14:43, 10 февраля 2015 года

Проект «Победившие войну» открыт выставкой художников К. Казанчана и Р. Богославского в изомузее Ставрополя

Посетить выставки - настоящее счастье, и не только потому что с первых минут ощутим высокий уровень мастерства авторов. Наверное, одна из главных причин - это ее атмосфера. Среди полотен выдающихся мастеров перед посетителем открывается вся простота и красота жизни в ее естественном проявлении. Корюн Казанчан и Родион Богославский оставили на память о себе «живые» работы, в которых отпечатались трудовые будни людей. Впрочем, есть и немного военных сюжетов. Их картины и сегодня потрясают и завораживают мастеров изобразительного искусства…

- Работы двух мэтров будут интересны и маститым художникам, и тем, кто только учится держать кисть в руках, - рассказала заместитель директора музея Ольга Бендюк. - Сегодня трудно найти художников, которые работали бы так же искренне, честно и профессионально. В этих полотнах есть рисунок, композиция, тема, идея, образ, чувства. Тут есть все! Важно сказать, что творчество людей, прошедших войну, наделено оптимизмом: да, в своей жизни они видели много страшного, но хотели выразить прекрасные стороны бытия.

Первую большую экспозицию открывают картины Корюна Казанчана, которому в этом году исполнилось бы 95 лет. Победный салют застал его в Берлине. Корюн Геворкович был награжден медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны II степени. Пройдя боевой путь от Северного Кавказа до Германии, после он осуществил свою мечту и стал выдающимся художником. Участие в Великой Отечественной войне многое объясняет в его приверженности рассказывать о мире, где торжествует человек, его трудовая, то есть нормальная, созидательная жизнь.

Вот как он писал об искусстве: «…Чем дороги нам произведения старых отечественных мастеров? Прежде всего в них поражает взволнованность избранной тематикой, одухотворенность образов. И, конечно, высокое мастерство. Сам процесс накладывания красочного слоя на холсте - немаловажный момент в их творчестве. В живописи корифеев русского искусства всегда присутствует влюбленность в процесс работы над холстом». Сегодня эти строки хорошо характеризуют работы самого автора.

В послевоенное время основная идея, волнующая душу творческого человека, касалась возрождения страны, прославления людей труда. Неудивительно, что первая картина Казанчана называлась «Итоги социалистического соревнования». Сегодня это звучит уже почти экзотично. Здесь художник изобразил тружеников хлебной нивы. Потом в жизни Корюна Казанчана настает момент, когда он целиком окунается в жизнь Ставропольского края: он бывал на многих полевых станах, подолгу задерживался на овцеводческих фермах, где жил месяцами, работая рядом с героями своих полотен. Как вспоминают очевидцы, из таких командировок художник привозил несчетное количество этюдов с натуры - пейзажи, портреты, жанровые зарисовки. В работе он был предельно точен - герои позже узнавали себя на его картинах.

Большая коллекция работ Корюна Казанчана бережно хранится в стенах музея. Что можно увидеть на выставке? Очень добрую и солнечную по цвету картину «Урожай», которая отличается безукоризненным исполнением: чистые, звучные цвета, живые линии. На холсте - семь увлеченных работой женщин. Перед нами застывшие образы, переданные точно с фотографии. В другом конце зала как бы в продолжение темы на нас смотрит картина «Лето золотое», исполненная в тех же ярких, жизнеутверждающих тонах.

Война всем принесла немало тягот: женщины трудились и на фронте, и в тылу, и после войны они заменили не вернувшихся с войны отцов, мужей, сыновей. Поэтому художник так охотно и с таким трепетом воспевает сильную женщину, способную все вынести на своих плечах. Вот доярки присели на скамейку отдохнуть после тяжелого дня, да так раззадорились, что художнику удалось запечатлеть их веселье. Вообще, каждая работа Казанчана вызывает эмоции, будь то радость или грусть. Вот на картине «Мать» в ожидании домочадцев пригорюнилась бабушка на деревянной скамейке. Она уже разложила на столе тарелки, ложки, поставила самовар.

Другая выставка - «Опаленный войной. Родион Богославский» - более камерная. Она посвящена 100-летию со дня рождения мастера. Экспозиция поместилась в отдельном небольшом зале, да и сами работы художника не столь фундаментальны по размерам, но наполнены энергией, вдохновением, мыслью.

Родион Богославский родился в крестьянской семье. Вспоминая о том, как началось его знакомство с живописью, он говорил: «Кажется, что рисовал я всегда». До войны Богославский окончил Московское художественное училище, выставлял свои работы в Элисте, где и жил в то время. Когда началась Великая Отечественная, Богославский получил «бронь», но добровольцем ушел на фронт, прошел всю войну, освобождал Украину, Белоруссию, Прибалтику, Польшу, Германию. Дважды был тяжело ранен, провел в госпитале около восьми месяцев. В передышках между боями он делал наброски, писал этюды с натуры. Дважды его военный творческий багаж был уничтожен прямым попаданием снаряда в армейский автомобиль. В 1945 г. Родион Богославский был демобилизован из рядов Советской армии в звании гвардии младшего сержанта с орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны I степени.

После войны он переехал в Ставрополь. В краевой столице преподавал в Доме художественного воспитания и в Доме пионеров. В 1969 году в городе произошло знаменательное событие - открытие краевого художественного училища. Одним из его преподавателей стал и Богословский. В комнате-мастерской он проводил все свободное время, вспоминали ученики.

Своих подопечных Родион Никандрович учил честно и ответственно подходить к работе. И сам был глубоко предан профессии. Родион Богославский оставил после себя богатое наследие. На выставке представлены живописные и графические труды. Редкие из них рассказывают о войне - в основном это бытовые сюжеты. Например, эскиз к картине «Борьба Хонгра с Цаганом», картины «Цирк на трассе», «Окраина города Элисты», «Дворец Джангара».

…Две экспозиции таких разных мастеров создают трогательную атмосферу присутствия во времени, наполненном надеждой и верой в светлое будущее. В период, когда забытью предаются многие из прежних идеалов, обращение ко времени великих подвигов и честного труда способно подарить людям минуты творческого вдохновения и веры в великое будущее своей страны.

«О великом будущем страны»
Газета «Ставропольская правда»
17 февраля 2015 года