ансамбле спектакля, сумевшем не просто чутко уловить все нюансы драматургических коллизий и режиссерские задумки, но и весьма убедительно воплотить их в живые характеры своих героев. И хотя постановка по всем признакам построения, несомненно, является комедией положений, в ней при этом существуют вполне яркие, наделенные сочными чертами персонажи. Кстати, нашему театру именно такой стиль ближе всего в работе с комедией: острохарактерные, выразительные, эмоционально окрашенные действующие лица придают забавным ситуациям еще большую остроту. Разумеется, львиную долю нагрузки несут исполнители главных ролей – симпатичное трио творческой молодежи театра Владислав Таранов, Марина Каткова, Ольга Буряк, уже, впрочем, достаточно известные нашим театралам по участию в ряде других постановок. Но рядом с ними очень даже есть что играть представителям других актерских поколений – заслуженному артисту России Михаилу Новакову, артистам Ладе Гольдман, Игорю Барташу, Георгию Серебрянскому. Каждый представил совершенно «свой», наполненный яркими красками, а также манерой, привычками, повадками образ, а все вместе дружно и талантливо порадовали зрителя вроде бы простенькой, но так эффектно поданной историей. Историей про то, как смешно и одновременно грустно, а в итоге невозможно совместить бедность с успешностью, любовь с враньем, мечты с притворством... Тут стоит заметить, что автор пьесы Питер Шеффер относится к числу современных драматургов, работающих в лучших классических традициях: внешняя легкость жанра гармонично сочетается с ненавязчивым и весьма тонким психологизмом, а комичные ситуации вполне могут содержать нечто не столь уж глупое, как может показаться на первый взгляд. И никакой пошлятины, что особенно ценно сегодня... Недаром все-таки П. Шеффер получил премию «Оскар» за лучший сценарий 1985 года к фильму «Амадей». И недаром «Случай в темной комнате» пользуется широким спросом десятков театров мира, теперь в этом списке и ставропольский, представивший, как всегда, свою интересную интерпретацию.

В центре сюжета темная история. Темная в буквальном смысле, ибо с первых секунд спектакля все – и сцена, и зал – на какое-то время погружено во тьму: оказывается, во всем доме внезапно погас свет. То есть, значит, перебои с электричеством бывают и в Англии, с чувством легкого удовлетворения подумает ставропольский зритель, не раз оказывавшийся в подобной ЧС. Не пугайтесь, зрителей долго в «ничего невидении» держать не будут, у нас, конечно, появится возможность наблюдать за происходящим, в то время как на сцене будет условно царить темнота, заставляющая героев то и дело попадать в нелепо-комичные положения. В продолжение всего спектакля не устаешь удивляться широте актерских приемов, позволяющих так убедительно сыграть поведение человека в непроглядной тьме. Часто это становится дополнительным поводом просто посмеяться над нарочито неуклюжими движениями и двусмысленными ситуациями. В общем, ход, конечно, выигрышный во всех отношениях, в полной мере работающий на всю интригу спектакля.

Затевает эту интригу симпатичный молодой, но при этом, увы, бедный скульптор Бриндсли Миллер на пару со своей новой возлюбленной (а есть еще и «старая», то бишь предыдущая), весьма предприимчивой, хотя вроде бы влюбленной в него Кэрол. Бриндсли приглашает известного ценителя искусства, миллионера и коллекционера Шульца, потенциального покупателя творений. Но юному гению страшно не хочется упасть в глазах высокого гостя из-за убогого своего жилища, вот он и перетащил к себе мебель зажиточного приятеля-соседа Гарольда, чудаковатого собирателя антиквариата, пользуясь его отсутствием... Само собой, в один не столь прекрасный и совсем не подходящий момент сосед вернется, правда, впотьмах не сразу поймет, что происходит. Разборки последуют позже... Компанию пополнят сначала еще одна соседка – недалекая миссис Фернивел, потом папаша Кэрол – старый служака полковник Мелкетт, за ним – прежняя возлюбленная героя Клея и, наконец, долгожданный электрик, который к тому же окажется самым настоящим философом... В общем, народу в темной комнате набьется, кажется, больше, чем она способна вместить. Просто поразительно, как они не натыкаются друг на друга в беспорядочной суете среди нагромождения антиквариата!

Замечательно справляются с поставленной задачей все артисты этого слаженного ансамбля. Совершенно на своем месте буквально каждый, очень точно выбранный именно на эту роль постановщиком. Как убедителен в образе ограниченного зануды-солдафона ветеран сцены Михаил Новаков! При этом артист, кажется, и сам слегка подсмеивается над своим героем, безобидным и туповатым, однако полным безграничного самомнения. А как забавен внешне импозантный, с претензией на интеллектуала герой Игоря Барташа, каким тонким юмором сияют глаза двух соперниц по сюжету спектакля – Ольги Буряк и Марины Катковой, как искрометно подвижен неудачливый интриган Владислава Таранова, какими неожиданными предстают в своих вроде бы небольших ролях Лада Гольдман и Георгий Серебрянский, и даже совсем уж крошечный выход на сцену Владимира Лепы в нарочито «чарли-чаплинском» виде вносит свою толику смеха в происходящее. А происходящее можно, пожалуй, назвать этаким беспросветным во всех смыслах враньем, но с ненавязчиво читаемой, извините, моралью.

В целом спектакль, повторюсь, четко выдержан в стиле именно Ставропольского театра драмы. Этот стиль предполагает хорошую драматургию, высокий исполнительский профессионализм, отличное знание запросов своей публики и неувядаемое желание обязательно поделиться с нею позитивным отношением к жизни, какими бы проблемами она нас ни нагружала. Ко всему добавлю известную истину: часто комедию бывает поставить даже труднее, чем трагедию. Потому как за каждым углом подстерегает опасность скатиться к незатейливому хохмачеству, этакой сюжетной клоунаде, комикованию «на тему». Всех этих подводных камней счастливо избежала новая премьера, порадовав добрым настроением и человечески теплым, живым, нормальным (!) юмором. Темная история, представленная в светлых тонах, оставляет и героям, и нам, зрителям, четко ощущаемую надежду на победу добра, правды, любви. Согласитесь, это немало!

«Темная история в светлых тонах»
Газета «Ставропольская правда»
20 февраля 2015 года